The article views the sphere of tourism in conjunction with related sectors of economy; identifies the key challenges to regional tourist infrastructure development, which requires qualitative change and solid investment; and defined the major deterrents to investment activity in the tourist industry. The authors see special economic zones as instrumental to promoting investment highlights, and demonstrate the need for the private-public partnership mechanism development and the information support of the investment process, specifically, introducing a statistical reporting system covering a wider range of type- and region-related investment evaluation indices.
sphere of tourism, economic zones, investment, regional economy, infrastructure, effectiveness, statistics, partnership
В условиях перехода России на инновационную социально ориентированную модель экономического развития роль туризма в обеспечении социальной стабильности и экономического роста более чем очевидна. Туризм играет важную роль в формировании здорового образа жизни, решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, повышая уровень занятости и благосостояния населения страны. Развитие туризма невозможно без развития услуг туристских компаний, сети коллективных средств размещения, транспортной инфраструктуры, связи, торговли, предприятий общественного питания, производства сельскохозяйственной продукции, строительства, что делает сферу туризма, с одной стороны, катализатором социально-экономического развития регионов, а с другой - требует притока значительных инвестиций в формирование качественной туристской инфраструктуры на фоне ее неразвитости в целом.
Центральное место в туристской инфраструктуре занимают коллективные средства размещения (КСР) - гостиницы и аналогичные средства размещения (мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.), а также специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, турбазы и др.). С точки зрения обеспеченности коллективными средствами размещения все регионы России туристической и рекреационной направленности можно разделить на следующие категории:
1) с высоким уровнем развития инфраструктуры;
2) с относительно высоким уровнем развития инфраструктуры;
3) с средним уровнем;
4) с низким уровнем развития инфраструктуры. Уровень развития определяется с учетом направлений и видов туристско-рекреаци-онных услуг, на которых специализируются регионы (табл. 1).
Таким образом, по уровню развития сети КСР наблюдается отставание большинства регионов от таких традиционных, исторически сложившихся туристско-рекреационных зон, как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Псковская область, Москва и Московская об-
1. Ezhegonyi statisticheskii sbornik Rosstata «Rossia v tsifrakh. 2013 god» [Federal State Statistics Service´s Annual statistical abstract «Russia: Figures, 2013»]. Natshional´noe bogatstvo / Investitsii [National wealth / Investment]. http://www.twirpx.com/file/1264587/ (Accessed on April 1, 2014)
2. Ofitsial`nyi sait Schetnoi palaty Rossiiskoi Fexderatsii [Accounts Chamber of the Russian Federation´s official website]: http://www.ach.gov.ru. (Accessed on April 1, 2014).
3. Dannye oprosa inostrannykh investorov «Ob investitsionnom climate Rossii» [Foreign investors´ survey report «On the investment climate in Russia»]. The government of the Russian Federation´s official website / The Foreign Investment Advisory Council: http://government.ru/. Accessed on April 1, 2015.
4. Sait Federal´nogo Agentstva po turizmu [The Russian Federal Agency for Tourism´s official websit]: http://www. russiatourism.ru (Accessed on April 1, 2014).