THE HERO AND THE TIME IN THE WORK OF A.P. PLATONOV AND A.N. TOLSTOY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the material of the story “Blue Cities” and the story “Jan”, this study compares the creative laboratory of two powerful artistic personalities in the era of major fractures and world disasters — A.N. Tolstoy and A.P. Platonov. Through the comparative analysis of the story “Blue cities” of A.N. Tolstoy and the story” Jan “A.P. Platonov, the similarity and difference in the attitude of the characters, as well as their words and deeds during the described events, are revealed. Both writers employ protagonists who are determined to make the whole of humanity happy. In Tolstoy’s story, there is a downfall of this dream. With his own life, the protagonist of Platonov’s novel asserts conditions for building a new world in which man will be happy. The conceptual idea of the Platonov’s story “Jan”: “... help will come only from another person”. The approach to the protagonist is explained by the ideological positions of the writers.

Keywords:
A.N. Tolstoy, A.P. Platonov, the story “Blue cities”, the story “Jan”, Arthur Schopenhauer, Homer, pathos, heroic and tragic, situation, time and place, civil war, life experience, defender of the socialist idea, philistinism, the struggle for justice, the hero-transducer, the portrait characteristic, the artistic detail, the matches, the grandiosity of tasks, the article “Tasks of literature”, the new principles of life, charity, compassion, help, will, sound.
Text

Одно из направлений платоноведения — сравнительное изучение предшественников и писателей, появившихся позже, ставшее одним из множества подходов в изучении отечественной и мировой литературы и культуры. На этом пути трудно ждать сенсационных открытий. Внимательное прочтение многочисленных текстов не сулит озарения, но дает возможность увидеть объемно и масштабно оригинальность задач, решаемых тем или иным писателем и самобытность его творчества в литературном развитии. В этой области платоноведения есть выдающиеся исследования: например, сравнение художественных текстов современников Б. Пильняка и А. Платонова с целью выявления сходства-отличия изображения «стихийных сил» [10, c. 84–104] или исследование Н.В. Корниенко большого свода вопросов и методологии двух ключевых фигур русского литературного процесса 1920–1940-х гг. Андрея Платонова и Михаила Шолохова [3, c. 1–534], или монография Л. Борового «Язык писателя», в которой автор сравнивает творчествоА. Платонова с его современниками А. Фадеевым, Всеволодом Ивановым,
М. Пришвиным и др. [1, c. 217]. Несомненный интерес вызывает у нас сравнение литературного бытия двух мощных художественных личностей в эпоху крутых переломов, мировых катастроф — А.Н. Толстого (1883–1945) и А.П. Платонова (1899–1951) [9]. Выбор материала для нашего сопоставительного анализа обусловлен многими причинами. А. Толстой и А. Платонов — почти ровесники, люди одного поколения, хотя А. Толстой превосходит Платонова жизненным опытом. Вышедшие из разных социальных групп, эти писатели в определенный момент своей жизни становятся активными носителями марксистско-ленинской идеологии, они соратники в деле грандиозного переустройства страны, хорошо знают Россию с ее силой и слабостями. Этих писателей воспитала могучая русская культура и великая литература. Они, активные наблюдатели изменения жизненных начал народа, должны были, как говорилось в то время, «рука об руку», «чувствуя биение сердца товарища, «в едином строю» осуществлять «великую цель». Но такого единения не случилось, хотя, рассматривая произведения А. Толстого и
А. Платонова рядом, можно найти в частностях много общего: писатели сходны в своем стремлении к эпическому обобщению событий в стране (эпопея А. Толстого «Хождение по мукам» (1921–1941), роман А. Платонова «Чевенгур» (1929). Оба писателя и в прозе, и в публицистике обращаются к историческому материалу, изображающему петровское время, когда «трещит и рушится старый мир», чувствуя определенное созвучие между двумя эпохами. Сходным является для обоих писателей обращение к «высокой и бессмертной народной литературе» (определение Платонова), обработка народной сказки, рассмотрение народной сказки как хранилища сокровищ рус-
ского языка, драгоценнейшего достояния нашего народа» [9]. И тот и другой писатель обращаются к драматургии. Они активно перекликаются в восприятии Великой Отечественной войны, о чем свидетельствует их проза и драматургия того периода.

References

1. Borovoy L.Ya. Yazyk pisatelya [The language of the writer]. Moscow, 1966. 217 p.

2. Bryusov V. Sredi knig [Among the books]. Zhurnal «Pechat’ i revolyutsiya» [Journal “The Seal and the Revolution”]. 1923, I. 6 (Octorber - November).

3. Dal’ V.I. Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory dictionary of the living Great Russian language]. Moscow, 1998, V. 1, pp. 136, 137.

4. Kornienko N.V. «Skazano russkim yazykom…». Andrey Platonov i Mikhail Sholokhov: Vstrechi v russkoy literature [“It is said in Russian ...”. Andrei Platonov and Mikhail Sholokhov: Meetings in Russian Literature]. Moscow, IMLI RAN Publ., 2003. 536 p.

5. Kornienko N.V. Istoriya teksta i biografiya Andreya Platonova (1926-1946) [The history of the text and the biography of Andrei Platonov (1926-1946)]. Zdes’ i teper’ [Here and Now]. 1933, I. 1, p. 230.

6. Platonov A. Fabrika literatury. O korennom uluchshenii sposobov literaturnogo tvorchestva [Factory of Literature. On the radical improvement of the methods of literary creativity]. Platonov A.P. Sobr. soch. Fabrika literatury: Literaturnaya kritika, publitsistika [Platonov AP Coll. op. The literary factory: Literary criticism, publicism]. Moscow, 2011, p. 51.

7. Platonov A. Retsenzii [Reviews]. Oktyabr’ mysli [October of thought]. 1924, pp. 94-96.

8. Platonov A.P. Dzhan [Jan]. A.P. Platonov. Sobr. soch. v 3 t.T. 2: Povest’, rasskazy. 1934-1941 [A.P. Platonov. Coll. op. in 3 vols. T. 2: The story, stories. 1934-1941; Reflections of the reader]. Moscow, Sov. Rossiya Publ., 1985. 528 p.

9. Platonov A.P. Skazki russkogo naroda: «Russkie narodnye skazki» v obrabotke A.N. Tolstogo [Tales of the Russian people: “Russian folk tales” in the treatment of A.N. Tolstoy]. Ogonek. 1947, I. 26, p. 24.

10. Tolstaya-Segal E. Ierusalim. «Stikhiynye sily». Platonov i Pil’nyak (1928, 1929) [“Elemental forces.” Platonov and Pilnyak (1928, 1929)]. Andrey Platonov. Mir tvorchestva [Andrey Platonov. The world of creativity]. Moscow, Sovremennyy pisatel’ Publ., 1994. 432 p., pp. 84-104.

11. Tolstoy A.N. Golubye goroda [Blue cities]. Tolstoy A.N. Sobr. soch. v 10 t. T. 4. [Tolstoy A.N. Coll. op. in 10 tons. T. 4]. Moscow, 1993, p. 8.

12. Tolstoy A.N. Zadachi literatury (Literaturnye zametki) [Problems of Literature (Literary Notes)]. Tolstoy A.N. Sobr. soch. T. 10 [Tolstoy, A.N. Coll. op. T. 10], p. 101.

13. Tolstoy A.N. Otkrytoe pis’mo N.V. Chaykovskomu [Open letter to N.V. Tchaikovsky]. A.N. Tolstoy. Sobr. soch. V 10 t. T. 10. [A.N. Tolstoy. Coll. op. In 10 vols. T. 10]. Moscow, 1986, pp. 48-49.

14. Chernyshevskiy N.G. Chto delat’. Glava: Chetvertyy son Very Pavlovny [What to do. Chapter: The Fourth Dream of Vera Pavlovna]. Moscow, 1997, pp. 373-395.

Login or Create
* Forgot password?