Moscow, Russian Federation
The article reveals the role of a lesson as the main form of education. The potentialities of integration of music lessons in a general education school into choral classes with the labour veterans choir are determined.
music lesson, choir singing, music teacher, general development, supplementary education, choirmaster, creative activities, life-long education
Реформа системы образования в России вносит свои коррективы в подходы к воспитанию и образованию, которые выражаются, в том числе, в вариативности преподавательской деятельности. Особенно это касается системы дополнительного образования, призывающей педагога к постоянному поиску идей, новых приёмов и способов обучения и воспитания, стремлению к повышению квалификации [5].
Согласно энциклопедии, урок – это форма организации процесса обучения с целью овладения обучающимися знаниями и умениями. История педагогики продемонстрировала, что классно-урочная система создаёт благоприятные условия для коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и обучающихся, в ходе которого достигается триединая цель: обучение, воспитание, развитие. На уроке также происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта общения со сверстниками. В такой коллективной деятельности, при направляющей роли педагога, у обучающихся формируются важные качества личности: дисциплинированность, аккуратность, внимательность, ответственность, честность, исполнительность, работоспособность, самостоятельность. Используя данные преимущества урока, педагог имеет возможность на высоком уровне приобщать детей к художественному творчеству. Например, Е.Р. Ильина выделяет специфику деятельности учителя музыки, подчёркивая, что учитель музыки в некотором роде не только узкий специалист – преподаватель-предметник, но еще и актер, режиссёр-драматург, исполнитель, дирижёр, постановщик спектаклей и инсценировок, а также импровизатор и организатор музыкальных конкурсов и т.п. [3, с. 52].
В учебном предмете «Теория музыкального образования» московских авторов Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой обозначено, что каждый урок музыки, как и музыкальное искусство в целом, несёт определенные функции, призван решать определённые задачи и имеет следующие основные составляющие: тема, идея, жанр, композиция, драматургия, импровизационность, атмосфера, – которые выступают в неразрывном единстве и взаимосвязи [2, с. 177]. Эти составляющие урока музыки выявляют его специфику: обращение учителя и обучающихся к живому образному миру музыки, что обеспечивает возможность воздействия музыки на духовный мир ребёнка; оказание арттерапевтического воздействия на психическое состояние обучающегося.
В другом учебном курсе – «Музыкально-педагогический практикум» петербургского исследователя И.Р. Ильиной – отмечается, что урок музыки имеет свою специфику, так как включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности учащихся. Эти виды деятельности могут быть представлены в различных комбинациях, что исключает некую «трафаретность» в проведении урока музыки [1, с. 158]. Вместе с тем, в ходе урока они должны быть связаны в неделимый тематический узел [4, с. 11]. Б.С. Рачина отмечает: «Каждый урок – это вполне определённое драматургическое действо, воплощающее развитие единой идеи: в нём есть своё вступление, экспозиция, развитие – разработка, кульминация, кода – обобщение» [6, с. 22]. В этом контексте следует отметить, что драматургическое действо, которое находит своё отражение в хорошо организованном и продуманном уроке музыки, способствует формированию целостной, гармоничной, всесторонне развитой, высококультурной личности, с возможностью обучающегося ощутить себя исполнителем, слушателем, способным выразить себя в музыкальном творчестве.
Резюмируя, отметим: в изученной педагогической литературе прослеживается мысль, что урок музыки несёт определённые функции, решает комплекс педагогических задач. Урок музыки содержит ряд этапов: организационный момент, актуализация знаний, введение в тему и проблемы урока, поиск решения проблем, закрепление знаний, исполнительская деятельность, повторение изученного, рефлексия. На уроке музыки обучающимся предлагаются разнообразные виды деятельности: музыкально-слушательская, вокально-хоровая, музыкально-исполнительская (игра на детских музыкальных инструментах) и другие, которые объединяются в общую драматургию урока, словно в «пазл». В ходе урока учитель прибегает к общедидактическим и специальным методам и принципам музыкального образования. Всё вышеперечисленное таким образом позволяет учителю музыки интегрировать элементы урока, чтобы они отвечали целям и задачам урока. Кроме того, это позволяет создавать новые индивидуальные образовательные модели творческих уроков музыки.
Уроки музыки общеобразовательных школ направлены на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач, которые соответствуют современным требованиям социума; сочетают различные формы занятий: коллективную, групповую, индивидуальную.
Анализ данной информации позволяет проследить возможность преломления потенциальных возможностей уроков музыки в процессе досуговой хоровой деятельности со взрослыми и выявить некоторые особенности и перспективу в построении хоровых занятий по типу уроков музыки общеобразовательной школы, что и осуществлялось автором на протяжении 2014-2016 годов на базе самодеятельного хорового коллектива ветеранов труда «Арфа» города Москвы. Обращаясь к учебно-методическому комплексу для начальной и основной школы, разработанному под руководством Д.Б. Кабалевского [1, с. 13-22], мы находим руководящий принцип музыкального развития школьников: раскрытие связи между музыкой и жизнью. В процессе каждого хорового занятия автор статьи с коллегами начали акцентировать внимание на его теме, и в соответствии с темой отбирали музыкальный материал. Например, проводилось занятие на тему «Преобразующая сила музыки», целью которого было раскрыть интонационную природу, образность, показать связь музыки с жизнью человека. Для реализации этой цели в ходе занятия эпизодически включали слушание музыки из репертуара «золотого» педагогического фонда. В частности, обращаясь к шестой симфонии П.И. Чайковского (основные темы), совместно со взрослыми участниками хора (с наличием большого жизненного опыта!) происходило «исследование» образца классической музыки и установление воздействия высокохудожественной музыки на личность человека, его психологический и духовный мир. В процессе такой творческой работы, когда педагог интересуется опытом своих подопечных, он мотивирует участников хора на исследовательскую деятельность, устанавливая магистральный лейтмотив: «Музыка способна выпрямлять душу человека» (Курсив автора). По окончании слушания музыки вновь происходило включение в вокально-хоровую деятельность, но уже на более высоком эмоциональном уровне.
На другом хоровом занятии, проведённом на основе учебно-методического комплекса для начальной и основной школы, разработанного под руководством Г.П. Сергеевой [1, с. 23-40], была поставлена цель рассмотреть и раскрыть избранную тему под определенным акцентом в её содержании. Тема данного занятия была следующей: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Репертуар музыкального материала подбирался заранее с учётом предпочтений самих хористов. При этом тема занятия не сообщалась – хористы имели возможность сформулировать её самостоятельно в ходе знакомства с разнообразными высокохудожественными произведениями музыкального искусства. При эмоционально-ценностном общении с музыкой С.В. Рахманинова участники хора путём сопоставления вокального произведения «Вокализ» (в разных исполнительских трактовках) и Прелюдии до-диез минор Op. 3 № 2 постепенно выясняли закономерности и особенности религиозной русской традиции музыкального творчества композитора. При этом хористы с большой охотой вступали в музыкально-теоретическую и музыкально-историческую деятельность, в процессе которой рождались эмоционально окрашенные впечатления об услышанных образцах музыки, что, в свою очередь, имеет потенциал в формировании музыкальной и духовной культуры личности.
Следующий пример использования потенциальных возможностей урока музыки в процессе хоровых занятий со взрослыми – это выстраивание драматургии хорового занятия. Здесь мы конструировали все этапы занятия, от распевания до домашнего задания, с постепенным развертыванием темы занятия. Распевание хора начиналось с музыкального приветствия хормейстера и хора. Таким образом преподаватели вели работу по настройке голосового аппарата и введению участников хора в творческую атмосферу. В процессе вокально-хоровой работы мы придавали каждой мелодической попевке из разучиваемого произведения тот образ, который заложен в нём, используя при этом скороговорки, приёмы мелодического эха и сольфеджирования. Затем, по нарастанию драматургии, включали в хоровое пение игру на музыкальных инструментах, а далее организовывали взаимодействие разнообразных видов музыкальной деятельности – музыкально-драматическую театрализацию. Например, при подготовке к тематическому концерту «Ничто на земле не проходит бесследно» мы поэтапно вводили на хоровых занятиях различные виды деятельности. Начинали с игры на музыкальных инструментах (в хоре есть несколько человек, которые владеют на начальном уровне игрой на фортепиано, гитаре, баяне и других инструментах). Когда хористы уставали, игра сменялась музыкально-драматической театрализацией. Затем, по мере усвоения музыкального материала, можно было сочетать эти виды деятельности в рамках одного занятия. В нашей практике мы не раз обращали внимание на то, что в работе со взрослыми хорошие результаты приносит творческо-поисковый метод, поскольку хористы, в силу возраста и предыдущего опыта, имеют свою точку зрения на музыкальную драматургию номера (его театрализацию), на то, в какой блок концерта отнести тот или иной номер. Хормейстер не даёт своим подопечным знания в готовом виде, а лишь направляет их мысль: например, рекомендует театрализовать песню при её разучивании. Хористы предлагают различные варианты и находят наиболее действенный и близкий им по духу способ разрешения проблемной ситуации.
Начиная с 2014 года, мы осторожно заимствовали различные составляющие уроков музыки общеобразовательной школы в процессе хоровых занятий со взрослыми, так как опасались, что такие новшества могут пагубно повлиять на интересы участников коллектива, на их мотивацию и отношение к самому процессу творчества. К нашей радости, в ходе собственной педагогической деятельности мы убедились, что потенциальные возможности уроков музыки общеобразовательной школы являются унифицированным средством всестороннего развития обучающихся любой возрастной группы. Однако здесь нужно отметить, что в дополнительное образование взрослых не следует механически переносить школьные уроки музыки как форму организации занятий, поскольку это противоречит специфике культурно-досуговой деятельности. Вместе с этим установили, что внедрение разнообразных методов, используемых на уроках музыки (музыкальное приветствие, скороговорки, мелодическое эхо, сольфеджирование, подпевание, пропевание главных тем, сопоставление, сравнение, характеристика образов, совместное исполнение и другие), видов музыкальной деятельности в организацию хоровых занятий со взрослыми носит качественно-преобразовательный характер. Собственно потенциальные возможности урока музыки системы основного общего образования школьников применительно к системе дополнительного образования взрослых будут постоянно трансформироваться и корректироваться, тем самым приобретая элемент вариативности.
Таким образом, в период с 2014 по 2016 год при осуществлении работы по заданным направлениям с хором ветеранов труда автором статьи с коллегами было отмечено, что людей пожилого возраста необходимо заинтересовывать и вовлекать в разнообразную творческую деятельность, в которой человек данного возраста может и хочет проявить себя, переключаясь от социальных проблем на позитив.
Для этого необходимо соблюсти ряд педагогических условий: при планировании хоровых занятий со взрослыми следует включать в них составляющие уроков музыки (без видимого на этом акцента): цель, задачи, тема, идея, жанр, композиция урока; необходимо использовать разнообразные виды музыкальной деятельности и принципы конструирования уроков музыки с учётом драматургического развития занятия; использовать игровые приёмы (пение по цепочке), вокальную импровизацию, музыкальные викторины; особое внимание уделять формированию общекультурных взглядов в отношении музыкального искусства; уделять большое внимание импровизационному началу; решать комплекс специальных задач по объединению и сплочению коллектива; создавать атмосферу художественных открытий для участников хора; учитывать приоритет совместной деятельности с опорой на опыт взрослого обучающегося; осуществлять постоянное самообразование, ибо только так можно быть интересным людям.
1. Abdullin E.B. Soderzhanie i organizaciya zanyatiy v razlichnyh formah obschego muzykal'nogo obrazovaniya: ucheb. pos. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / E.B. Abdullin, E.V. Nikolaeva. - Lipeck: Izd-vo Lip. gos. ped. un-ta, 2006. - 115 s.
2. Abdullin E.B. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / E.B. Abdullin, E.V. Nikolaeva. 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Izd-vo Mosk. ped. gos. un-ta: Prometey, 2013. - 431 s.
3. Il'ina E.R. Muzykal'no-pedagogicheskiy praktikum: ucheb.-metod. posobie. - M.: Al'ma Mater, 2008. - 415 s.
4. Kabalevskiy D.B. Osnovnye principy i metody programmy po muzyke dlya obscheobrazovatel'noy shkoly // Programmy dlya obscheobr. Shkol. 1-8 klassy / D.B. Kabalevskiy. - M.: Prosveschenie, 2006. - S. 11.
5. Kalish I.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya povysheniya kvalifikacii pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. -M.: Akad. povysh. kvalif. i perepodg. rab. obrazovaniya, 2000. - 22 s.
6. Rachina B.S. Tehnologii i metodika obucheniya muzyke v obscheobrazovatel'noy shkole: ucheb. posobie / B.S. Rachina. - SPb.: Kompozitor, 2007. - 544 s.