Abstract and keywords
Abstract (English):
An external geared engagement is proposed, in which a positive gear ratio, i.e. gear and wheel rotate in one direction. The development of transmission from theoretical studies to implementation in car differentials is shown. The new differential has a high blocking ratio (up to 8), which will increase the patency of cars on difficult-to-reach road sections. It is simple in design and has small dimensions. Transmission can be used in gearboxes and gearboxes where rotation reversal is required.

Keywords:
gear ratio, gear transmission, external gearing of wheels, one-sided rotation of wheels.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Наиболее распространенными типами передач  в современном машиностроении являются зубчатые, которые выполняют одну  и ту же функцию в разных машинах и устройствах. Они используются как для изменения частоты вращения и крутящего момента, так и для преобразования вращательного движения  в поступательное. 

В зависимости от относительного расположения геометрических осей ведущего и ведомого валов различают зубчатые передачи с цилиндрическими колесами, применяемые при параллельных осях валов, которые будут рассмотрены в данной статье. Цилиндрические  колеса  могут быть с внешним и с внутренним  зацеплением. По расположению зубьев относительно образующей колеса различают прямозубые, косозубые и шевронные зубчатые колеса.

В зубчатых передачах при внешнем зацеплении получается отрицательное передаточное отношение, так как шестерня и колесо вращаются в разных направлениях, а при внутреннем зацеплении- положительное передаточное отношение, шестерня и колесо вращаются в одном направлении [1, 2].

Чтобы передать вращение в одном направлении от одного вала, расположенному параллельно другому валу, используют передачи с гибким рабочим органом: ременные или цепные. Однако эти передачи могут не удовлетворять потребителя из-за больших габаритов.

Передать вращение возможно и с помощью зубчатой передачи с внутренним зацеплением, но это ограничено передаточным числом, габаритами и сложностью изготовления и монтажа. Если использовать для этой цели передачу с внешним зацеплением, то необходимо вводить дополнительно промежуточное зубчатое колесо (паразитное), что опять же приводит к большим габаритным размерам и снижению КПД.

Напрашивается мысль, нельзя ли «невозможное сделать возможным», т.е. зубчатую передачу внешнего зацепления сделать с положительным передаточным отношением, где бы валы вращались в одном направлении?

В полной мере это удалось осуществить гениальному ученому в области теории механизмов и машин Борису Владимировичу Шитикову (1905-1982гг.), который фундаментально раскрыл и дополнил науку о зубчатых передачах в двух направлениях.

Первое - улучшение существующих зубчатых передач. В этом направлении под его руководством исследовались следующие темы: Ю.С. Маркин (прямозубые цилиндрические колеса – кандидатская и докторская диссертации), Г.А. Матвеев (гиперболические колеса – кандидатская), А.Б. Шитиков (плоскоколесные червячные  передачи – кандидатская), Ю.В. Коровин (глобоидные передачи – кандидатская) [3].

Второе направление – исследование совершенно нового вида зубчатых колес, которые до этого не были известны ни у нас в стране, ни за рубежом, в литературе не описаны и, естественно, не были изготовлены ни в моделях, ни в натурных образцах. Ниже в краткой форме изложены основные сведения по этому направлению исследования.

Анализ и обсуждение результатов результатов. В результате поиска решений по увеличению нагрузочной способности винтовой цилиндрической передачи Борисом Владимировичем было предложено совершенно новое зубчатое зацепление, у которого геометрические оси колес параллельны, зацепление  внешнее, зубья расположены по винтовым линиям (рисунок 1).

У предлагаемого зацепления боковая поверхность зуба одного колеса образована винтовым движением участка винтовой линии

вершины зуба другого колеса. Такая форма зацепления дает возможность в косозубой передаче с параллельными валами получить при внешнем зацеплении положительное передаточное отношение, т.е. передать вращение в том же направлении без промежуточного колеса.   У обоих колес зубья имеют одинаковое направление наклона.

 

References

1. Kozlovskiy M.Z., Evgrafov A.N. and others. Teoriya mekhanizmov i mashin. [The theory of mechanisms and machines]. M.: “Akademiya”, 2014. P. 560.

2. Korovin Yu.V. Teoriya mekhanizmov i mashin. [Theory of mechanisms and machines]. - Kazan: Izdatelstvo Fen, 2003. P. 396.

3. Mudrov A.G., Yarullin M.G. Issledovaniya uchenykh-mekhanikov Kazani i selkhozakademii. [Studies of mechanical scientists of Kazan and Agricultural Academy]. Kazan, Izd-vo “Foliant”, 2002. P. 88.

4. Avt. sv. №163857 SSSR, MPK F 06h. B.V.Shitikov, N.A.Bayazitov. (Author’s St. № 163857 USSR, the IPC F 06h. B.V. Shitikov, N.A. Bayazitov). Applied November 25, 1963, published November 22, 1964. Bulletin №13/

5. Bayazitov N.A. Kosozubye kolosa s novym zatsepleniem. // Trudy Kazanskogo khimiko-tekhnologicheskogo in-ta im. S.M. Kirova. [Helical gears with a new gear. // Proceedings of Kazan Chemical-Technological Institute named after S.M. Kirov]. 1963. - Issue 31. P. 67-75.

6. Bayazitov N.A. Nekotorye voprosy teorii i izgotovleniya kosozubykh kolos s novym zatsepleniem. // Trudy Kazanskogo khimiko-tekhnologicheskogo in-ta im. S.M. Kirova. [Some questions of the theory and manufacturing of helical gears with a new gear. // Proceedings of Kazan Chemical-Technological Institute named after S.M. Kirov]. 1963. - Issue 31. - P. 76-82.

7. Sachkov A.V. Novyy avtomobilnyy differentsialnyy mekhanizm. Avtoref. Diss…kand. tekhn. nauk. (A new automobile differential mechanism: Author’s abstract of dissertation for a degree of Ph.D. of Technics). Kazan, KGTU, 1971. P. 21.

8. Makarov E.G. Razrabotka i issledovanie novogo zubchatogo mekhanizma s evolventnymi tsilindricheskimi kolesami: Avtoref. Diss…kand. tekhn. nauk. (Development and investigation of a new gear mechanism with involute cylindrical wheels: Author’s abstract of dissertation for a degree of Ph.D. of Technics). Kazan, KGTU, 2000. P. 17.

9. SU 1449367 B 60 K 17/08. Korobka peredach transportnykh sredstv. (SU 1449367 B 60 K 17/08. Gearbox of vehicles. / Korovin Yu.V., Galeev V.L. Declared 16.03.1987, published 01/07/1989. Bulletin №1).

10. Panyukhin V.V., Timofeev G.A. Investigation of cylindrical self-braking transmission. [Issledovanie tsilindricheskoy samotormozyascheysya peredachi]. Vestnik MGTU im. N.E.Baumana. Seriya “Mashinostroenie”. The Herald of MSTU named after N.E. Bauman. Series “Mechanical engineering”. - 2014, №3. P. 3-15.

11. Chironis N. For Self-Locking at High Efficiency. The Twinworm Gear //Product Engineering. 1960. - № 3. - P. 39-43.

12. Hofmann S., Storz M. Doppelschraubgetriebe // Sonderdruck aus Ant-riebstechnik 34, 1995. №8.

13. Klein B. Ubertragungseigenschaften allgemeiner Zahnprofil geometrien // Konstrukteur. 1985. - 16. - № 9. - S. 63-68.

Login or Create
* Forgot password?