from 01.09.2014 to 15.06.2018
Kazakhstan
from 01.01.2014 to 01.01.2019
Bolashaq Academy (Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Senior Lecturer)
from 01.01.2014 to 01.01.2019
Karaganda, Kazakhstan
from 01.09.2012 to 31.05.2018
Karaganda, Kazakhstan
This article discusses the use of popular songs in English classes in high school as an effective method of mastering grammatical constructions and increasing students' motivation to learn the language. The article describes the key stages of the pedagogical experiment, during which the characteristic features of the perception of songs by students with different leading representative systems are singled out, as well as the effectiveness of selecting audio material based on the preferences of trainees. The importance of repeated repetition of grammatical construction with the help of key phrases of a song, as well as the use of living speech situations, reflected in the story line of the song, is revealed and confirmed.
grammar, songs, experiment, repetition, drilling, consciousness, speech pattern, speech situation, accuracy, fluency, stimulus.
Актуальность
Одной из современных тенденций иноязычного образования является применение нетрадиционных подходов и средств обучения грамматике. Это обусловлено тем, что грамматика зачастую является камнем преткновения, вызывая у студентов страх и значительно снижая мотивацию к изучению иностранного языка. Таким образом, поиск решения данной проблемы остается актуальным и требует тщательного анализа и разбора, начиная с опреде-
ления и понимания смысла и значения грамматики в иноязычном образовании. Большинство студентов представляет грамматику в виде справочников с правилами формирования и использования временных аспектов степеней
прилагательных, наречий и т.п. Однако этих составляющих частей грамматики недостаточно для преподавания и изучения иностранного языка. По утверждению английского методиста Скотта Торнбэри, грамматике должно быть отведено ведущее место в процессе коммуникативно ориентированного иноязычного обучения [1]. А по мнению Тома Хатчинсона, автора учебников по грамматике английского языка, грамматика помогает использовать английский язык нестандартно [2]. С этим высказыванием согласен и Пенни Ур, автор руководства по грамматике для учителей школ, утверждающий, что знание грамматики служит основой для овладения языком [3, с. 4]. Также, по мнению В.М. Филатова, грамматика помогает передавать оттенки мысли, являясь каркасом, связывающим слова и выражения [4, с. 74]. Рассмотрим простой пример работы грамматики. Предложение начинается со слов: Yesterday afternoon I… Какое слово будет идти дальше? Знание грамматики позволяет предвидеть описание какого-либо свершившегося события с помощью глаголов «увидела», «нашла», «купила» и т.п., либо действия,
которое не состоялось — «не смогла», «не успела» и т.п. Другими словами, можно делать подобные предположения благодаря тому, что в памяти человека хранится список речевых шаблонов или варианты возможных речевых выражений.
1. Thornbury S. How to Teach Grammar. Edinburgh: Pearson, 1999. 189 p.
2. Kolesnik L.I. Problemnoe obuchenie v ryadu drugikh napravleniy obucheniya. // Materialy XI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Obrazovanie na grani tysyacheletiy» «Problemno-informatsionnyy podkhod k realizatsii tseley sovremennogo obrazovaniya: voprosy teorii i praktiki». Nizhnevatorsk, 2015. S. 24.
3. Ur P. Grammar Practice Activities. A Practical Guide for Teachers. New York: Cambridge University Press, 1999. 148 p.
4. Porshneva E.R. Grammaticheskie kontsepty i sposoby ikh postroeniya pri izuchenii inostrannogo yazyka (na materiale zarubezhnykh issledovaniy) / E.R. Porshneva, O.V. Spiridonova // Inostrannye yazyki v shkole. 2008. № 6. S. 73-77.
5. Passov E.I. Osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam. M.: Russkiy yazyk, 1989. 278 s.
6. Krashen S. Principles and Practice in Second Language Acquisition, Oxford: Pergamon, 1982. P. 16.
7. Miftakhova N.Kh. K voprosu o gumanitarizatsii vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya.// Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2010. № 3. S. 436-442.
8. Veselova T.M. Poy i izuchay angliyskuyu grammatiku, uchebnoe posobie po angliyskomu yazyku. T.M. Veselova [i dr.], Sankt-Peterburg: KARO, 2006. 144 s.
9. Kramer D. The Association of Departments of Foreign Languages (ADFL) 2001. Bulletin 33. No 1. Pp. 29-35. URL: http://web2.adfl.org/ADFL/bulletin/v33n1/331029.htm (accessed data: May 13, 2018).
10. Nunes J. and Valsesia F. The Power of Repetition - Repetitive Lyrics in a Song Increase Processing Fluency and Drives Market Success // SSRN Electronic Journal. 2014. Pp. 187-199., doihttps://doi.org/10.2139/ssrn.2938838/
11. Scrivener J. Learning Teaching: a Guidebook for English Language Teachers. Heinemann, 1994.
12. Alter A.L. and Oppenheimer D.M. Suppressing Secrecy through Metacognitive Ease Cognitive Fluency Encourages Self-Disclosure // Psychological Science. 2009. 20(11). Pp. 1414-1420.
13. Sirotyuk A.L. Neyropsikhologicheskoe i psikhofiziologicheskoe soprovozhdenie obucheniya. M.: TTs Sfera, 2003.