PECULIARITIES OF ORIGIN AND FUNCTIONING OF MUSLIM LAW ON NORTH CAUCASUS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The process of entry of North Caucasus in legal space of Russia is taken up in the article. The role of sharia and adat in legal regulation of public relations on North Caucasus in Russian Empire, in Soviet state and post-Soviet Russia is marked out.

Keywords:
islam, pre-revolutionary Russia, North Caucasus, legal russian space, sharia, adat, Soviet state, post-Soviet Russia.
Text

На Северном Кавказе имелись свои особенности принятия ислама. Одной из особенностей принятия ислама явилось то, что этот процесс затянулся более чем на тысячелетие. Ислам на Северный Кавказ проник в VII в., вскоре после своего возникновения. В связи с этим следует отметить, что возникновение ислама связано с эволюцией арабской государственности от небольших протогосударств в начале VII в. до одной из крупнейших империй VIII–X вв. Арабского халифата. Арабы создали огромное государство, в том числе и путем захвата других территорий. Арабы завоевали и часть территории Кавказа, внедряя в общество шариат.

Однако процесс исламизации Северного Кавказа был длительным и завершился только в конце XIX в. Это происходило и насильственным путем (завоевание арабов), и в результате миссионерской деятельности проповедников.

Другой особенностью принятия и функционирования ислама на Северном Кавказе является еще и то, что шариат здесь, объединившись с местными правовыми обычаями (адатами) и затем — с законодательством России, создал уникальную систему регулирования общественных отношений. Использование адата наряду с шариатом объясняется рядом причин. Прежде всего, это связано с тем, что использование мусульманского законоведения, довольно запутанного, представляло затруднение даже для людей образованных, а суд по адату особых познаний не требовал. Отметим, что по шариату, как правило, решали дела, касающиеся гражданскоправовых и семейных отношений. Уголовные же дела часто продолжали решать по адату. И это тоже можно объяснить. Слишком строгие наказания, определяемые Кораном за преступления, считавшиеся, по понятиям многих горцев, маловажными (воровство, грабежи, употребление спиртных напитков), не могли нравиться народу. Кроме того, для внедрения в жизнь жестких норм шариата нужна была сильная централизованная власть, которой на Кавказе не было, да и вольное кавказское общество не принимало этого.

References

1. Rossiya i Vostok: problemy vzaimodeystviya: Sb. nauch. trudov Instituta vostokovedeniya RAN. Ch. 1 / Pod red. S.A. Panarina. M., 1993. S. 90.

2. Rasskazov L.P., Kangezov M.R. Musul´manskoe pravo kak raznovidnost´ religioznogo prava. Obshchestvo i pravo. 2010. № 1. S. 24.

3. Mukhammed Takhir al-Karakhi. Tri imama. Makhachkala, 1990. S. 4-6.

4. Shamil´ - stavlennik sultanskoy Turtsii i angliyskikh kolonizatorov (Sbornik dokumental´nykh materialov) / Pod red. Sh.V. Tsogareyshvili. Tbilisi, 1953. 558 s.

5. Nasardinov S. Chechnya: mify o religii i politicheskaya praktika. Rossiya i musul´manskiy mir: Byulleten´ referativno-analiticheskoy informatsii. 1996. № 4 (46). S. 25-26.

6. Pokrovskiy N.I. Kavkazskie voyny i imamat Shamilya. M., 2009. 584 s.

7. Shamil´. Illyustrirovannaya entsiklopediya. M., 1977. S. 57.

8. Koran. Sura 2, ayaty 163, 168. M., 1990. S. 47.

9. Leontovich F.I. Adaty kavkazskikh gortsev. Odessa, 1882-1883. S. 38.

10. Gammer M. Shamil´. Musul´manskoe soprotivlenie tsarizmu. Zavoevanie Chechni i Dagestana. M., 1998. S. 327.

11. Sbornik svedeniy o kavkazskikh gortsakh. Vyp. 1. Tiflis, 1868. S. 10-14.

12. Istoriya Sovetskoy Konstitutsii (v dokumentakh) 1917-1956. M., 1957. S. 66.

13. Stalin I.V. Sochineniya. T. 11. M., 1949. S. 394-397.

14. Fadeev V.N. Kriminologicheskie aspekty traditsionalizma i profilaktika sovershaemykh na ego pochve prestupleniy. M., 1992. S. 5-7.

Login or Create
* Forgot password?