Irkutsk, Irkutsk region, Russian Federation
Irkutsk, Irkutsk region, Russian Federation
UDK 31 Статистика. Демография. Социология
GRNTI 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
OKSO 44.03.01 Педагогическое образование
BBK 74 Образование. Педагогическая наука
TBK 80 Гуманитарные науки в целом
At the present time in connection with the updated requirements for the organization of the educational process in higher education, special attention is paid to the organization of distance learning. At the same time, one of the topical approaches to building distance courses is the modular approach, which allows individualization of training. In accordance with this approach, a full-fledged remote module should include instructive, informative, communicative and reflexive parts. With this approach, the teacher has the opportunity to more effectively build the educational process, focusing on the formation of personally significant results, expressed in terms of competence.
distance learning, remote Moodle system, modular training.
Актуальность. Новые цели и ориентиры профессионального образования, вариативность его содержания, многообразие образовательных структур обусловливают поиск новых организационных форм, подходов и средств обучения. Особую актуальность приобретают технологии, которые могли бы обеспечить личностное развитие обучающихся, достижение и получение высокого результата качества образования. Одной из таких технологий является технология модульно-компетентностного обучения. Проблема. Изучение работ ведущих отечественных специалистов в этой области (Г.И. Ибрагимов, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, Н.А. Морева, П.И. Третьяков, Д.В. Чернилевский, П.А. Юцявичене и др.) позволяет установить значимость использования модульно-компетентностного обучения. Вместе с тем, несмотря на многочисленные исследования, существует еще ряд нерешенных проблем. Одной из этих проблем является проблема использования технологии модульно-компетентностного обучения при построении дистанционных курсов, которые становятся все более и более востребованными. Исходя из этого, основной целью статьи является описание специфики модульного построения дистанционных учебных курсов в системе высшего образования. Методика исследования. Для достижения поставленной цели нам потребовалось изучить теоретическую составляющую проблемы. Было установлено, что модульный подход к обучению сформировался в процессе естественной эволюции сферы образования и является итогом достаточно длительных поисков наиболее эффективных методов образовательной деятельности [2]. Начало модульное обучение получило в зарубежной практике, авторами которого были S.N. Posilethwait, B. Goldshmid, M.L. Goldshmid и J. Russel (1974). Сущность данной концепции заключалась в том, что часть учебного материала целесообразно использовать как самостоятельную тему и свободно интегрировать в программу учебного курса. Современная концепция модульного обучения основывается на взаимосвязи личностного и деятельностного подходов. Модульное обучение — такое построение содержания обучения, когда каждый обучающийся может быть самостоятельным в отборе содержания обучения, его освоения исходя из личных особенностей и образовательных потребностей. На практике модульная технология — один из способов или направлений реализации личностно-деятельностного подхода в обучении [6]. Сущность педагогического процесса на основе модульной технологии состоит в том, что обучение структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули). Содержание и объем которых варьируются в зависимости от профильной дифференциации обучающихся и дидактических целей. Модуль может состоять из одной или множества учебных единиц, которая представляет собой объем знаний и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи. Модуль может меняться в зависимости от требований конкретной профессиональной деятельности [8]. Другими словами, модульное обучение представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения — модульное построение курса профессионального обучения. Данные компетенции могут иметь сложную структуру, поскольку образовательные задачи, обычно, разбиваются на подзадачи, также как деятельность на определенные шаги-действия. Таким образом, каждая компетенция характеризуются определенным набором умений, овладение которыми позволяет освоить этот вид деятельности. Модульное обучение легко интегрируется в дистанционную обучающую среду, предусматривающую индивидуальный подход к каждому обучающемуся. В этой связи необходима разработка алгоритма построения такого дистанционного модуля, следуя которому можно было бы использовать все преимущества модульного обучения. Основываясь на собственном опыте проектирования дистанционных образовательных модулей, можно сказать, что полноценный дистанционный модуль должен включать инструктивную, информационную, коммуникативную и рефлексивную части. Представим далее описание спроектированного нами модуля в рамках курса «Методика обучения иностранным языкам». Данный модуль был апробирован со студентами 4-го курса направления 44.03.05 «Педагогическое образование, профильной направленности “Иностранный язык (с двумя профилями подготовки)”». Инструктивная часть нашего дистанционного модуля представлена краткой аннотацией, к составлению которой необходимо подойти очень тщательно, поскольку, как указывают Д.А. Богданова и А.А. Федосеев, качество аннотации определяет возможность оценки обучающимися потенциальной
полезности модуля [1, с. 199].
1. Bogdanova D.A. Tsifrovye obrazovatel'nye resursy. Kogda zabyvayut o kachestve... [Tekst] / D.A. Bogdanova, A.A. Fedoseev // Metody i tekhnologii informatiki, primenyaemye v nauchnykh issledovaniyakh. 2010. № 2. S. 199-208.
2. Davydov L.D. Modernizatsiya soderzhaniya srednego professional'nogo obrazovaniya na osnove kompetentnostnoy modeli spetsialista [Tekst] / L.D. Davydov: dis. ... kand. ped. nauk. - Moskva, 2006. 189 s.
3. Domanskiy E.V. Refleksiya kak sredstvo diagnostiki lichnostnykh izmeneniy sub"ektov distantsionnogo obucheniya [Elektronnyy resurs] / E.V. Domanskiy // Internet-zhurnal «Eydos». 2004. 22 iyunya. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-02.htm/
4. Karpenko M.P. Nepreryvnoe obrazovanie na osnove informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy [Tekst] / M.P. Karpenko // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 6.
5. Kuksa V.N. Instruktsiya po sozdaniyu struktury kursa ili modulya distantsionnogo obucheniya [Tekst] / V.N. Kuksa, T.F. Maksimova, A.M. Sedinko. Novocherkassk, 2011.
6. Savchenko N.A. Modul'nyy podkhod v formirovanii klyuchevykh kompetentsiy u uchashchikhsya [Elektronnyy resurs] / N.A. Savchenko. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-24.htm/
7. Filatov O. K. Informatizatsiya sovremennykh tekhnologiy obucheniya v vysshey shkole [Tekst] / O. K. Filatov. - Rostov, TOO Mirazh, 1997. S. 213.
8. Yutsyavichene P.A. Teoreticheskie osnovy modul'nogo obucheniya [Tekst]: Dis. d-ra ped. nauk / P.A. Yutsyavichene. Vil'nyus, 1990.