Journal of Pedagogical Research (chief editor)
Russian Federation
The article considers the category "experience" in the axiological aspect, as the most important condition for the formation of a person's relation to the real world, the development of value judgments. The analysis of philosophical and psychological-pedagogical literature allowed the author of the article to draw a conclusion about the situational concreteness of the existence of value, depending on the acquired social and individual experience.
axiology, education, public consciousness, experience, value.
Индивидуальный и общественный опыт является важнейшим условием формирования отношения человека к реальному миру, выработки оценочных суждений. Следовательно, опыт – есть аксиологическая категория.
В философии ценности трактуются, как «человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности» [12, 765]. Согласно теоретическим позициям аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и другие), под ценностями понимаются добро, истина, красота, выступающие как некий идеал, «носителем которого является "сознание вообще"» [11, 547]. В диалектико-материалистической философии также выделяется аксиологический аспект сознания, который отражает его избирательность и ориентацию на выработанные обществом и принятые субъектом сознания ценности – философские, научные, политические, нравственные, эстетические, религиозные и др. [5, 294–295; 12, 622].
В социологии, согласно М. Веберу, ценности понимаются как особая категория значения. Поведение человека в определенной ситуации объясняется мотивами и намерениями человека, а также его оценками морального смысла своих действий и деятельности других людей в сложившейся ситуации.
По определению американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого, социальной ценностью может стать «любой предмет, обладающий эмпирическим содержанием, доступным членам социальной группы, а также значением, вследствие которого он является или может быть объектом действия» [14, 54]. Согласно Ф.З нанецкому и Г. Риккерту, ценности образуют мир культуры и являются первичным фактом человеческого опыта [15, 413]. Важным в этом подходе является взаимосвязь явлений культуры и человеческого опыта. Ценности, закрепленные в культурных общественных традициях, объективно влияют на развитие системы персональных ценностей, отражаются в индивидуальном опыте.
В работах Р. Перри понятие «ценность» анализируется в психологическом смысле. Р. Перри полагает, что качество ценности у предмета появляется в случае возникновения человеческих потребностей или интересов. Иначе ценность предмета для человека остается неопределенной. Подход Р. Перри в определении понятия ценности согласуется с трактовкой этого понятия А.Г. Здравомысловым. Он интерпретирует данное понятие с позиций исторического материализма, утверждая, что «ценности – это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы» [3, 166].
Г. Олпорт, описывая ценность в психологическом контексте, определяет ее как «личностный смысл» [8, 136]. Он пишет, что «ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность» [8, 133]. Исходя из данного определения, становится ясно, что личностный смысл как аксиологическая категория, выражает ценностное отношение субъекта к явлениям объективной действительности.
С точки зрения Н.И. Непомнящей, ценности составляют важнейший компонент структуры личности, выражающий наиболее ценное, значимое для субъекта содержание, а также особенности представления человека о себе, осознание себя [9, 28].
Ценности, в представлении В.М. Полонского, определяются как «качества и характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования» [10, 37]. Таким образом, квалифицированная постановка целей воспитания позволяет сформировать у человека личностно значимые и общественно ценные качества личности. При этом, соответствие качеств личности общественным идеалам можно рассматривать как критерий эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В своем фундаментальном исследовании мотивационных процессов Х. Хекхаузен интерпретирует ценность, как «привлекательность целевого объекта» и ставит ценности в один ряд с потребностями и влечениями человека. По его мнению, ценность «определяет нужность цели» [13, 207]. Категория «ценность» характеризует мотивационную сферу личности, отражает механизмы когнитивной и эмоциональной составляющей деятельности человека. При этом, если рассматривать счастье человека как ощущение «нужности» людям (С.В. Образцов), то согласно позиции Х. Хекхаузена, чувство счастья возможно рассматривать как аксиологическое, подобно имеющим место эстетическим, нравственным, патриотическим чувствам личности.
Как один из факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий, вскрывает деятельностную природу ценности М.Т. Громкова, полагая, что ценность, «это то, что для нас значимо, чем мы не можем пренебречь, через что не можем переступить в своих поступках, чем руководствуемся в собственном поведении» [2, 123]. Как видно из этого определения, ценности детерминируют поведение и регулируют деятельность человека.
Процесс развития ценностных ориентиров личности В.С. Мухина справедливо связывают с приобретением человеком социально значимого опыта [7]. Данная точка зрения имеет важное методологическое значение для настоящего исследования, поскольку развитие оценочных способностей человека напрямую связано с обогащением его жизненного, познавательного, эмоционального, профессионального индивидуального опыта. По мере накопления жизненного опыта у человека формируются мировоззренческие позиции, на основе которых он дает оценки наблюдаемым происходящим явлениям. Способность человека критически оценивать опыт своих достижений и неудач и сравнивать его с жизненным опытом других людей, придает субъективную уверенность личности в выражении своих взглядов и убеждений, а мировоззренческой позиции человека – устойчивость. Так, по справедливому мнению П.В. Корнеева, отношение к своим и чужим ошибкам, является важным элементом жизненного опыта. Он особенно ценен, поскольку помогает исправлять и преодолевать ошибки [4, 72]. По нашему мнению, воспитанник должен иметь право на ошибку. Без осмысления своей ошибки и без возможности ее исправить, без переживания чувства стыда за ошибку другого человека – не может быть закрепления положительных тенденций развития личности.
Многие авторы употребляют словосочетание «иерархия ценностей», подчеркивая избирательность деятельности и поведения человека, основанную на индивидуальных оценках, происходящих в жизни событий. Например, Е.И. Артамонова предлагает рассматривать в качестве иерархии ценностей жизненно важные для личности аксиологические образования, среди которых ею выделяются идеал, концептуальная идея, убеждения, принципы, которые «выстраивают иерархию ценностей и связаны с мировоззрением личности, формированием ее самосознания» [1, 36–37].
Устанавливая взаимосвязь индивидуальных ценностей, включенных в психологическую структуру личности, А.В. Мудрик справедливо считает, что «каждому человеку свойственна специфическая индивидуальная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием» [6, 92]. На эту идею мы опираемся в целях обоснования посреднической роли системы ценностей личности учителя, как транслятора общественных ценностей и идеалов в индивидуальное сознание и личность воспитанников. А.В. Мудрик обращает также внимание на конкретность содержания личных ценностей, выстроенных в иерархическом порядке, что определяет практическую позицию человека в отношении к себе и окружающему его миру. При этом нельзя не согласиться с позицией автора, состоящей в том, что «мера просоциальности – антисоциальности личностных ценностей определяет степень их адекватности ценностям – общественным идеалам» [6].
Обобщая различные трактовки категории «ценность», можно сделать вывод, – ценность не просто существует абстрактно, а всегда конкретна. Качество ценности присваивается конкретным реально существующим объектам, предметам, свойствам, действиям в определенной ситуации. Таким образом, ценность – это качество, приписываемое предмету или объекту в той или иной ситуации деятельности. Предмет может быть необходим, нужен, значим, желателен, нейтрален, нежелателен, незначим, не нужен, непотребен. В этих характеристиках выражается примерная шкала ценностей. Она может быть общей для оценок любого предмета независимо от его материальной или нематериальной природы. Актуализация ценностных свойств предмета происходит в условиях определенной ситуации, возникающей в результате появления тех или иных потребностей у человека, в зависимости от их силы. При этом человеческий опыт (индивидуальный или общественный) является критерием ценности.
Рассматривая ситуацию, как «поток информации об актуальном окружении» [13, 52], можно считать, что качеством ценности начинают обладать те объекты или предметы, использование которых в ситуации деятельности благоприятствует удовлетворению актуализированных потребностей. Например, если ребенок на урок геометрии в школу принес логарифмическую линейку, чтобы с ее помощью построить квадрат или выделить поля в тетради, то становится ясно, что данный математический прибор имеет ценность для ученика лишь в контексте измерительной линейки, а выдвижная шкала не имеет для него никакого значения, если ученик не умеет ею пользоваться, не понимает ее назначения или владеет калькулятором, предназначенным для инженерных расчетов. Ценность данного инструмента будет актуальна в соответствующей ситуации учебной деятельности, организованной учителем. После выполнения необходимых учебных операций ценностные свойства инструмента для ученика перестанут существовать, и его внимание переключится на рисунок или задачу в учебнике, если учитель создаст новую ситуацию на уроке и перейдет к следующему его этапу. В этом случае перед ребенком актуализируются ценностные свойства нового объекта действий – учебника и наличия в нем соответствующей страницы.
Есть также объекты (субъекты), значимость которых для человека постоянна в условиях конкретной культурной среды его развития и воспитания. К таким материальным и нематериальным объектам (субъектам) относятся: сам человек и его духовный мир; ближайшее окружение человека (родители, члены его семьи) семейный уклад и бытовые условия жизни, семейные традиции, история семьи, генеалогия, обсуждаемые вопросы в кругу семьи и высказываемые при этом плодотворные идеи; члены его учебного (трудового) коллектива, друзья, трудовые и учебные традиции, история школы, трудового коллектива, опыт учебной, спортивной, трудовой и другой деятельности и продуктивные идеи, связанные с ним, условия труда и учебы; Отечество, воспринимаемое человеком через освоение природы края, в котором он живет, через инфраструктуру и архитектуру родного города, поселка, села, через характер общественных отношений, складывающих традиционную культуру этноса, законы и нормы общежития, через национальную идею, объединяющую граждан родного государства, через средства массовой информации, освещающие события в стране, через постижение истории Отечества, родного языка, достижений литературы, искусства, науки, техники, спорта; Мир в целом.
Таким образом, ценности общества, актуализированные в общественном сознании, религиозных, национальных, этических и эстетических традициях, учитываются учителем в постановке целей воспитания. Наряду с этим, принципы воспитания, вытекающие из фундаментальных закономерностей развития личности (в том числе, возрастного), составляют ценностные основания личности, формируемые в процессе приобретения человеком жизненного опыта.
1. Artamonova E.I. Aksiologicheskiy podhod v obrazovanii // Obrazovanie dlya XXI veka: Dostupnost', effektivnost', kachestvo: Trudy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii (10-11 dekabrya 2002 g.). V 2-h ch. Chast' I. - M.: MANPO, 2002. - S. 36-39.
2. Gromkova M.T. Psihologiya i pedagogika professional'noy deyatel'nosti. - M.: YuNITI-DANA, 2003.
3. Zdravomysolv A.G. Potrebnosti. Interesy. Cennosti. - M.: Politizdat, 1986.
4. Korneev V.P. Zhiznennyy opyt lichnosti. - M.: Politizdat, 1985.
5. Kratkiy slovar' po filosofii. - M.: Politizdat, 1970.
6. Mudrik A.V. O strukture cennostnyh prioritetov // Evropa i sovremennaya Rossiya. Integrativnaya funkciya pedagogicheskoy nauki v edinom obrazovatel'nom prostranstve: Materialy Tret'ey mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. 3-5 maya 2005 g. Kaliningrad. - Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2005. Ch. 1.
7. Muhina V.S. K probleme social'nogo razvitiya lichnosti // Psihologicheskiy zhurnal. - 1980. - T. 1. - № 5.
8. Ollport Gordon V. Lichnost' v psihologii. - M.: «KSP+»; SPb.: «Yuventa», 1998.
9. Opyt sistemnogo issledovaniya psihiki rebenka / Pod red. Nepomnyaschey N.I. - M.: Pedagogika, 1975.
10. Polonskiy V.M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike. - M.: Vyssh. shk., 2004.
11. Filosofiya: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. prof. V.I. Lavrinenko, prof. V.P. Ratnikova. - M.: YuNITI, 2000.
12. Filosofskiy enciklopedicheskiy slovar' / Gl. redakciya: L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. - M.: Sov. Enciklopediya, 1983.
13. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel'nost': T. 1.; Per. s nem. / Pod red. B.M. Velichkovskogo; Predislovie L.I. Ancyferovoy, B.M. Velichkovskogo. - M.: Pedagogika, 1986.
14. Thomas W., Znaniecki F. Chłop polski w Europe I Ameryce. - Warszawa: Lud. Spoldz. Wyd., 1976. - T. 1.
15. Znaniecki F. Nauki o kulturze. - Warszawa: PWN, 1971.