THE ACTIVITIES OF GERMAN POLITICAL ORGANIZATIONS IN THE LATE XX – EARLY XXI CENTURY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the most active actors of public diplomacy in Germany: political organizations, including foundations. Parties and political foundations play a huge role in the promotion of their views, ideologies abroad. And they promote the interests of the political elite of Germany. At the turn of XX–XXI centuries, political organizations became more focused on critical perception of reality and dialogue with the audience. The approach itself has also changed-party funds and other entities have become more careful to identify and segment target audiences, the main among which was the category of "educated youth".

Keywords:
FRG, public diplomacy, political organizations, funds.
Text

Еще в начале XX в. в США и на европейском континенте возникли фонды, которые были направлены на поддержку внешней политики и налаживанию диалога между народами в области культуры и образования в зарубежных странах. Фонды Карнеги, Рокфеллера, а также фонд Форда реализовывали свои проекты в странах Европы: финансировали строительство библиотек в Дании, Великобритании, создавали высшие учебные заведения, например, такие как Лондонская школа экономики и многие другие.

Фонды задействованы на всех уровнях внешней политики государства: от политики безопасности до политики развития и внешней культурной политики.

Например, немецкие политические фонды занимаются «экспортом» политической культуры ФРГ, политическим образованием, работают с СМИ, общественными организациями и сотрудничают с высшими учебными заведениями. Тем самым они делают вклад в развитие отношений в гуманитарной сфере. Кроме того, фонды проводят в странах пребывания мероприятия культурно-политической направленности (выставки, публикации и т.д.), которые увязаны с процессами демократизации местных обществ [10, р. 184].

Огромную роль в продвижении интересов немецкой политической элиты играют политические фонды, среди них известные фонды Аденауэра, Науманна, Розы Люксембург, Фридриха Эберта и Агентство немецкого развития [9, p. 31].

С первого взгляда эти организации имеют весьма отдаленное отношение к дипломатии. Однако более пристальный взгляд показывает, что деятельность данных структур явно или неявно оказывает положительное влияние на имидж Германии за рубежом, способствует установлению долгосрочных контактов с различными аудиториями, продвигает цели и ценности немецкой внешней политики, что является важнейшими компонентами публичной дипломатии.

Публичная дипломатия – это правительственный механизм, нацеленный на реализацию внешнеполитических задач и включающий в себя такие методы, как:

•          информационные проекты;

•          образовательные и культурные обмены;

•          проекты в сети «Интернет» (цифровая дипломатия) [6, с. 186].

В научном сообществе нет единства в понимании термина «публичная дипломатия», однако большинство исследователей и зарубежных организаций пользуются следующим определением: «процесс коммуникации с иностранными аудиториями при поддержке правительства с целью продвижения идеалов, институтов и культуры, так же как политического воздействия» [9].

Возвращаясь к фондам, хотелось бы отметить, что немецкие политические фонды появились сравнительно недавно, большая часть политических фондов была основана после второй мировой войны.

Фонд имени Конрада Аденауэра (он назван в честь первого канцлера ФРГ) возник в 1955 г. и является представителем партии ХДС. Данная партия в своей идеологической основе либеральная (в экономическом плане она выступает за социально ориентированную рыночную экономику). Но она придерживается этических основ и постулатов христианства [7, c. 103].

Фонд декларирует себя как организацию, придерживающуюся демократических, либеральных ценностей: «Мы используем политическое образование для установления мира, свободы и справедливости. Укрепление демократии, содействие Европейскому единству, укрепление трансатлантических отношений и сотрудничество в области развития являются нашими особыми проблемами» [2].

Так, еще в 1990-м г. фонд начал свою работу в СССР, оказывая поддержку демократизации в Советском Союзе путем проведения семинаров, конференций, программ политического диалога с лицами, ответственными за принятие решений в экономике и политике. Отметим, что в те времена речь шла не о «помощи», а именно о «диалоге» в рамках существующих тогда представлений о диалоге между двумя различными общественно-политическими системами [5, c. 146]. Речь шла о том, чтобы после падения «социалистического режима» в СССР оказать воздействие, следствием которого было развитие трансформационного процесса в сторону демократии. В 1990-е гг. политические фонды поддерживали в России те политические силы, которые создавали структуры, необходимые для функционирования новой социально-экономической и политической системы [5, c. 146].

Ключевыми понятиями этой стратегии были: рыночная экономика, парламентаризм. Приватизация и реформы, проведенные во время правления Ельцина, радикально изменили экономическую систему постсоветской России. Целевыми аудиториями были, как и в развивающихся странах, политики, парламентарии, журналисты, преподаватели, студенты, т.е. те, кто мог сыграть большую роль в ходе процессов экономической и политической трансформации. Важнейшим приоритетом для германских политических фондов было сотрудничество с парламентскими фракциями.

В начале 1990-х годов политические фонды ФРГ сотрудничали не только с политическими партиями, но и с отдельными политиками. Встречи российских и немецких депутатов и информационные программы – наиболее эффективные инструменты в реализации проекта «Поддержка демократии в России». Например, фонд Конрада Аденауэра сотрудничал с такими лидерами политического лагеря, как Е.Т. Гайдар, С.М.Шахрай, Г.Э. Бурбулис [5, c. 148].

Для демократических партий России разрабатывались информационные программы, посвященные, например, созданию «народных партий» (в немецкой традиции «народными» обозначают себя крупные демократические партии – СДПГ, ХДС, ХСС, подразумевая под «народностью» свою массовость и программные установки).

Члены российских демократических партий обучались за счет германских фондов. Тем не менее ни одна из партий не стала «народной» в смысле, вкладываемом в это слово в немецкой политической системе.

Значительное место занимала деятельность фондов в создании образовательных программ. Например, фонд Аденауэра с 1992 г. сотрудничал с МГУ. В первую очередь фонд сотрудничал с факультетом журналистики и философским факультетом.

Фонд Аденауэра в рамах своего стипендиального отдела располагает специальным отделом для поддержки молодых специалистов. Данный отдел организовывал образовательные программы для российских журналистов.

С 1994 г. фонд организовывал работу между немецкими и российскими журналистами. Только за 1994 г. германские фонды организовали восемь образовательных программ, на которых обучали российские журналисты.

Например, в 1992 г. заработал проект «Немецко-русский обмен», программа по повышению квалификации российских региональных журналистов. Благодаря данной программе с 1992 по 2001 г. около 150 журналистов из 36 городов России смогли принять участие в трехнедельных стажировках и семинарах в немецких городах-побратимах. Участники программы существенно повлияли на образ Германии в российских регионах и содействовали оживлению и укреплению немецко-российского партнерства. В 1998 г. за активную поддержку граждан бывшего СССР при построении демократического общества в России организация «Немецко-русский обмен» была награждена медалью им. Теодора Хойса.

Оппозиционные немецкие партии также имеют свои каналы взаимодействия с иностранной целевой аудиторией. Например, партия «Союз 90/Зелёные» (Bündnis 90/Die Grünen) сотрудничает с независимым политическим фондом, названным в честь знаменитого немецкого писателя Генриха Белля.

Фонд Белля считает себя альтернативой традиционным политическим движениям (организация не причисляет себя ни к левым, ни к правым, ни политическим течениям), выступает за развитие экологически чистых технологий, за развитие прямой демократии и за создание справедливого общества [4].

Фонд Белля сделал много для привлечения инвестиций в охрану окружающей среды в России.

Для улучшения экологической ситуации в России инвесторы вкладывали деньги в модернизацию российских предприятий [4]. Немаловажным является принятие европейских стандартов управления охраной окружающей среды, призванных помочь предпринимателям понять, что им необходимо изменить для улучшения экологического баланса их предприятий. С помощью таких практических мер неправительственные организации Германии достигли больших результатов в популяризации защиты природных богатств России среди российского общества.

Так, фонд Белля сотрудничает с организацией «Байкальская волна». Байкальская Экологическая Волна возникла в Иркутске в октябре 1990 г. как неформальное объединение ученых и других граждан, обеспокоенных экологической ситуацией в Байкальском регионе и глобальным экологическим кризисом. Главным приоритетом организации является сохранение уникальной природы Байкальского региона.

Возвращаясь к теме деятельности немецких политических фондов, необходимо отметить возросшее влияние на политические процессы в других странах не только фондов, поддерживающих буржуазные партии, но и партии «социалистической» направленности.

Например, фонд имени Фридриха Эберта (имя первого президента Веймарской Республики) является «проводником» идеалов и ценностей социал-демократии: свобода, справедливость и солидарность [1]. Фонд участвует в мировом социал-демократическом и профсоюзном движении [1], в частности сотрудничал с одним из передовых российских профсоюзов – Межрегиональным профсоюзом «Рабочая ассоциация» (МПРА) [6]. МПРА как профсоюзная организация представляет собой Союз работников автомобильной промышленности и сегодня является наиболее левой профсоюзной организацией.

Немецкая социалистическая партия «Die Linke» (левые) тоже имеет свой партийный фонд, который работает с зарубежной целевой аудиторией.

Фонд им. Розы Люксембург с 1998 г. по настоящее время работает с «левым спектром» зарубежной целевой аудитории, т.е. с теми, кто придерживается идей марксизма-ленинизма, демократического социализма, антифашизма и интернационализма.

Фонд Розы Люксембург играет большую роль в своеобразном ренессансе и популяризации термина «социализм», который потерял свою привлекательность во многих странах после распада СССР и «мировой системы социализма».

Фонд выступает за реальную демократию, интеллектуальную свободу и социальную справедливость. На этих принципах Фонд выстроил свою систему политического образования, где критически оцениваются реалии современного капитализма и неолиберальной глобализации [3]. Это выражается в деятельности Фонда, поддерживающий проекты, цель которых «…дать людям возможность равного доступа к основополагающим общественным благам, таким как демократическое право участия в принятии решений, мир и отсутствие насилия, свобода трудовой деятельности, образование, здоровье, социальные гарантии» [3].

Фонд также принимает участие в современных проектах с российскими, украинскими и белорусскими научными организациями, изучающими следующие вопросы:

  1. Расширение НАТО и ЕС на восток;
  2. Безопасность и сотрудничество на постсоветском пространстве;
  3. Перспективы развития германо-российских отношений;
  4. Социально-политическая ситуация в бывших социалистических странах.

Фонд активно сотрудничает с обществом «Россия – Германия» и Германо-российским форумом. 3 июня 2004 г. обществом «Россия – Германия» и Фондом Розы Люксембург была проведена конференция, посвященная 60-летию открытия второго фронта. Выступая на конференции, представитель от фонда Стефан Дёрнберг подчеркнул, что многие круги монополистического капитала на Западе, в том числе в самой Германии, пытаются поставить под сомнение решающий вклад Советского Союза в победу над фашизмом. Таким образом, деятельность фонда направлена на защиту исторической правды о второй мировой войне, победу в которой одержал СССР при активной поддержке союзников. Не стоит забывать и про антифашистское сопротивление во Франции, Италии и Греции, а также партизанское движение Югославии (500 тыс. человек). Вместе с нами и западными союзниками они ковали в Европе одну на всех, общую победу.

Фонд Р. Люксембург так же, как и прочие немецкие политические фонды, налаживает контакты между Россией и Германией по линии гражданского общества, прежде всего это работа с молодежью. Первый молодежный проект – создание неправительственной организации «Гуманитарное движение молодежи» в г. Мурманске. В его рамках создается школа демократии и немецкий клуб, направленные на популяризацию среди российской молодежи немецкого языка и истории. Немецкий клуб также организует обмен между немецкими и российскими школьниками.

Эти партнерства играют положительную роль в межкультурной коммуникации между Германией и Россией, что позволяет, прежде всего, молодым исследователям ознакомиться с трудами немецких историков, социологов и политологов, а также с идеями немецких левых партий и объединений.

Отметим также то, что публичная дипломатия часто используется правительствами для воздействия на общественно-политические процессы в других странах. Часто с помощью немецких фондов формируется инфраструктура массовых протестов, финансируются оппозиционные движения и культивируются антиправительственные настроения в обществе.

Правые немецкие политические фонды оказывают поддержку правым движениям в Венесуэле, которые находились раньше в оппозиции к Уго Чавесу, а сейчас находятся в оппозиции к преемнику Чавеса, Николасу Мадуре. Так, Фонд Конрада Аденауэра (партия ХДС) ежегодно инвестирует в правые партии, стоящие за Каприлесом Радонски, 500 тыс. евро [11].

В заключение отметим, что немецкие партийные фонды успешно способствуют коммуникации между целевыми аудиториями. Можно признать, что данные политические организации добились существенной трансформации и публичной дипломатии, акторами которой они являются.

Само понятие «публичная дипломатия» претерпело сильное изменение. Если во время Холодной войны публичная дипломатия рассматривалась как целенаправленное одностороннее воздействие на иностранные аудитории, то в конце XX – начале XXI в. картина иная.

С этого времени немецкая публичная дипломатия стала больше ориентироваться на критическое восприятие действительности и диалог с аудиторией. Изменился и сам подход – фонды, органы власти и другие субъекты стали более тщательно выделять и сегментировать целевые аудитории, главной среди которых стала категория «образованная молодежь».

Таким образом, политические фонды в современном мире являются неотъемлемым компонентом международных отношений и современного коммуникативного пространства.

References

1. Oficial'nyy sayt fonda imeni Fridriha Eberta [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.fes.de/ (data obrascheniya: 09.01.2017).

2. Oficial'nyy sayt fonda imeni Konrada Adenauera [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.kas.de (data obrascheniya: 10.01.2017).

3. Oficial'nyy sayt fonda Rozy Lyuksemburg [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.rosalux.ru/ru/index.php (data obrascheniya: 20.01.2017).

4. Oficial'nyy sayt fonda imeni Genriha Bellya [Elektronnyy resurs] // URL:http://ru.boell.org/ru/2014/01/27/missiya-fonda (data obrascheniya: 20.01.2018).

5. Pogorel'skaya S.V. Nepravitel'stvennye organizacii i politicheskie fondy vo vneshney politike Federativnoy Respubliki Germanii [Tekst] / S.V. Pogorel'skaya. - M.: Nauka. 2007. - 207 s.

6. Cvetkova N.A. Publichnaya diplomatiya SShA: teorii i koncepcii [Tekst] / N.A. Cvetkova // Gramota. - 2015. - № 4 (54). - V 2-h ch. - Ch. I. - C. 186-189.

7. Cerkovnikov V.V. Rol' fonda imeni Konrada Adenauera v formirovanii vneshnepoliticheskogo kursa FRG [Tekst] / V.V. Cerkovnikov, O.K. Petrovich-Belkin // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. - Iyun' 2015. - Tom 15. - № 2. - S. 101-109.

8. Auer C., Srugies A. Public Diplomacy in Germany. Los Angeles: Figueroa Press. 57 p. (CPD Perspectives on Public Diplomacy. 2013. P. 5).

9. Diplomacy: Soft Power in New Public International Relations / edited by. Jan Melissen. N.Y. 2005. - 221 r. URL:www.culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/soft_power/The_New_Public_Diplomacy.pdf (accessed 20.01.2018).

10. Riordan S. Dialogue-Based Public Diplomacy: A New Foreign Policy Paradigm? - N.Y., 2004. - Riordan S. Dialogue#Based Public Diplomacy: A New Foreign Policy Paradigm? - N.Y., 2004. - P. 184.

11. Hintergrund [Elektronnyy resurs]: Wer ist Capriles Radonski ? URL: https://www.hintergrund.de/politik/politik-eu/wer-ist-capriles-radonski/ (accessed 20.01.2018).

Login or Create
* Forgot password?