Identification of a person with the family and family branch origin is one of the topical tasks in consideration of evolution and future of Russia. It requires unification of efforts of the family, educational institutions, social organizations etc.
family values; genealogy; genealogical culture; identity; genealogical identity; succession generation.
В основе сознательного самоопределения личности, движущейся к своей цели, лежат аксиологические и моральные ценности, имеющие положительное и перспективное значение и определяющие, в конечном итоге, ее смысл жизни. Последний формируется в процессе воспитания основных ценностных (культурных) начал личности, выступающих как высшая цель человеческого бытия, сопряженных с ее частными целями, при условии решения общих мировоззренческих вопросов. Смысл жизни, проявляемый как здравый смысл каждой личности, ментально, морально и духовно объединяют общество и позволяют ей ориентироваться в своем социальном пространстве, которое изначально определяется семьей.
История семьи, как знание своего происхождения, степени родства между кровными и свойственными родственниками родилась вместе с человечеством, и фиксировалась как устное (позднее письменное) генеалогическое известие. Первые генеалогические известия встречаются в этногенетических преданиях, древних эпосах, Библии. Так, в «Новом завете Господа нашего Иисуса Христа» в писании «От Матфея святое благовествование», в Главе 1, Родословие Иисуса представлено с 1 по 16 записям (по нисходящей схеме: от предков к потомкам) от Авраама до Иосифа (сына Иакова), обрученного с матерью Иисуса Марией.
Идентификация личности с семейными (генеалогическими) традициями, генезисом своего рода (от наречения рождающего именем и присвоения ему отчества и фамилии) в практической жизни представляет собой явление, характеризующее едва ли не главную духовно-нравственную составляющую общекультурного уровня личности, формируя ее более целостной и, следовательно, истинной, поскольку, как отметил еще Гегель, только целое обладает истиной, принимая творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Воспитание и формирование этой целостности во многом зависит от взаимоотношений в семье, а самой семьи к памяти о предках и поколениях, как духовных корнях, на которых формируется ствол древа жизни с его разветвленной кроной и зреющими плодами. Однако, воспитание и формирование этого явления в человеке задача не только отдельно взятой семьи, но и общества и государства в целом. Особая роль в решении этой задачи должна отводиться учебным учреждениям современной системы образования и культуры, конфессиональным объединениям, общественным организациям.
Для современных образовательных учреждений эта проблема становится одной из актуальных в воспитании учащихся генеалогической культуре, как неотъемлемой части их общей (личностной) культуры. Знание основ генеалогической культуры позволяет будущим специалистам глубоко и полно осознавать себя в своем родном и породненном окружении, идентифицировать себя с предками, научить будущих молодых специалистов ценить духовное начало в семье, отслеживать цепь поколений, которая была перед ними своеобразным маяком, осознать необходимость образования своих семей. Такая переоценка, интерпретация и трансформация генеалогических ценностей позволяют наметить в среде учащихся новые жизненные смыслы и ориентиры.
1. Berulava M.N. Teoriya i praktika gumanizatsii obrazovaniya. - M., 2000.
2. Izvekov I.N. Genealogiya v sovremennom uchebnom protsesse: metodologiya kursa «Istoriya sem'i»: Monografiya. - Velikiy Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2008.
3. Izvekov I.N. Formirovanie genealogicheskoy kul'tury uchashchikhsya v tselostnoy obrazovatel'noy srede sem'i i shkoly: Nauch.-metod. posobie. - Velikiy Novgorod: Komitet obrazovaniya, nauki i molodezhnoy politiki; Novgorodskiy regional'nyy tsentr razvitiya obrazovaniya, 2008.
4. Izvekov I.N. Tsennostno-genealogicheskiy podkhod k sisteme nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov: Monografiya. - Velikiy Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2008.