One of the priority directions of the development of agriculture, designated in the State Program for the Development of Agriculture for2013-2020, is the development of dairy cattle breeding as a strategic subsector. The study revealed a sharp tendency to reduce the number of cattle, including dairy cows. The delayed development of dairy cattle breeding in Russia is highly influenced by insufficiently high rates of modernization and renewal of fixed assets for business entities; high wear of forage equipment; lack of balanced feeding; low level of free financial and investment resources for agricultural producers of the country, etc. A statistical analysis of the indicators in question has been carried out in dynamics. In the end, directions for improving the state regulation of dairy cattle breeding in Russia are proposed.
state program, milk production, investment, financial support, the crisis of agricultural production, subsidies.
Сельское хозяйство – одна из ведущих отраслей мировой экономики, которая является основным источником продовольственного и сельскохозяйственного сырья. С точки зрения импортозамещения из-за сокращения поставок импортной молочной продукции и развития отечественного производства на ранних этапах предприятия сталкиваются с проблемами различного характера, преодоление которых в перспективе приведет к эффективному развитию, основанному на максимально полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Перспективы развития сельского хозяйства в стране так или иначе связаны со многими различными факторами. Тем не менее, наряду с перспективами в отрасли есть много проблем. В целях преодоления негативных тенденций в агропромышленном комплексе, был принят Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В данном нормативно-правовом акте отмечены основные приоритеты и цели развития сельского хозяйства. Одним из приоритетных направлений развития сельского хозяйства, обозначенных в Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг., является развитие молочного скотоводства, как стратегического подсектора.
Молочная промышленность является ключом для сельского хозяйства, а молоко – социально значимым продуктом, имеющим решающее значение для продовольственной безопасности страны.
В течение длительного периода времени в России наблюдается резкая тенденция к снижению поголовья крупного рогатого скота, включая коров молочного направления (табл. 1).
Таблица 1
Поголовье крупного рогатого скота в Российской Федерации, млн гол.
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
Крупный рогатый скот |
21,5 |
21,5 |
21,0 |
20,6 |
19,9 |
20,1 |
19,9 |
19,5 |
19,2 |
18,9 |
18,7 |
-2,8 |
87,0 |
Коровы |
9,3 |
9,3 |
9,1 |
9,0 |
8,8 |
8,9 |
8,8 |
8,6 |
8,5 |
8,4 |
8,2 |
-1,1 |
88,2 |
За последние десять лет наблюдается сокращение поголовья крупного рогатого скота в Российской Федерации, в том числе молочных коров. В этой связи отраслевая целевая программа «Развитие скотоводства и увеличение производства молока в РФ на 2009–2012 гг.» не достигла своей цели – 37 млн тонн производства молока. В настоящий момент действует государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. Основными целями программы являются:
- обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
- воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов Российской Федерации, экологизация производства;
- устойчивое развитие сельских территорий;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
- обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.
Однако, введение программы не поспособствовало изменению тенденции снижения объемов производства молока, несмотря на то, что государственные средства на поддержку племенного животноводства и субсидии на возмещение части затрат на реализованное молоко выделялись специально для развития молочного скотоводства области. Относительно небольшие государственные средства по сравнению с другими отраслями животноводства (прежде всего, в сравнении со свиноводством) были недостаточными для преодоления спада объемов производства продукции животноводства и, в первую очередь, устойчивое из года в год сокращение производства молока в сельскохозяйственных организациях.
Низкая инвестиционная привлекательность молочного скотоводства, высокая капиталоемкость отрасли, диспаритет цен, снижение поголовья в секторе личных подсобных хозяйств и ряд других объективных и субъективных причин привели к сокращению поголовья скота и объема производства молока в стране, данное мнение разделяет Кирилов М.Н. [4, с. 45].
В 2016 г. поголовье крупного рогатого скота достигло 18,7 млн голов, когда в 2006 г. их численность превысила 21 млн голов. Сокращение КРС за этот период произошло в 2,8 млн голов или 13%. Сокращение же численности молочного скота происходит медленнее, однако эта тенденция еще приводит к снижению. В 2016 г. количество коров молочного направления составляет 8,2 млн голов, что ниже уровня
В табл. 2 приведена статистика объемов производства молока за 2006–2016 г., а также удой в расчете на 1 корову.
Таблица 2
Производство молока в хозяйствах всех категорий Российской Федерации, млн т
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Отклоне-ние (+,-) |
Темп роста, % |
Производство молока |
31,3 |
32,0 |
32,4 |
32,6 |
31,8 |
31,6 |
31,7 |
30,5 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
-0,5
|
98,4 |
Удой в расчете на 1 корову |
3,4 |
3,4 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
3,6
|
3,7
|
3,8 |
+0,4
|
111,8 |
Несмотря на то, что удой на одну голову в 2016 г. стал выше почти на 12% по сравнению с 2006 г., общий объем производства молока падает, главным образом, за счет значительного снижения поголовья коров. Если не предпринять меры по увеличению численности поголовья, этот показатель к 2019 г. упадет ниже 30 млн тонн, что наглядно видно на рис. 1.
Рис. 1. Производство молока в хозяйствах всех категорий Российской Федерации
Для повышения эффективности производства молока необходимо принять и реализовать экономически важные государственные программы на федеральном и региональном уровнях по развитию молочного животноводства. Чтобы удержать численность поголовья на должном уровне, повысить продуктивность коров – надо платить дотации не только личным подсобным хозяйствам, но и хозяйствам всех категорий. Необходимо создать механизм поддержки всех категорий хозяйств на основе средней ставки субсидирования на одну корову с учетом не только качества, но и уровня товарности молока в конкретном регионе страны. Чтобы молочное скотоводство в России стало привлекательным как для зарубежных партнеров, так и для российских, необходимо построить во всех регионах России современные молочные комплексы.
Основываясь на обновлении материально-технической базы, внедрение современных ресурсосберегающих технологий можно достичь реализации задач государственной программы «Развитие молочного животноводства» по увеличению валового производства молока, тем самым увеличивая долю отечественных производителей на рынках страны. Производство молочной продукции является высоким риском для инвестиционных фондов, поскольку сельское хозяйство зависит от климатических и погодных условий, которые нельзя прогнозировать годами вперед. Это говорит о том, что сельхозпроизводитель не может с уверенностью сказать, какой объем продукции будет собран за определенный период. Кроме того, есть много проблем в притоке инвестиций, плохо налаженная инфраструктура рынка, медленное обновление основных фондов и т.д. (табл. 3), эти факторы напрямую влияют на производство молока.
Таблица 3
Динамика основных показателей развития сельского хозяйства
Показатель |
Год |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Основные фонды по полной учетной стоимости на конец года, млрд руб. |
882 |
1080 |
1409 |
1352 |
1496 |
1670 |
1826 |
Инвестиции в основной капитал (в фактических ценах), млрд руб. |
304 |
447 |
476 |
517 |
510 |
506 |
611 |
Ввод в действие основных фондов, млрд руб. |
306 |
380 |
476 |
517 |
510 |
506 |
611 |
Удельный вес полностью изношенных основных средств, в % от общего объема |
7,1 |
6,8 |
7,0 |
7,0 |
7,2 |
7,5 |
8,4 |
Динамика изменения наличия основных фондов, в % к пред. году |
101,2 |
101,8 |
101,6 |
102,2 |
101,9 |
101,8 |
103,5 |
Коэффициент обновления, % |
3,7 |
4,3 |
4,2 |
4,3 |
4,0 |
3,9 |
7,2 |
Коэффициент выбытия, % |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2,1 |
1,8 |
2,1 |
2,5 |
Число прибыльных организаций, всего, тыс. |
- |
21,2 |
20,1 |
28,1 |
29,8 |
31,9 |
31,6 |
В % от общего числа |
- |
77,1 |
74,9 |
76,5 |
77,9 |
80,0 |
79,9 |
Ряд ученых рассматривали проблемы развития молочного скотоводства, среди них: Акимова К.В. [1, с. 45], Джабиев А.П [2, с. 31], Касторнов Н.П. [3, с. 127], Рожкова Д.В. [5, с. 178], Цой С.А. [6, с. 350]. Существует множество причин, которые в высокой степени влияют на замедленное развитие молочного скотоводства в России:
- недостаточно высокие темпы модернизации и обновления основных фондов для субъектов хозяйствования;
- высокий износ кормозаготовительной техники, откуда следует низкий уровень производства высококачественных кормов;
- низкая производительность молочного скота в ряде существующих предприятий за счет низкой удельной массы хозяйств с современными технологами и оборудованием;
- отсутствие сбалансированного кормления;
- низкий уровень свободных финансовых и инвестиционных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей страны;
- наличие низкопродуктивного поголовья скота и ежегодное сокращение поголовья скота в личных подсобных хозяйствах;
- недостаточное количество высококвалифицированных специалистов на селе, необходимо принять меры по удержанию молодых специалистов в сельской местности.
При условии, что государство будет поддерживать сельское хозяйство государственными программами развития отрасли, можно повысить национальную безопасность РФ. Главной целью федеральных, государственных, региональных программ является не только увеличение производства молока за счет роста поголовья коров и внедрения новых технологий содержания и кормления, а также вследствие генетического состава. Для того, чтобы страна достигла поставленных в национальных программах целей, необходимо решение ряда серьезных задач:
- повышение инвестиционной привлекательности молочного животноводства;
- увеличение не только количества крупного рогатого скота, в том числе коров, но и степени их породности;
- повышения товарности молока;
- создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства, конкурентоспособности отечественного молока, сырья и продуктов его переработки.
Благодарности: выражаю благодарность за помощь и ценные советы при подготовке статьи научному руководителю, канд. экон. наук Тихоновой Анне Витальевне, доценту кафедры статистики и эконометрики РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.
1. Akimova K.V. Dinamika razvitiya molochnoy promyshlennosti v Rossiyskoy Federacii // Ekonomika: ekonomika i sel'skoe hozyaystvo. - 2017. - № 5 (17). - S. 44-49.
2. Dzhabiev A.P. Institut tamozhenno-tarifnogo regulirovaniya vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti kak faktor razvitiya nacional'noy ekonomiki / A. P. Dzhabiev // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2014. - № 3 (83). - S. 27-42.
3. Kastornov N.P. Organizacionno-ekonomicheskiy mehanizm razvitiya molochnogo skotovodstva v usloviyah sankcionnogo davleniya // TPPP APK. - 2016. - № 3 (11). - S. 122-128.
4. Kirilov M. N., Suslov S.A. Innovacii i ih vliyanie na agrarnyy sektor // Diskussiya. - 2015. - № 11 (63). - S. 45-50.
5. Rozhkova D.V. Importozameschenie kak prioritetnoe strategicheskoe napravlenie razvitiya agroprodovol'stvennogo rynka // Vestnik AGAU. - 2017. - № 3 (149). - S. 176-180.
6. Coy S.A. Vozmozhnosti primeneniya mezhdunarodnogo opyta pri formirovanii agrarnoy politiki v oblasti razvitiya molochnogo hozyaystva // Krymskiy nauchnyy vestnik. - 2015. - № 4-1. - S. 347-358.
7. Proizvodstvo moloka v hozyaystvah vseh kategoriy. Edinaya mezhvedomstvennaya informacionno - statisticheskaya sistema [Elektronnyy resurs] // URL: https://fedstat.ru/indicator/40694