Russian Federation
The article presents a review of the textbook E.N. Titova "Pedagogical system for the formation of citizenship of students in the educational process of a pedagogical university", the relevance of this topic in the totality of other author's studies on the problem is substantiated, the constituent elements of the system of forming citizenship in the educational process of a pedagogical university are investigated. The conditions for implementing a practice-oriented approach in the education of the individual are formulated.
citizenship, the formation of citizenship, the education of the individual, the system.
Вариативность возникновения, развития и проявления формирующегося государственно-общественного механизма России побуждает ее социальные институты к поиску инновационного и в то же время традиционного обновления форм, средств и методов соотнесения традиционных концепций и моделей самореализации специалиста с возникающими способами обеспечения необходимого личностного и профессионального результата. В этом процессе значительную роль играет нормативная позиция личности, выражающаяся в интегративной характеристике поведения человека – гражданственности. Наличие гражданственности в самореализации человека – свидетельство сформированности его мировоззрения, умений, способностей, что является неотъемлемой чертой ментальности России. Именно это позволяет определить социально-педагогический аспект актуальности избранной темы. Автор данной темой занимается давно, имеет ряд исследований по ней [1, 3, 6, 8, 9]. Так или иначе, соотносятся с данным направлением и другие работы исследователя по педагогике [2,4,7].
В пособии Е. Титова аргументировано ставит проблему, акцентирует внимание на том факте, что студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя гражданином страны, поэтому назрела необходимость определения теоретико-педагогических и практических подходов к формированию гражданственности студентов, раскрытия перспектив и нахождения необходимых форм работы. Автор обосновывает принципы воспитания студентов в современных условиях [5, c. 7–8], раскрывает знания и умения, необходимые педагогу для формирования гражданственности студентов [там же, с. 8–11]. Репрезентативность научно-методического исследования взаимосвязана с методологической позицией автора, которая создает возможность глубокого теоретико-практического анализа проблемы, ее объективности.
Достаточно полно представлены в пособии пути и методы формирования гражданственности в учебном пособии педагогического ВУЗа (гл. 2). В качестве возможного решения проблемы указаны:
– педагогически целесообразный отбор содержания учебных дисциплин в воспитательных целях;
– междисциплинарная интеграция в процессе формирования гражданственности студентов;
– использование активных форм обучения;
– формирование гражданской активности и ответственности.
Согласны с автором, что в процессе гражданского воспитания студентов и формирования гражданственности является важным препятствием недостаточная воспитательная направленность учебных дисциплин, особенно естественного и профессионально-технического цикла (а подобную направленность можно обусловить в любой учебной дисциплине). Е.Н. Титова отмечает, что «в содержании учебных программ сегодня слабо представлены вопросы формирования мировоззренческих идей, играющих важную роль в развитии гражданского мышления» [5, c. 10]. Справедливо, что воспитательный материал не выделен в заданиях, поэтому не только студент, но и преподаватель не могут обозначить идеи, которые являются сквозными для всех предметов. Поскольку все дисциплины вносят вклад в решение задач формирования гражданственности, необходимо, чтобы мировоззренческие идеи были четко сформулированы по каждой теме занятия каждой дисциплины. Лучшим путем для этого является долгосрочное планирование воспитательной деятельности, а одним из важнейших условий его эффективности – взаимосвязь планов вуза с планом.
В вопросах междисциплинарной интеграции Титова предлагает: изучение одного и того же объекта в разных учебных дисциплинах, стремясь в данном случае к всестороннему изучению предметов и явлений, познанию их взаимосвязей; использование одного и того же научного метода в разных учебных дисциплинах (например, метод научного поиска и т.д.); использование одной и той же теории, концепции в разных учебных дисциплинах [5, c. 13].
Активные формы обучения, пожалуй, наиболее действенные способы и методы формирования гражданственности студентов в учебном процессе педагогического ВУЗа, обоснованные автором, потому что, если ставить цели творческого развития личности гражданина и специалиста, нужно предоставить ему реальные возможности гражданской инициативы в обучении и внеучебном процессе, равное право с преподавателем на иницитиавность, в том числе в целеполагании. В обосновании активных форм обучения в процессе формирования гражданственности личности студента, Титова опиралась на выводы А. Вербицкого о том, то «гражданский облик, убеждения и знания студента во многом определяются тем, в какие формы отливается его активность, что он делает с содержанием обучения, интегрированным с исследовательской и практической деятельностью. Очевидно, что гуманистические условия обучения, демократические отношения между преподавателями и студентами, творческая обстановка межличностного взаимоотношения и общения “производят” один тип личности, а авторитарно-бюрократическая технология “передачи” информации – существенно иной» [10, с. 67]. Титова обосновывает, что формирование гражданственности студентов педагогического вуза будет эффективным, если в учебном процессе используются следующие активные формы обучения:
- лекции проблемного характера, лекции-визуализации;
- лекции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибками;
- семинарские занятия по принципу «круглого стола»;
- семинары-дискуссии, семинары с использованием элементов «мозгового штурма», семинары-исследования;
- деловые игры, ролевые и управленческие игры [5,c.13–14].
В процессе формирования гражданской активности и ответственности Титова обращает внимание на роль в этом коллектива, так как вопрос об отношениях личности и коллектива в условиях продвижения к гражданскому обществу является основным [5, c. 16]. «Научить студента демократическому общению в коллективе – значит научить его сосуществованию в гражданском обществе, основанном на участии всех его членов в формировании государственной политики, преодолении конфронтации между отдельными группами и объединениями», – обозначает автор [5,c. 17].
Выводы автора, по итогам работы, адекватны содержанию и цели. Принципиальным, по нашему мнению, является положение о том, что формирование гражданственности – процесс многоуровневый, в котором необходимо учитывать принцип единства взглядов, убеждений, поведения, а также определенную специфику, обусловленную длительностью, значительной вариативностью и неопределенностью результатов, являющихся следствием выявленных субъективных и объективных факторов социального характера.
1. Titova E.N. Formirovanie grazhdanstvennosti studentov v uchebnom processe tehnicheskogo VUZa [Tekst]: dis.kand.ped.nauk / E.N. Titova. - Tula, 2000.
2. Titova E.N. Ekonomika obrazovaniya [Tekst] / E.N. Titova // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2016. - T. 2. - № 2. - S. 1.
3. Titova E.N. Sovremennye napravleniya formirovaniya professional'noy kompetencii obuchayuschihsya v obrazovatel'noy srede VUZa pravoohranitel'nyh organov [Tekst] / E.N. Titova // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy. - 2016. - T. 1. - № 2. - S. 11.
4. Titova E.N. Rynki truda i obrazovatel'nyh uslug Rossii: realii i perspektivy [Tekst] / E.N. Titova // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2016. - T. 2. - № 1. - S. 4.
5. Titova E.N. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya grazhdanstvennosti studentov v uchebnom processe pedagogicheskogo VUZa [Tekst]: uchebnoe posobie / E.N. Titova. - M.: OOO «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M», 2016. Tom 0.
6. Titova E.N. Stanovlenie grazhdanskogo myshleniya i grazhdanskoy pozicii studentov sredstvami gumanitarnyh disciplin v VUZe [Tekst]: uchebnoe posobie / E.N. Titova. - M.: OOO «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M», 2016. Tom 0.
7. Titova E.N. Zadachi kursa social'noy kommunikacii v VUZe [Tekst]: uchebnoe posobie / E.N. Titova // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - 2016. - T. 1. - № 1. - S. 2.
8. Titova E.N. Mezhdisciplinarnye issledovaniya lichnosti v sociologii: sravnitel'nyy analiz [Tekst] / E.N. Titova // Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. - 2016. - T. 1. - № 1. - S. 5.
9. Titova E.N. Struktura grazhdanstvennosti kak integral'nogo social'nogo kachestva lichnosti [Tekst] / E.N. Titova // Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. - 2017. - T. 2. - № 2. - S. 1-8.
10. Verbickiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole Tekst / A.A. Verbickiy. - M.: Vyssh.shk., 1991.