Russian Federation
The article describes the problem of studying the concept of a convicted person and the effectiveness of the functioning of correctional facilities.
criminal-executive system, legal psychology, criminal punishment, the personality of the convict, the psychology of the convict, the individual psychological features of the convicts.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают различно, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, которое имеется в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках общего определения личности. Личность чаще всего определяют, как человека в совокупности его приобретенных, социальных качеств.
Предметом данной статьи является психология личности осужденного, место которой в системе общественных отношений определяется право-отношениями, возникшими в связи с исполнением уголовного наказания как вида деятельности соответствующих государственных органов.
Психология как наука – очень широкая область знаний, она изучает психику в различных условиях человеческой среды и на разных возрастных этапах развития человеческой личности. Поэтому юридическая психология имеет особое значение в борьбе с преступностью [2], так как изучает смежные проблемы психологии и права относительно самостоятельные и в то же время неразрывно взаимосвязанные социальные процессы, развивающиеся в определенной хронологии.
В юридической психологии существует целый ряд направлений, занимающихся различными областями практики борьбы с преступностью. В настоящее время четко определились следующие основные ветви юридической психологии: криминальная психология, судебная психология и исправительная психология (или, как ее иногда называют, пенитенциарная, криминально-педагогическая психология) [1]. С накоплением научных знаний вполне возможно появление и других отраслей юридической психологии.
Личность осужденного – это конкретный человек, отбывающий наказание, взятый со стороны его социальных качеств. В целом, можно определить личность осужденного как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему: психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям, выбора опасного общественного пути для удовлетворения своих потребностей, отсутствия необходимой активности в предотвращении противоправного действия. Структуру личности осужденного образуют компоненты: возрастные, половые, конституционно-соматические, нейродинамические (скорость протекания нервных процессов) и т.п. [3].
Своеобразие личности осужденного проявляется, прежде всего, в ее психическом облике: характере, темпераменте, отношениях, способностях, интересах, установках, которые формируются и проявляются в деятельности человека. На их развитие большое влияние оказывает та микросреда (ближайшее и непосредственное окружение), в которой протекает жизнедеятельность индивида. В то же время вряд ли можно полностью согласиться с распространенной в западной психологии тенденцией видеть у лиц, которые отбывают наказание, качества, особую психологию, делающую их непохожими на законопослушных людей. Не существует «ни преступной психики, ни преступной наследственности».
Каждый человек, который находится в условиях лишения свободы, проходит процесс самосохранения, самостановления и обновления своего самовосприятия. Личность осужденного (преступника) можно понять только в том случае, если глубоко проникнуть в его образ мыслей, в его самовосприятие. Говоря «личность осужденного», мы подразумеваем социальное положение человека и функции, которые он выполняет. Нужно отметить, что, попав в места лишения свободы, преступник начинает играть уже иные социальные роли, чем на свободе. Они происходят из требований режима, трудовой деятельности, обучения и т.д.
Изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных и других проявлений их характера показывает, что по этим параметрам они значительно не отличаются от правопослушных граждан. Различия обнаруживаются в особенностях проявления ценностных ориентиров, статусно-групповой принадлежности и психических состояний осужденных. Именно эти особенности, по мнению специалистов, определяют «тюремный синдром» поведения осужденного. Ведь сам факт совершения преступления, арест, помещение под стражу в процессе промежуточного расследования и судебного разбирательства, отбывание наказания в пенитенциарном учреждении оказывают существенное влияние на психику и поведение человека.
Личность осужденного – это совокупное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс психологических, социально-демографических, уголовно-исполнительных, уголовно-правовых и других признаков, которые прямо или косвенно обуславливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного.
Безусловно, личность осужденного изучают для выяснения возможностей его исправления. Все признаки личности осужденного можно сгруппировать и выделить уголовно-исполнительную, уголовно-правовую и социально-демографическую.
Условия жизни и деятельности осужденных в исправительных учреждениях различаются в зависимости от вида режима отбывания, среды осужденных в определенном отряде или камере. Это центральный фактор, который так или иначе влияет на личность осужденных, облегчает или же затрудняет процесс адаптации и ресоциализации [4], [5].
Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы. В числе профессионально значимых качеств отмечают: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных. В работе с осужденными приходится преодолевать значительное внутреннее сопротивление человека.
Следует отметить, что стратегической задачей любого исправительного учреждения и его деятельности, подлежащей юридическому регулированию, является возможность оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В работе с осужденными приходится преодолевать значительное внутреннее сопротивление человека. Однако, как показывает практика, эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы, в чем и заключается основная проблема учреждений пенитенциарной системы. Поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы использование новых технологий в социальной работе не оставалось в стороне от социального процесса, реализуемого в уголовно-исполнительной системе России.
1. Dmitriev Yu.A., Kazak B.B. Penitenciarnaya psihologiya. / Seriya vysshee obrazovanie. - Izd. Feniks, 2007.
2. Enikeev M.I. Osnovy obschey i yuridicheskoy psihologii, M., 2000.
3. Pirozhkov V.F. Kriminal'naya psihologiya. - M., 2001.
4. Pisarev O.M. Psihologiya penitenciarnogo sociuma: posobie dlya nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya, perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. Tomsk: Izdatel'stvo «DIVO» (OOO), 2007.
5. Rozhkov V.I. Rabochaya kniga penitenciarnogo psihologa. - M., 1998.