Abstract and keywords
Abstract (English):
Authors point of view of the students patriotic education in the universities from a position of humanization of education is based in this article. At the correlation of principle scheme of the component elements of the patriotic upbringing at the university and alteration which have take place at the personality it possibly to present the following manner: self cognition – self relation – self definition – self realization.

Keywords:
patriotism; humanism reference approach; technologies.
Text

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизации образования в целом и гуманизации высшей школы в сфере патриотического воспитания свидетельствует об устойчивой тенденции включения в систему вузовского образования установки на формирование гражданина своего Отечества с высокими интеллектуальными,моральными и духовными качествами.

Ключевым фактором формирования патриотизма студентов вузов в этом случае является формирование патриотического мировоззрения. Данное мировоззрение возможно только при интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, позволяющей объединить дискурсивное знание о мире, стране, Родине с их чувственными образами и выработать патриотически обоснованную жизнедеятельность каждого обучающегося. Таким образом, ценностные ориентации студентов регламентируются совокупностью идей и взглядов, утверждающих ценность своей страны, право личности на свободное развитие своих творческих сил в пределах своего государства. Все это в своих основных чертах соответствует классическому определению гуманизации как человечности, человеколюбия, уважения к людям. Принципы гуманизации образования, в свою очередь, конкретизируются своей конструктивной сущностью:

  • усилением внимания к личности каждого обучаемого как высшей ценности общества;
  • установкой на формирование гражданина своего государства с высокими интеллектуальными, моральными и духовными качествами.

Технологический компонент патриотического воспитания в вузе отражает алгоритм, выявленный философом И.А. Ильиным, соответствующий особенностям русской ментальности, порожденным православной культурой: созерцал – возлюбил – выбрал – свершил. Добавим, что гуманизации образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь и профессиональную деятельность. При таком гуманистически ориентированном подходе обучающиеся находятся в атмосфере человеколюбия, проецированной на их волю, чувства, эрудицию, культуру, способности, знания, умения и навыки. В результате возможно воздействие на потребностно-мотивационный, мировоззренческий, интеллектуально-эмоциональный и деятельностный компоненты патриотизма посредством 

комплекса принципов, форм, методов патриотического воспитания.

Созерцание как часть внутренней культуры помогает человеку постигнуть красоту, которая пленяет сердце и вносится в окружающую жизнь. Созерцанию нельзя приказать, что оно должно видеть и творить. Замена принципа непосредственного созерцания книжными впечатлениями порождает тусклость характеров, недостаток волевой и нравственной энергии особенно у молодежи. Созерцательный характер мировосприятия предполагает размышление личности о смысле своей жизни, способствует появлению веры в свое уникальное предназначение и познанию путей своей творческой самореализации. В данный период происходит самопознание личности, включающее не только информацию о себе, но и о мире, о людях, рядом с которыми живет человек. Важной задачей является формирование сознательного патриотизма личности. Осознание смысла своей жизни, своего предназначения в мире дает возможность личности обрести гармонию с окружающим миром. Существенное значение для непосредственного восприятия и познания окружающей действительности в условиях реальности приобретают экскурсии и наблюдения. Созерцание как элемент технологии патриотического воспитания связано с познанием окружающей действительности и самопознанием. 

 

References

1. Vyrshchikov A.N., Buzskiy M.P. Patrioticheskoe vospitanie: Metodologicheskiy aspekt. - Volgograd: Izdatel', 2001.

2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF. 2001-2005 gody». Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii. - 2001. - № 9.

3. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi: sovremennye realii i idei: Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Pod red. A.D. Kanupnikova. - Ryazan', 2005.

4. Zimovina O.A. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii patrioticheskogo vospitaniya studentov vuzov v gumanisticheskoy obrazovatel'noy sisteme: - Sochi: IOT RAO, 2010.

Login or Create
* Forgot password?