TO THE QUESTION ABOUT THE EFFICIENCY OF PRIVATE INVESTMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyses an effective private investments mechanism in the modern economy and its legal regulation, describes their goals; which resources are the investments in the investment process, which industry is invested, what is the object of investments. The thesis that the innovation process is impossible without efficient private investment is confirmed, the priorities of investment, which have the objectively problematic contents, accompanying the process of real economic contradictions, are characterized. Summarized the conclusions of private investment effectiveness, present investment priorities are identified the main factors of the investment process stimulation

Keywords:
private investments, innovation, efficiency, capital values, financial resources, intellectual resources, enterprise resources.
Text

Статья представляет собой материалы выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного и финансового права в условиях новой экономической реальности: опыт и перспективы» (г. Горячий Ключ, 14 15 октября 2017 г.), состоявшейся при финансовой поддержке РФФИ (грант № 17-03-14080, тип «г», основной конкурс 2017 г.).

На протяжении длительного времени инвестиции отождествлялись с капиталовложениями, которые рассматривались как затраты на создание нового капитала, на его расширение, реконструкцию и техническое перевооружение. Говоря же о природе инвестиций в современных условиях – это, прежде всего, инвестиции в инновации, инновационные продукты, инфраструктурное обслуживание рынка инновационных услуг и др. Поэтому содержание частных инвестиций определяют как прирост функционирующего капитала, получение дополнительного дохода, отказ от части текущего потребления в пользу ожидаемого расширения потребления в будущем.

Инвестиции в современной, высокотехнологичной экономике показывают, что их целевые ориентиры различны в зависимости от того, какие ресурсы выступают в инвестиционных процессах в качестве инвестиций, в какую сферу, отрасль в экономике вкладываются инвестиции, что является объектом инвестирования и пр.

Существующее правовое регулирование подтверждает сказанное. Так, государство законодательно упорядочивает отношения в области капитальных инвестиций (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»), прямых инвестиций (Федеральный закон от 02.06.2016 № 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций»), иностранных инвестиций (Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), инвестирования в инновации (Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1946-КЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае»).

Важной эффективной составляющей инвестирования в настоящее время является реализация данного процесса в предпроизводственной стадии. Это связано, прежде всего, с формированием совокупности определенных ресурсов (технологических, интеллектуальных, предпринимательских, информационных, финансовых и др.), через которые инвестиции попадают в производство.

В экономических исследованиях рассматриваются два методологических подхода к определению сущности инвестиций. Первый подход – инвестиции рассматриваются в любом их состоянии в качестве капитала. Вторая группа авторов рассматривает инвестиции в единстве двух аспектов: ресурсов (капитальных ресурсов, ценностей, аккумулированных с целью накопления дохода) и вложений (затрат, использование ресурсов). Таким образом, разграничиваются понятия «инвестиционные товары» и «инвестиционные ресурсы» по такому критерию, как способность их участия в капиталообразовании и удовлетворении спроса на капитал и технологии качественно нового уровня.

Развитие современного инновационного процесса трудно представить без эффективных частных инвестиций, осуществляющих материальное воплощение инноваций и выполняющих роль факторов социально-экономического прогресса и развития общества в целом. Взаимосвязь и взаимозависимость этих факторов на современном этапе заставляет теоретически переосмысливать роль инвестиционной составляющей в экономическом росте и развитии. Это связано с тем, что только в тесной взаимосвязи с инновациями, которыми заинтересованы, прежде всего, частные компании, можно эффективно оценить экономическую функцию инвестиций в современной экономике.

Эта экономическая функция инвестиций имеет два аспекта: с одной стороны, капиталовложения должны осуществлять непрерывный процесс обновления капитала, с другой стороны, быть носителем технологических нововведений, превращающихся, в конечном итоге, в новые макроэкономические пропорции.

В частных инвестициях, с точки зрения процесса воспроизводства, реализовываются нововведения, усиливающие конкурентные позиции экономического субъекта, который принимает инвестиционные решения. Или, другими словами, технологическая эффективность инноваций, воплощенных в частных инвестициях, взаимосвязана с их экономической эффективностью. Рыночная экономика в достаточно полной мере дает проявиться динамичности и массовости капиталовложений в инновации.

Конкурентный частный капитал имеет преимущество перед монополией посредством своей инновационной предпринимательской деятельности, поскольку постоянно находится в поиске над созданием и выпуском ранее не имевших аналогов товаров и услуг. Подрыв монополизма производителя, основанный на специфике производимого продукта, толкает его к новым долгосрочным капиталовложениям для восстановления конкурентных преимуществ. При благоприятной рыночной конъюнктуре конкурентные преимущества, связанные не только с уникальностью продукта, но одновременно и с технологией производства, позволяют предпринимателю развить свой бизнес в более крупную корпорацию и осуществлять эффективную конкурентную деятельность. В следствие этого инвестиционный процесс можно рассматривать как эффективный механизм защиты интересов субъектов экономики [3].

Таким образом, к основным функциям частных инвестиций относятся:

1) выявление и создание системы ресурсов нового качественного уровня, которая может  обеспечить перевод всей экономики и субъектов хозяйствования на новый, инновационный тип развития. К элементам данной системы можно отнести такие ресурсы, как новая техника и цифровые технологии, ноу-хау, новая системная информация, эффективный менеджмент, новые материалы, соответствующая квалификация кадров и пр.;

2) сдвиги в макроэкономической системе на базе инновационных и модернизационных изменений в структуре капитала. К ним можно отнести комплексное использование инновационных ресурсов, обеспечивающих реструктуризацию фирм, корпораций, всей рыночной инфраструктуры. Производственные структуры переводятся на предпринимательский, инновационный тип развития, что, в конечном счете, обеспечивает структурные изменения в интересах хозяйственных систем и национальной экономики в целом. Данный процесс в большей степени осуществляется благодаря частным инвестициям;

3) экономическое стимулирование выявленных приоритетов социально-экономического развития: реструктуризация производства на основе новейших технологий, которые снижают издержки производства, повышение качества продукции, способствующее повышению прибыли, что приводит возрастанию инвестиций в преобразованных производствах. Инвестиционные приоритеты предопределяются потребностями и интересами в социальном и экономическом развитии, которые в значительной степени определяют результативность усилий по всем другим направлениям;

4) возникновение объективных условий для обеспечения сбалансированности всей макроэкономической системы; технологической и экономической. В современной экономике не только объемы инвестиций, но и их инновационная наполняемость обеспечивает эффективность частных капиталовложений;

5) повышение эффективности воспроизводства и функционирования человеческого капитала. Инвестиции, прежде всего, связаны с решением проблем занятости и безработицы, реализации интересов субъектов социальной сферы и другими социальными эффектами инвестирования. Тенденции и закономерности взаимосвязи между инвестициями в человеческий капитал и экономическим ростом, подтверждает выводы, сделанные еще классиками: опережающий рост вложений в развитие научного и технического потенциала общества в сравнении с вложениями в материальную базу позволяет успешно преодолевать экономические кризисы.

Таким образом, отмеченные функции инвестиций определяют значимость инвестиционного процесса в современных условиях как механизма реализации инновационного типа развития экономики.

При этом публичная (Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований) инвестиционная политика реализуется как комплекс мер, различных по своему экономическому и, как следствие, правовому содержанию. Комплексный характер возникающих в сфере инвестиционной деятельности отношений определяет комплексный характер их правового регулирования. Прежде всего, это регулирование нормами публично-правовых отраслей (финансового, административного) государственной поддержки инвестиций, а также частно-правовое регулирование  инвестиционных отношений по созданию эффективной частноправовой среды их развития. При этом специфика указанных отношений проявляется, прежде всего, в их структуре: обязательным участником первой группы отношений является публично-правовое образование [5].

Проблемы инвестирования связаны с экономической природой и спецификой инноваций, которые определяют отличия современных высоко технологических и цифровых секторов от традиционных отраслей экономики. В связи с этим, можно обозначить также круг проблем частного инвестирования капитала к которым, по нашему мнению, относятся:

1) технологическая неопределенность деятельности инновационных предприятий, что приводит к невозможности применения инвесторами стандартных подходов, эффективных при вложениях в традиционные отрасли экономики. Это является следствием того, что особенностью нововведений является создание «нового» знания. При этом экономический эффект от инвестиций обычно достигается с существенно большим временным лагом, чем при проведении «традиционных» инвестиций. Кроме того, промежуточные результаты нововведений обычно с трудом поддаются коммерциализации, но могут быть достаточно легко присвоены конкурентами. Так, например, конкурентным преимуществом инновационной фирмы является уникальная технологическая информация, раскрытие которой означает по существу потерю данного преимущества. В этих условиях издержки обращения к внешнему финансированию могут быть больше возможных положительных эффектов;

2) значительный уровень необратимых издержек в производствах с высоким уровнем технологической сложности, повышающих стоимость рыночного финансирования на этапе выведения нового продукта на рынок, поскольку требуются большие вложения в нематериальные и специфические активы (затраты на научные исследования, информационные и рекламные затраты, затраты на инициирование первичного спроса на новый продукт и т. п.);

3) существенная разница в получении и обработке информации между средними и мелкими частными инвесторами и крупными инновационными компаниями из-за сложности и недоступности технологической,  производственной и другой информации для внешнего инвестора, что усиливает действие фактора технико-экономической неопределенности;

4) повышение риска инвестирования в связи с постоянным изменением характера конкуренции на рынке нововведений. Так, если на традиционных рынках вход новых участников сопровождается лишь сокращением доли предприятия и фирмы на рынке, то появление новых производителей на рынке нововведений может привести к полному вытеснению традиционных участников из-за низкого уровня качества и неэффективной структуры издержек. В этой ситуации инвесторы крайне осторожно начинают вкладывать капитал в высокотехнологичные компании, поскольку инвестиционный риск повышается.

В связи с этим важным представляется посыл государства на создание так называемых «инновационных лифтов» – сети институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях развития.

Проблемы частного инвестирования в инновации показывают: во-первых, инвесторы фактически не обладают реальными экономическими возможностями для оценки рисков и эффективности осуществляемых инвестиций; во-вторых, специфика деятельности инвесторов сталкивается с проблемой достоверности рыночной информации и, в связи с этим, сокращаются возможности получения ими денежных средств под финансовое обеспечение. В рамках «инновационного лифта», по замыслу авторов концепции государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1] будет создан механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, налажена «передача» таких проектов от одного института развития к другому.

Таким образом, проблемы финансирования передовых фирм, корпораций имеющие по сути своей носит микроэкономический характер, на макроэкономическом же уровне выявляется основное противоречие инвестирования современного инновационного процесса: с одной стороны, потребности эффективного, инновационного развития определяют объективную необходимость значительных капиталовложений в высокотехнологичные (приоритетные) отрасли экономики; с другой стороны – высокий уровень риска  неопределенности инвестиций в инновации делает невозможным капиталовложения в объемах, удовлетворяющих спрос со стороны данных отраслей.

Разрешение данного противоречия возможно при условии расширения институтов развития, существенной правовой определенности и экономики, обладающей высоким уровнем развития рынка современных технологий, способствующего росту масштабов коммерциализации, прежде всего, таких специфических активов как новые знания. Однако отмеченное противоречие является существенным препятствием в развитии тех систем, которые находятся на этапе становления инновационной экономики. В данном случае обеспечение условий для реализации приоритетных направлений развития связано непосредственно с деятельностью государства в процессе рыночного инвестирования. В экономических научных публикациях можно встретить и более пессимистические оценки. Такое резкое снижение спроса на новшества стало одной из причин массового исхода работников инновационного сектора народного хозяйства в другие секторы и за рубеж» [4].

В целом, процессу приоритетного инвестирования как механизму инновационных преобразований в экономической системе объективно присуще проблемное содержание, которое является отражением сопровождающих данный процесс реальных экономических противоречий [2]; последние, в свою очередь, характеризуют и концепцию приоритетного инвестирования, и механизм его реализации. Как показывает практика развитых стран, по мере роста производства, инвестиций и развития рыночной инфраструктуры значение коммерческих банков и фондового рынка возрастает.

Таким образом, накапливаемые и вновь создаваемые денежные ресурсы трансформируются в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост в стране.

Говоря об эффективности частных инвестиций, инвестиционных приоритетах в условиях современной, высокотехнологичной экономики, следует отметить, что основными факторами, стимулирующими инвестиционный процесс, являются конкуренция, потребности, экономические интересы, инновации. При этом немаловажное значение имеет определенность правовых предписаний, предсказуемость государственной политики, наличие организационных и юридических гарантий финансовой стабильности.

С точки зрения реализации отмеченных факторов мы можем сформулировать основные функции частных эффективных инвестиций в условиях приоритетного влияния инновационного фактора развития современного общества. Это, прежде всего, создание современной системы ресурсов и факторов производства нового качественного уровня; структурное преобразование экономики на базе модернизации всех видов капитала; стимулирование важнейших направлений развития экономики; создание условий для обеспечения экономической и технологической сбалансированности национальной экономики. На уровне государственной поддержки потребуется реализация системы «инновационных лифтов», предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 316 (red. ot 17.08.2017g.) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii «Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomika» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 18 (chast' II). St. 2162.

2. Belenov O. Institucional'nye formy privlecheniya investiciy v region. [Tekst] / O. Belenov, A. Lypov // Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatiy, 2010. - S.22.

3. Varnavskiy V.G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formy, proekty, riski. [Tekst] / V.G. Varnavskiy - M.: Nauka, 2011. - S. 34-37.

4. Dubrovskiy S. Prognozirovanie rossiyskogo ekonomicheskogo rosta v usloviyah globalizacii i nestabil'nosti [Tekst] / S. Dubrovskiy // Obschestvennye nauki i sovremennost'. - 2009. - №3. - S. 131.

5. Terehova E.V. Investicionnoe pravo: publichno-pravovye nachala: uchebnoe posobie. [Tekst] / E.V. Terehova. M.: RGUP, 2015. - 294 s.

Login or Create
* Forgot password?