CONCEPT OF METHODOLOGICAL BENEFITS TO DEVELOPMENT OF LANGUAGE BASED OF LINGUISTIC MATERIAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
V stat'e predlagaetsya koncepciya metodicheskogo posobiya po obucheniyu mladshih shkol'nikov zhanru pis'ma na lingvokraevedcheskom materiale. Predstavlena struktura dannogo posobiya, perechislyayutsya metodicheskie usloviya effektivnogo obucheniya epistolyarnomu zhanru v nachal'noy shkole, realizovannye v dannom posobii

Keywords:
lingvokraevedenie, metodicheskaya podderzhka, posobie po razvitiyu rechi, obuchenie zhanru pis'ma, uchitelya, studenty, mladshiy shkol'nik
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время актуальной становится методическая проблема проектирования национально-регионального компонента образовательных программ по русскому языку, поиска путей и форм привлечения в учебный и воспитательный процесс регионально значимого языкового материала, определения направлений языковой работы в региональном образовательном пространстве [3, с. 219].

Для оптимизации лингвометодической поддержки данного процесса как «оперативного и перспективного реагирования методиста на запросы и потребностей педагогов» [1, с. 165] на кафедре теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ выпущено пособие «Пишите письма», в котором представлены учебно-методические материалы лингвокраеведческого содержания по развитию письменной речи младших школьников, которые могут использоваться непосредственно на уроке русского языка в начальной школе или в качестве модели для разработки подобных комплексов заданий и упражнений, обучающих написанию сочинений в жанре письма. Пособие предназначено студентам педагогических и филологических специальностей, будущим преподавателям русского языка как родного и иностранного, а также учителям-практикам, повышающим свою квалификацию.

В соответствии с «Примерной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа» в основное содержание учебного предмета «Русский язык» на ступени начального образования включается знакомство младших школьников с жанрами письма и поздравления [4, с. 79].

По мнению Л.С. Выготского, при обучении у детей должна быть выработана естественная потребность, надобность в письменной речи [2, с.196]. Эта задача может успешно решаться в ходе обучения младших школьников эпистолярному жанру. Для этого может быть использован комплекс лингвокраеведческих материалов данного пособия или его лингвометодическая модель, воплощенная на другом сюжетном материале.

С целью включения ребёнка в жизненную ситуацию, в которой составление письма становится для него необходимым, авторами пособия был создан вымышленный мир адресатов и адресантов.

Главным персонажем на протяжении всех занятий, предложенных в пособии, является пожилая женщина Надежда Ивановна Кузнецова. Она живёт совершенно одна в деревне Синицы Псковской области. До пенсии Надежда Ивановна работала учителем, но теперь сельскую школу закрыли, потому что молодые семьи с детьми переехали в город. По сюжету Надежде Ивановне стали приходить письма от школьников Псковской области. Читая эти письма и отвечая на них, женщина перестала чувствовать себя одинокой. Благодаря письмам Надежда Ивановна вновь обрела семью: она нашла своего племянника, к которому потом и переехала.

На занятиях по материалам пособия школьники знакомятся с этикетом письма, под которым подразумеваются правила написания писем, а именно: знание особенностей эпистолярного жанра, понимание цели, ради которой пишется письмо (благодарность, сочувствие, извинение, совет, пожелание, сообщение о чем-либо, просьба), соблюдение структуры письма (зачин, основная часть, концовка), владение языковыми средствами выражения различного содержания и достижения определенных прагматических целей.

Лингвокраеведческие материалы пособия «Пишите письма» объединены пятью темами, каждая из которых включает собственно обучающую часть «Учимся писать письма», а также рубрики «Письма литературных героев», «История России в письмах», «Добрые письма и добрые дела». Задания в каждой рубрике также разработаны с использованием лингвокраеведческих материалов.

При разработке материалов пособия были соблюдены следующие методические условия, способствующие эффективной подготовке младших школьников к написанию сочинений в жанре письма:

  •  использование жанра письма как средства перефразирования текста;
  •  обучение младших школьников этикету письма через работу со специально сконструированными учебными текстами писем;
  •  использование специальных дидактических материалов (рабочих листов) как средства обучения младших школьников составлению писем;
  •  расширение читательского кругозора младших школьников за счет ознакомления с литературными произведениями, в которых герои пишут письма;
  •  формирование социальной активности младшего школьника посредством текстовой деятельности в жанре письма.

Материалы пособия прошли успешную апробацию на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Псковской области, Карачаево-Черкесии, на спецкурсе «Актуальные проблемы обучения русскому языку младших школьников» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование»).

References

1. Vasilevskaya E.V. Setevaya organizaciya metodicheskoy raboty na municipal'nom urovne: Metodicheskoe posobie. - M.: APKiPPRO, 2005. - 52 s.

2. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: v 6-ti t. - T. 3. Problemy razvitiya psihiki. - M.: Pedagogika, 1983. - 368 s.

3. Grishankova I.V. Realizaciya nacional'no-regional'nogo komponenta v shkolah goroda Tveri: obzor uchebnyh programm kraevedcheskoy napravlennosti / Rodnaya slovesnost' v sovremennom kul'turnom i obrazovatel'nom prostranstve: sbornik nauchnyh trudov. - Tver', 2017. - S. 219-223.

4. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nachal'naya shkola / sost. E.S. Savinov. - M.: Prosveschenie, 2010. - 204 s.

5. Rogaleva E.I., Mihaylova M.S. Pishite pis'ma. Praktikum po razvitiyu rechi: Metodicheskie materialy dlya uchiteley polietnicheskoy nachal'noy shkoly i magistrantov profilya «Teoriya i metodika obucheniya russkomu yazyku kak nerodnomu». - Pskov: Izd-vo PskovGU, 2016. - 80 s.

Login or Create
* Forgot password?