AGING OF POPULATION AND ITS ECONOMIC IMPLICATIONS IN THE REPUBLIC OF KOREA
Abstract and keywords
Abstract (English):
According to forecasts by 2050 the Republic of Korea will be one of the countries with the largest share of the population aged over 80, which will cause a significant amount of economic consequences, among which we can mention such as the burden on the working population, the economic slowdown and the need to reform of the pension system and changes in social policy, and it’s the reason why numerous studies that can prevent economic slowdown and fiscal crisis are currently carried out.

Keywords:
Republic of Korea, aging population, labor force, labor market, pension system.
Text

В настоящее время Республика Корея является государством с высоким уровнем доходов на душу населения, которое занимает одно из ведущих мест среди новых индустриальных стран. Во второй половине XX в. Южная Корея достигла уникальных показателей экономического роста, войдя в список 15 первых стран по объему валового внутреннего продукта. Как следствие успешного экономического развития, общее состояние здоровья и уровня жизни корейцев значительно улучшилось.

Такие успехи в области социально-экономического развития были достигнуты во многом и благодаря существенным инвестициям в формирование человеческого потенциала. Этот фактор обусловил не только улучшение системы здравоохранения, но и уровня образования и профессиональной подготовки населения. Кроме того, экономический скачок не был бы возможен без проведения целенаправленной демографической политики, направленной на регулирование численности населения и развитие человеческого капитала.

Однако на данный момент существует мировая тенденция старения населения, и Республика Корея является одной из стран с высокой долей населения пожилого возраста, что оказывает значительное влияние на экономику страны. Скорость демографических изменений в странах Восточной Азии значительно влияет на будущее рынков труда, социального обеспечения и благосостояния в регионе. Но старение населения предопределяет множество других экономических проблем, которые будут угрожать производительности и экономическому росту, если они остаются без внимания.

После окончания Второй мировой войны и разделения Кореи на Север и Юг, население Республики Корея было охарактеризовано высоким темпом роста, который можно было объяснить послевоенным «бэби-бумом» и снижением смертности, которые были вызваны общим улучшением условий жизни и здравоохранения. Однако высокие темпы роста были характерны только до начала 1960-х гг. и составляли в среднем 2,5–3,0% в год. Начиная с 1965-х гг. темпы роста населения начали падать и к 1975-м гг. уже составляли не более 2,0% в год, а к 1980-м гг. снизились до 1%.  С 1980-х гг. до 2012 г. прирост населения составляет уже меньше 1% в год, как показано на табл. ниже.

Таблица 1

Динамика численности населения Республики Корея в 1950–2015 гг. (млн чел.)

Год

Млн чел.

Год

Млн чел.

1950

18,859

1995

45,525

1955

21,422

2000

47,008

1960

25,003

2002

47,622

1965

28,530

2004

48,039

1970

31,923

2006

48,297

1975

35,281

2008

48,607

1980

38,124

2010

48,875

1985

40,806

2012

50,004

1990

42,869

2015

50,293

Источник: [9].

Основными причинами такого снижения прироста населения стала развитая система здравоохранения, позволяющая контролировать рождаемость, окончание послевоенного «бэби-бума» и повышающийся возраст вступления в брак. Кроме того, в 1960 г. правительство Южной Кореи, осознавая, что большая численность населения могла стать препятствием в успешном экономическом развитии страны, начало проводить политику контроля над рождаемостью с помощью внедрения программы планирования семьи, что было связано с недостатком рабочих мест в стране в 1960-е гг.  Последствия этой программы стали заметны со второй половины 1960-х гг. [4]. 

Ещё одним немаловажным фактором в снижении коэффициента фертильности можно считать увеличение количества работающих женщин. В 2010 г. доля работающих женщин до 30 лет составляла 69,4%, то есть увеличилась более чем в 2 раза с 32% в 1980 г. Кроме того, доля работающих женщин после 30 лет увеличилась на 13,6% с 1980 г. до 54,4% в 2010 г. [6].

Причиной снижения уровня рождаемости стало также повышение возраста вступления в брак. Возраст женщин, впервые вступающих в брак, в 2014 г. достиг 29 лет, и по этому показателю Корея приблизилась к европейским странам. Кроме того, количество одиноких женщин в возрасте от 20 до 25 лет увеличилось с 14,1% в 1980 г. до 69,3% в 2010 г., а в возрасте от 25 до 30 лет – от 2,7% до 29,1% [6].

Одновременно со снижением показателей рождаемости в Республике Корея снижались и показатели смертности – с 17 промилле в 1950-х гг. до 5,5 промилле в конце 1990-х гг. [9]. Основными факторами, которые определяли динамику смертности, были показатели младенческой смертности и ожидаемой продолжительности жизни. Со второй половины XX в. по первую половину XXI в. коэффициент младенческой смертности снизился с 115 промилле до 3,4 промилле и стал одним из самых низких показателей в мире, сопоставимым экономически развитым странам.

По всему миру показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении показывают повышательные тенденции. Наивысшего показателя достигла Япония, в 2012 г.  ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Японии составила 84 года и выросла относительно 1990 г. на 5 лет. Республика Корея с ожидаемой продолжительностью жизни 81 год встала на одну ступень с европейскими государствами, такими как Франция, Германия, Великобритания и др. Для Республики Корея, как и для многих других развитых стран, характерен разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин. По данным мировой статистики здравоохранения ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Республике Корея в 2012 г. составила 85 лет для женщин и 78 лет для мужчин [8, с. 64]. Таким образом, показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении вырос с 1980-х гг. до 2015 г. на 14,2 г., что позволило Корее войти в пятерку стран Азии по этому показателю [2].

РЫНОК ТРУДА

Одно из последствий роста продолжительности жизни и старения населения – это уменьшение количества рабочей силы, которое может привести к замедлению экономического роста и уменьшению участия пожилых людей в жизни общества. Уменьшение численности экономически активного населения может иметь негативные последствия для роста производства и обеспечения благосостояния всего населения в целом [1]. Сокращение темпов роста производства означает, что задача удовлетворения потребностей возросшего числа находящихся на иждивении пожилых людей станет еще более трудной. Кроме того, ожидается постепенное старение рабочей силы по всему миру, а также увеличение доли товаров и услуг, которые они производят [13]. Такое смещение может повлиять на способы производства товаров и услуг, а также на общую эффективность экономики. Следовательно, особенно серьезной задачей для стран, в которых отмечается снижение показателей рождаемости, является поддержание уровня благосостояния, в то время как рабочая сила становится старше, а ее численность сокращается. Эта задача связана с рассмотрением целого ряда вопросов экономической политики, которые касаются не только способов повышения производительности труда, но и возможных мер, позволяющих противостоять тенденции к уменьшению численности трудящегося населения и изменить возраст выхода на пенсию.

На данный момент Республика Корея является одной из стран с высокой долей пожилого населения. Средний возраст в Южной Корее увеличился на 18,4 года с 22,2 лет в 1980 г. до 40,6 лет в 2015 г. Для сравнения, в 2015 г. страной с самым высоким средним возрастом стала Япония и показателем в 46,5 лет, а за ней следует Германия со средним возрастом в 46,2 года [9].

К 2030 г. Республика Корея войдет в десятку стран мира с самым высоким средним возрастом с показателем 47,5 лет, а возглавлять данный список будет Япония со средним возрастом 51,5 лет. Однако к 2050 г. картина кардинально изменится, и Республика Корея займет второе место по всему миру со средним возрастом 53,9 лет, опередив Японию с возрастом 53,3 года [9].

Для того чтобы осознать масштабы проблем, вызванных повышением среднего возраста, можно посмотреть на распределение населения по возрастным группам в табл. 2.

Таблица 2

Распределение населения по возрастным группам в Республике Корея и Японии (%)

Год

2015

2050

Возрастные группы

0-14 лет

15-59 лет

60+ лет

80+ лет

0-14 лет

15-59 лет

60+ лет

80+ лет

Республика Корея

14,0

67,5

18,5

2,8

11,4

47,1

41,5

13,9

Япония

12,9

54,1

33,1

7,8

12,4

45,1

42,5

15,1

Источник: [9].

Как можно увидеть по данным, отраженным в табл., Республику Корея к 2050 г. ожидает резкое увеличение доли стареющего населения с 18,5% до 41,5%. К 2050 г. доля населения в возрасте от 15 до 59 лет станет больше, чем в Японии, а доля населения старше 60 и 80 лет почти сравняется. Также, учитывая, что в 2050 г. доли населения в возрасте от 15 до 59 лет и в возрасте старше 60 лет будут почти одинаковы и обе займут более 40% от всего населения Республики Корея, можно представить, насколько сократится количество рабочей силы и каким тяжелым бременем станет для страны и работающих людей социальное обеспечение пенсионеров.

Одним из способов, позволяющих компенсировать сокращение предложения рабочей силы, является увеличение доли пожилого населения в ее составе. В идеале пожилые люди должны иметь возможность работать до тех пор, пока они этого хотят и пока они способны работать производительно. В интересах достижения этой цели разрабатываются новые механизмы трудовой деятельности и новаторская практика на рабочих местах для сохранения производственного потенциала и удовлетворения потребностей трудящихся по мере их старения. При этом важно вести борьбу с вредными стереотипами, касающимися пожилых людей, воспитывая позитивное отношение к их умениям и возможностям, реализуемым на рабочем месте. В частности, следует уделить особое внимание увеличению доли пожилых работников, с тем, чтобы фактический возраст выхода на пенсию приблизился к пенсионному возрасту, установленному законом. Кроме того, лицам, которые достигли пенсионного возраста, установленного законом, должна быть представлена возможность продолжать участвовать в оплачиваемой трудовой деятельности во всех случаях, когда это выполнимо [12].

В реальности уменьшение доли пожилых людей в составе рабочей силы объясняется действием нескольких факторов. Недостаточно хорошие условия труда, плохое состояние здоровья или отсутствие удовлетворенности своей работой могут подтолкнуть к решению покинуть ряды рабочей силы раньше, чем предполагается. Личные предпочтения также оказывают определенное воздействие.

Еще один фактор, затрудняющий участие пожилых людей в экономической деятельности, это культурные нормы и дискриминация в отношении пожилых работников. Результаты исследований, проведенных в развитых странах, указывают на то, что практика дискриминации по признаку возраста, особенно в отношении найма на работу, сохранения рабочего места и переподготовки работников, способствовала сокращению доли лиц предпенсионного возраста в составе рабочей силы.

Республика Корея ввела в 2006 г. в действие закон о позитивной дискриминации, способствующий увеличению доли пожилых работников на рынке труда, согласно которому по меньшей мере 3 процента работников предприятий должны составлять лица в возрасте 55 лет и старше. Кроме того, в Законе о поощрении занятости среди пожилых людей определены 77 видов работ, начиная с дежурства на автостоянке и заканчивая продажей автобусных билетов, при найме на которые предпочтение следует отдавать пожилым людям [10].

Что касается коэффициента занятости, то в Республике Корея в 2013 г. он составил 47,2% для населения старше 55 лет, а для населения старше 65 лет – 30,9%. По данным статистического портала Республики Корея, коэффициент занятости среди людей в возрасте от 60 до 64 лет выше, чем для людей 20–29 лет. В 2014 г. 6 из 10 чел. в возрасте от 55 до 79 заявили, что намерены продолжать работать, а главным критерием в выборе работы явились количество и место работы [3].

 

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

Пожилые работники в Южной Корее в настоящее время сталкиваются со многими проблемами в связи с неразвитой пенсионной системой, требующей реформирования. Например, многие пожилые люди не имеют другого выбора, кроме как продолжать работать для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. В Республике Корея в реальности пожилые работники выходят на пенсию в среднем в 68 лет для мужчин и 67 лет для женщин, и этот возраст гораздо старше, чем во многих других странах ОЭСР [1].

Республика Корея уже предприняла несколько серьезных мер, чтобы улучшить условия на рынке труда для пожилых людей. Однако требуется фундаментальная реформа пенсионной системы Республики Корея, а также увеличение количества стимулов к труду для пожилых людей. Кроме того, требуется поощрять работодателей нанимать и удерживать работников пожилого возраста. В-третьих, для повышения возможностей трудоустройства пожилых работников, ОЭСР рекомендует расширять возможности обучения для пожилых людей, снизить продолжительность рабочего дня, улучшить условия труда и безопасность работы [3].

Введение в Республике Корея национальной пенсионной системы в 1988 г. было большим достижением для корейского правительства. Однако данная система не подвергалась реформированию на протяжении долгого времени, и на ней начало сказываться старение населения. По официальным прогнозам правительства, расходы национальной пенсионной системы поднимутся с 1,7% налогооблагаемого дохода работников в 2005 г. до 30% в 2050 г., однако ситуация еще более серьезна, чем можно себе представить [11].

Одной из мер правительства Республики Корея по сглаживанию последствий старения населения и сокращению безработицы среди молодежи является «Система пика заработной платы», первый этап которой был запущен в январе 2016 г. [15] на государственных и частных предприятиях, количество рабочих на которых превышает 300 чел. В 2017 г. планируется проведение второго этапа внедрения данной системы на предприятиях с численностью работников менее 300 чел. Главная идея данной системы заключается в том, чтобы повысить пенсионный возраст с 55 до 60 лет и одновременно с этим создать благоприятные условия для найма молодежи.

Существует 3 типа данной системы: «продления пенсионного возраста», «повторного найма» и «сокращения рабочего времени». При внедрении типа продления пенсионного возраста, пенсионный возраст повышается с 55 до 58 лет, а также каждый год происходит понижение заработной платы на 10%, 15% и 20% соответственно. При использовании типа повторного найма все бывшие сотрудники в течение двух лет после выхода на пенсию могут вернуться на прежнее место работы, а их заработная плата сокращается на 30%.  В случае применения типа сокращения рабочего времени за пик заработной платы принимается возраст в 50 лет и таким образом с 51 по 54 года рабочее время и заработная плата сокращаются на 20%, с 55 по 59 лет – на 40%, а после 60 лет – на 60% [14].

В Республике Корея традиционно заработная плата увеличивается пропорционально трудовому стажу, но использование «Системы пика заработной платы» позволит работодателю сэкономить на зарплатах пожилых сотрудников, и вместе с этим увеличит желание работодателя повторно нанять их на работу. Это позволит снизить уровень безработицы среди пожилых, а также уменьшит количество частных предпринимателей, одновременно с этим снизив конкуренцию на рынке.

Однако существует немало критики в адрес данной системы. Во-первых, эксперты считают, что она не только не способствует росту числа рабочих мест для молодежи, но также угнетает пожилых сотрудников, вынуждая их уходить в отставку по своему желанию. Во-вторых, стоит вопрос о том, будут ли работодатели использовать средства, сэкономленные на урезании заработной платы пожилым сотрудникам, для найма новых сотрудников. В этом нет никакой гарантии, особенно если учитывать традиционную для корейских компаний практику – нагружать уже работающих сотрудников сверхурочно, при этом, не выплачивая им за это дополнительную заработную плату [15].

Ещё одним важным фактом является то, что сотрудники, чья заработная плата была урезана, могут получать выплаты от Министерства труда в течение 5-ти лет. В случае использования системы продления пенсионного возраста, лица старше 60 лет могут получить 8 млн 400 тыс. вон в год в течение 5-ти лет, а лица от 56 до 60 лет – 7 млн 200 тыс. вон. В случае применения типа повторного найма можно получить 80% (90% для предприятий с численностью рабочих менее 300 чел.) от пиковой заработной платы, а также 6 млн вон в год в течение 5 лет. Для типа сокращения рабочего времени выплаты составляют 30% от пиковой заработной платы и 3 млн вон в год в течение 10 лет [15].

На данный момент сложно оценить всю эффективность данной системы, но стоит отметить, что в условиях постоянного роста продолжительности жизни и ожидаемого снижения экономического роста в Республике Корея, это своевременная мера, позволяющая повысить пенсионный возраст и сгладить последствия его повышения. 

В настоящее время общепризнанно, что практически во всех странах главную долгосрочную угрозу бюджетной стабильности представляет старение населения. Развитая экономика со стареющим населением крайне уязвима. Это особенно заметно в Республике Корея, так как частная пенсионная система находится в зачаточном состоянии. Низкая стоимость государственной системы пенсионного обеспечения для развитой экономики со стремительно стареющим населением невозможна. Если Республика Корея решит провести реформу ещё есть время, чтобы изменить курс и перейти от сегодняшней нестабильной системы к менее дорогостоящей и более действенной, основанной в значительной степени на полностью финансируемых пенсионных накоплениях [7].

 

Заключение

Подводя итоги, мы видим, что, начиная с 1950-х гг., быстрое развитие Республики Корея повлекло за собой демографические изменения. Послевоенный «бэби-бум» сменился уменьшением естественного прироста. Новые технологии и развитая система здравоохранения значительно снизили смертность и увеличили продолжительность жизни населения Республики Корея. Вследствие этого, согласно прогнозам, к 2050 г. Республика Корея станет одной из стран с самой большой долей населения старше 80 лет, что вызовет значительное количество экономических последствий, среди которых можно назвать такие, как нагрузка на трудоспособное население, замедление экономического роста, а также необходимость реформирования пенсионной системы и изменения социальной политики государства.

Одним из таких экономических последствий является постепенное старение рабочей силы по мере увеличения доли пожилых работников в составе экономически активного населения всего мира. Особенно серьезной задачей для страны в данное время является поддержание уровня благосостояния, в то время как рабочая сила становится старше, а ее численность в конечном счете сокращается. Эта задача связана с рассмотрением целого ряда вопросов экономической политики, которые касаются не только способов повышения производительности труда, но и возможных мер, препятствующих уменьшению численности трудящегося населения и значительному увеличению возраста выхода на пенсию. Пожилые работники в Республике Корея в настоящее время сталкиваются со многими проблемами в связи с неразвитой пенсионной системой, требующей реформирования.

В настоящее время в Республике Корея принимаются меры по борьбе с последствиями старения населения, и такие меры как привлечение иностранных студентов для интернационализации и глобализации страны, а также репатриация большого числа зарубежных корейцев в результате вызывают постоянный рост числа иностранных граждан в Республике Корея и являются уникальным способом борьбы со старением населения, существующим только в Республике Корея.

Для решения проблемы старения населения в Республике Корея, прежде всего, нужна серьезная пенсионная реформа. Небольшие же реформы не помогут стране избежать масштабного кризиса. Повышение пенсионного возраста – только первый шаг к решению проблемы доминирования числа пенсионеров – группы, интересы которой связаны с потреблением, а не с развитием, что может оказаться опасным для экономического роста страны.

References

1. Obzor mirovogo ekonomicheskogo i social'nogo polozheniya, 2007 g., Razvitie v usloviyah stareniya naseleniya mira [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/wess2007.pdf (data obrascheniya: 10.05.2015).

2. Shtefan E., Guenkov V. Srednyaya ozhidaemaya pri rozhdenii prodolzhitel'nost' zhizni v Respublike Koreya vyrosla za poslednie dva desyatiletiya na 8 s lishnim let [Elektronnyy resurs] // Seul'skiy vestnik. 2005. - Rezhim dostupa: http://vestnik.kr/health/767.html (data obrascheniya: 06.04.2014).

3. Ageing and Employment Policies in Korea - the challenge of an ageing population [Electronic resource]. - URL: http://www.oecd.org/employment/emp/33906935.pdf

4. Kwon, Tai-Hwan. Population Change and Development in Korea [Electronic resource]. - URL: http://asiasociety.org/countries/population-change-and-development-korea

5. OECD Pensions Outlook 2014 [Electronic resource]. - URL : http://www.oecd.org/pensions/oecd-pensions-outlook-23137649.htm

6. Statistics on the Aged, 2014 [Electronic resource]. - URL : http://kostat.go.kr/portal/english/news/1/1/index.board?bmode=read&aSeq=331389

7. The Korean Pension System: Current State and Tasks Ahead [Electronic resource]. - URL : http://www.oecd.org/finance/private-pensions/2763652.pdf

8. World health statistics 2014 - Geneva: World Health Organization, 2014. - 177 p.

9. World population prospects: The 2015 revision, Key Findings and Advance tables - New York : Department of Economic and Social Affairs, 2016. - 50 p.

10. 방하남, 신동균, 김동헌, 신현구. 인구고령화와 시장 [Electronic resource]. - URL : http://www.kdi.re.kr/upload/7323/2.pdf Pan Hanam, Sin Dongyun, Kim Donhon, Sin Hengu. Starenie naseleniya i rynok truda.

11. 기초연금 사업안내 [Electronic resource]. - URL : http://basicpension.mohw.go.kr/Nbbs_front/index.jsp?mode=view&tb=NTCTBL&code=N0005&page=1&num=181&ref=6&key=&keyfield=&qst_type2= Bazovye stavki pensiy po starosti

12. 김현진. 고령화의 사회․정치적 영향 - 한국과 일본의 경우 [Electronic resource]. - URL : http://www.ksrc.or.kr/~socialissues/content/vol_7/ss7_khj.pdf Kim Hendzhin. Vliyanie stareniya naseleniya na obschestvo i politiku na primere Yaponii i Respubliki Koreya.

13. 김태정. 인구 고령화의 파급영향 및 대응방향 [Electronic resource]. - URL : http://www.kea.ne.kr/upload/catalogue_file/7812e4f6766bd4af8da862f30e5b4c9e.pdf Kim Thechzhon'. Starenie naseleniya i ego vliyanie na ekonomiku i politiku gosudarstva

14. 내일을 위한 고용노동부 [Electronic resource]. - URL : http://www.moel.go.kr/policyinfo/aged/view.jsp?cate=1&sec=4 Ministerstvo truda i nayma Respubliki Koreya

15. 임금피크제란 무엇일까? 정년연장 연령과 적용사례 [Electronic resource]. - URL : http://merrow.tistory.com/515 Chto takoe «Sistema pika zarabotnoy platy»? Povyshenie pensionnogo vozrasta i primery ee primeneniya.

Login or Create
* Forgot password?