METAMORPHOSIS OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE REGIONS (HISTORICAL AND ECONOMIC ASPECT)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The work is devoted to the development of changes in the competitive environment of the region in recent decades. Attention is paid to the state of small businesses, changing the form of ownership through the privatization process, conducting antitrust activities, etc. According to the authors, in the present conditions of socio-economic situation requires a revision of the scientific and methodological regulations from the perspective of the analysis of the historical development of a competitive environment as the basis for the acceleration of economic growth in Russia. Empirical data from a studyare based on official data of government agencies.

Keywords:
Competitive environment. Small business. Antitrust. Privatization. The capacity of the competitive environment. History of Economics.
Text

Введение и постановка проблемы

Конкуренция – непременный атрибут эффективно функционирующей экономики рыночного типа. Именно она становится драйвером экономического роста регионов, страны и мировой экономики. Как известно, теория регионального развития рассматривается с разных точек зрения. Среди них выделяются учение о пространственном размещении ресурсов производства; учение о сравнительных и абсолютных преимуществах региона, учение о балансовом региональном развитии и т.д. Каждое из них занимает свою нишу в теоретических и практических рассуждениях.

В данной работе обращено внимание на учение, связанное с возникновением и развитием конкурентной среды в регионе, роль и значение которого в последние годы стали завуалироваться. Научной проблемой является решение проблем, находящихся в рассматриваемых направлениях преобразований конкурентной среды на уровне региона.

Методология исследования. В процессе работы над темой использован инструментарий анализа исторических этапов в развитии экономических явлений, обобщение и сравнение. В качестве эмпирической базы использованы данные официальной статистики регионального уровня и результаты предшествующих авторских исследований.

Изученность проблемы

Субъекты рыночной экономики в целях роста, выживания или получения прибыли входят в кооперативные и / или конкурентные отношения друг с другом, которые в совокупности очерчивают определенное пространство. Если эти субъекты представляют один сектор экономики, то их поведение легко предугадать, но, а если эти субъекты качественно различны и принадлежат к разным секторам социально-экономической сферы, то необходим более детальный анализ их взаимоотношений. На роль конкурентной среды в экономике обратили большое внимание такие ученые, как Г.Л. Азоев [1], А.Ю. Юданов [2], И.М. Кирцлер [3], М. Портер [4], Н.М. Розанова [5], Л.С. Архипова [6] и мн. др.

Конкурентная среда – это совокупность «правил игры», то есть правил, норм и санкций, образующих систему социально-экономических взаимодействий между хозяйствующими субъектами, при этом предпочтение отдается неформальным правилам. Характеристикой конкурентной среды является саморегулирование и саморазвитие взаимоотношений (саморегулирующийся бизнес). Развитие конкурентной среды в основном основано на теории самоорганизации. Конкурентная среда уже, чем рыночные зоны, потому что в ней определяющим является равновесие контура «спрос-предложение», а в рыночных зонах многие экономические проблемы решаются на основе директивных указаний с учетом политических или вообще цивилизованных принципов.

Конкурентная среда проявляет себя на различных уровнях экономики, в том числе на межрегиональном. Поэтому важным является рациональное сочетание в экономической и конкурентной политике элементов кооперативного и конкурентного федерализма. Производитель, даже если он окружен конкурентами, может оказаться монополистом благодаря территориальным условиям. Региональные органы управления и власти обладают большой политической и экономической властью, что проявляется в жестком контроле над важнейшими финансовыми потоками. Такой контроль часто обуславливает создание административных и географических границ рынка, вызывает региональную сегментацию экономики, препятствует формированию единого экономического пространства и активной межрегиональной конкуренции. В последние годы антимонопольные службы чаще всего сталкивались со злоупотреблениями доминирующим положением на рынке и действиями местных администраций, направленными на подавление конкуренции.

На образование конкурентной среды влияют территориальные границы сбыта продукции и приобретения хозяйствующими субъектами товаров и комплектующих изделий, различия в ценообразовании, технологии, наличие природных и сырьевых ресурсов, соблюдение технических, экологических требований и т.д.

Полученные результаты и их обсуждение

Формирование и развитие конкурентной среды предполагает наличие определенных этапов. Первый из них связан с либерализацией цен, демонополизацией и разгосударствлением экономики, включая ликвидацию ведомственной подчиненности, с коммерциализацией государственных предприятий и развитием частного сектора. На втором этапе создаются рыночная инфраструктура и конкурентные рынки. Третий этап – это этап совершенствования конкурентной среды.

В историко-экономическом плане на начальном этапе реформ (90-е годы прошлого века) основное внимание акцентировалось на создании инфраструктуры конкурентной среды. При этом не были теоретически осмыслены функциональные изменения в сфере производства, в процессах сбережения и потребления. Позднее усилия концентрировались главным образом на решения проблем в банковской сфере и денежно-кредитной политике, налоговой реформе и приватизации. Но необходимость внедрения принципов корпоративного управления была осознана на более позднем этапе рыночных преобразований. Опыт формирования конкурентной среды складывался, прежде всего, в торговле и общественном питании, где было достигнуто правовое обеспечение конкурентной среды, регламентирующее распределение прав собственности, государственную поддержку развития коммерческого предпринимательства, демонополизацию торговых точек.

Однако формированию конкурентной среды противодействовало множество факторов: антирыночное поведение государственных, региональных и местных органов власти и управления, несовершенство законодательной базы, лоббирование интересов немногочисленных «олигархов» и т.д. Барьеры продвижению на рынок преимущественно были административными. Это наблюдается и в современных условиях. Так, основным барьером, отмечаемым респондентами, является сложность / затянутость процедуры получения лицензий, средств государственной поддержки, разрешений, согласований. Было опрошено около 916 субъектов предпринимательской деятельности Республики Татарстан. Среди опрошенных были индивидуальные предприниматели, директора предприятий, специалисты отдела маркетинга, менеджеры, управляющие. Однако около 40% опрошенных заявляют об отсутствии каких-либо барьеров [7]. Это показывает, что проводимая в регионе политика позитивно отражается в настроении предпринимателей.

Экономическая политика федеральных властей оказывала влияние на разработку методов и форм формирования конкурентной среды в регионах. Однако Республика Татарстан, например, в начале рыночных преобразований противопоставила «шоковой терапии» умеренные экономические преобразования («мягкое» вхождение в рынок), которые проявились, прежде всего, в ценообразовании и социальной сфере. В 1992–1993 гг. многие цены, и в первую очередь, на потребительские товары, регулировались посредством льгот и дотаций. Принятая в марте 1993 г. республиканская программа адресной социальной защиты предотвратила обвальное обнищание населения и позволила избежать социальных потрясений.

Это же наблюдалось и в процессе приватизации государственной собственности. Как известно, этапы приватизации собственности (ваучерный этап и денежный этап), проводились с целью решения экономических задач. Ваучерный этап (01.10.1992 – 01.07.94) приватизации характеризуется резкими деконцентрационными процессами на уровне государственной формы собственности и концентрационных в частном секторе экономики. На ваучер РФ, или приватизационный чек, номинальной стоимостью 10 тыс. советских руб. можно было купить акции на своем предприятии или на рынке ценных бумаг, вложить их в ЧИФы (чековые инвестиционные фонды).

В Республике Татарстан была собственная программа приватизации. На первом этапе она проводилась более осмотрительно и в более длительные сроки, чем в целом по стране, что дало возможность избежать многих ошибок, сделанных в других регионах. По некоторым оценкам, гражданам Татарстана было передано имущества в 4 раза больше, чем в целом по России [8, с. 120]. Приватизационные мероприятия проводились с учетом промышленного потенциала региона. Из фондов республики были выделены пакеты акций (которые должны быть проданы в первую очередь) около 300 акционерных обществ таких отраслей, как легкая промышленность, строительство, машиностроение, сельское хозяйство, торговля, бытовое обслуживание, общественное питание. Некоторые министерства без особых оснований препятствовали управленческим решениям в части приватизации. Очень медленно шла приватизация в сфере бытового обслуживания. Сдерживающими факторами здесь остались низкая рентабельность, отсутствие денежных средств для выкупа имущества трудовыми коллективами, а также незаинтересованность со стороны внешних инвесторов. Сказывалось и стремление руководителей ведомств не передавать отраслевые предприятия в частные руки.

В результате подписанного в 1994 г. Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и Татарстана, оставаясь в едином экономическом пространстве с Россией, республика могла проводить эффективные экономические реформы с учетом региональной специфики. 1994–1999 гг. – период формального ослабления государственного воздействия на экономику. С большими трудностями удалось сохранить ее стабильность, в первую очередь благодаря усилиям региональных властей. В 2000 г. социально-экономическая стратегия предполагала активное государственное регулирование производства и целенаправленную деятельность республиканских органов.

В современных условиях ставится задача усиления роли конкурентных начал в экономике и снижения уровня государственного вмешательства в деятельность фирм. Государственное регулирование в целом себя оправдало, но этот резерв, за исключением отдельных федеральных и республиканских государственных монополий, практически исчерпывает себя. Нам нужно по-новому взглянуть на роль государства в экономической политике, предоставив максимально возможную свободу предпринимательству, как в крупном, так и малом бизнесе, создать равные условия для конкуренции на рынке, усилить политику привлечения инвестиций, без чего невозможно дальше развивать многоотраслевую экономику республики на мировом уровне. Иными словами, государство должно способствовать совершенствованию реально действующей конкурентной среды.

Среди основных направлений ее совершенствования особое внимание должно уделяться малому предпринимательству и приватизации государственной собственности.

Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в рыночной конкуренции. Поддержка малого бизнеса важна, поскольку он может противостоять на рынке монополистам и олигополистам. Чем выше степень ее развитости, тем совершеннее конкурентная среда.

Республиканские законы содействовали становлению предпринимательства. В 1991–1993 гг. были определены приоритетные направления сферы деятельности малых предприятий, они стали создаваться в первую очередь в строительстве, промышленности, торговле и общественном питании. Создавалась и укреплялась институциональная база поддержки малого предпринимательства. Признание, что предпринимательство является базой роста производства, привело к необходимости создания благоприятных условий для привлечения  внутренних инвестиций в экономику.

В 2000-е годы малые предприятия функционировали преимущественно в торговле и общественном питании (40,2%), а также в строительстве (23,3%) [9].Привлекательность торговли и общественного питания для предпринимателей объясняется тем, что в этих сферах быстро окупаются вложенные средства и имеется потребительский спрос. Конкуренция осуществляется на основе различий торговых расходов, которые зависят, с одной стороны, от характера отношений торговца с производителями товаров, а с другой – от конкуренции торговцев в области цен и условий продажи. В отдельных случаях между торговыми предприятиями могли заключаться соглашения с целью установления минимальной цены товара для реализации [10].

Но в 2013 г. из 49 617 малых предприятий, в строительстве было 12,8%, в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 36,7% [11]. В 2014 г. 48 844 малых предприятий,  в строительстве 12,7%;  в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 38,5% [12]. Заметно снижение количества малых предприятий.

В 2015 г. среднесписочная численность работников, без совместителей и  работников несписочного состава, тыс. человек было 1322,3 чел, а в 2015 – 1334,0 чел. То есть 2016 г. к 2015 г. снижение составило 0,9% [13]. Это нехорошее явление.

Необходимо отметить, что в целом наблюдается рост количества юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями.  На 1 января 2017 было 109 460 единиц организаций (в том числе 1894 акционерных обществ), что на 3,8% больше относительно  количества организаций на 1 января 2016 г. Но в том числе было и снижение количества акционерных обществ на 14,4%  [14].

Также можно выделить изменение форм собственности предприятий (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Распределение организаций, учтенных в составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов по формам собственности

 на 1 января 2017 г. и 1 января 2016 г. (в табл. выделены полужирным) [14]

 

 

Число

органи-

заций,

единиц

Из них по формам собственности

государственная

и муниципальная

частная

смешанная

российская

единиц

в % к общему

количеству

организаций

единиц

в % к общему

количеству

организаций

единиц

в % к общему

количеству

организаций

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

на 01.01.2017

130 808

13 064

10,0

113 435

86,7

709

0,5

 

Всего

на

01.01.2016

128 179

11 227

8,8

109 822

85,7

790

0,6

обрабатывающие

производства

01.01.2017

12 094

193

1,6

11 596

95,9

74

0,6

на

01.01.2016

11 930

102

0,9

11 420

95,7

72

0,6

оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов, бытовых

изделий и предметов личного

пользования

на 01.01.2017

 

41 303

176

0,4

40 454

97,9

43

0,1

на

01.01.2016

40510

98

0,2

39 676

97,9

50

0,1

гостиницы и рестораны

на 01.01.2017

 

2625

57

2,2

2491

94,9

0,3

на

01.01.2016

2579

49

1,9

2427

94,1

14

0,5

 

Как видно из табл., количество предприятий с частной формой собственности снижается, даже в конкурентоемких сферах деятельности.

Для формирования конкурентных основ региональной экономики целесообразно было разработать эффективную государственную антимонопольную политику, предусматривающую: постоянный мониторинг степени монополизации тех или иных товарных рынков; профилактику монополизма (штрафы за манипулирование ценами, финансовые санкции в отношении компаний, осуществляющих слияние, вступающих в сговор и тем самым ограничивающих конкуренции); совершенствование антимонопольного законодательства и механизма его реализации; жесткие меры в отношении монополистов, вплоть до демонтажа монопольных структур. На 1 марта 2001 г., в республиканском реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, числилось 121 предприятие [15]. А на 1 января 2017 г. количество хозяйствующих субъектов, включенных в реестр: 155; количество хозяйствующих субъектов и групп лиц, включенных в реестр (1 группа лиц = 1 ХС): 149, количество групп лиц, включенных в реестр: 4; количество хозяйствующих субъектов, включенных в реестр в составе группы лиц: 11[16]. Это может свидетельствовать о снижении уровня конкурентоемкости рынка.

Сохранение прежних форм монополизма и появление новых служат источником «теневой» экономики. Хотя формально естественные монополисты – негосударственные структуры предоставляют собой некий гибрид частной компании и государственного ведомства. Такие структуры определяют развитие отраслей, имеющих стратегическое значение для региона. На сегодняшний день на территории Республики Татарстан существуют следующие сферы, на которых присутствуют субъекты естественных монополий:

– водоснабжение, водоотведение;

– газораспределение и транспортировка газа по трубопроводам;

– электрическая и тепловая энергетика;

– коммунальная инфраструктура и ЖКХ.

Противодействие конкуренции органами власти в пользу «дружественных» им предприятий имеет место во всех странах и внутригосударственных административно-территориальных образованиях. Речь идет о сверхприбыльных отраслях (торговля бензином, нефтью, алкогольными напитками, табаком и т.п.), где деятельность конкурентов сдерживается с помощью налоговой системы, проверок состояния экономической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода и сдачи земли в аренду и прочих аналогичных мер. В таком случае органы власти принудительно перераспределяют рыночные ниши, отдавая самые из них «своим» фирмам, отчисляющим властным структурам или отдельным чиновникам часть прибыли. Количество решений о нарушении запрета на утверждение ограничивающих конкуренцию нормативных правовых актов и совершение органами государственной власти и органами местного самоуправления иных действий (бездействия), ограничивающих конкуренцию – 227 решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан при целевом индикаторе 117 решений. С одной стороны, положительно можно оценить деятельность ФАС, в то же время, выявленное количество ограничивающих конкуренцию действий  (бездействия) со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления является негативным фактом [17].

На монополизм влияет и состояние информационного рынка. Крупные фирмы в несколько раз чаще, чем мелкие, используют электронный рынок в контактах с другими предприятиями. Как показывает анализ, больше половины субъектов периодически пользуются официальной информацией в своей деятельности. Это показывает общую удовлетворенность информацией и ее относительную востребованность [17].

Взаимодействие разных конкурентных рынков и партнерство государства со специализированными рыночными сферами создает основу рыночной экономики. Поэтому возникает потребность исследовать проблемы влияния на становления и развития конкурентной среды со стороны финансово-банковского сектора. Так, сумма средств, направленных на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, в 2015 г. составила 511 млн руб., что превысило значение целевого индикатора на 11 млн руб. [17]. Сдерживание монополизма и стимулирование конкуренции должны сопровождаться и другими средствами государственного регулирования экономики: поддержкой реального сектора, ограничением инфляции, справедливой приватизацией, борьба с теневыми, криминальными структурами и т.п.

Все новые и новые факторы оказывают влияние на состояние и развитие конкурентной среды [18].

Также, на сегодняшний день одной из основных задач в рамках развития конкурентного рынка малого и среднего бизнеса является расширение доступа к закупкам крупнейших заказчиков. В целях удобного доступа к необходимой информации, разработана как в региональном, так и федеральном уровнях база с данными о закупках крупнейших заказчиков (план закупок, перечень закупок, список партнеров и др.).

Интеллектуальный капитал становится главным конкурентным преимуществом фирмы. Например, в настоящее время образовано всемирное информационно-финансовое пространство. Вошли в обиход словосочетания  «виртуальное предприятие», «виртуальное рабочее место» и т.д. Контракты заключаются задолго до начала производства и даже до разработки нового товара или услуги.

Заключение. В целом, современный этап развития конкурентной среды в регионе имеет ярко выраженный противоречивый характер. Конкурентоемкость рынка снижается. Дальнейшее его развитие невозможно без определенного снижения уровня вмешательства государства, причем между стихийными рыночными механизмами и государственным регулированием экономики (как на федеральном, так и на региональном уровне) существует обратная связь.

References

1. Azoev G.L. Konkurenciya: analiz, strategiya i praktika. M.: Centr ekonomiki i marketinga. 1996. - 208 s.

2. Yudanov A.Yu. Opyt konkurencii v Rossii. Prichiny uspehov i neudach. M.: KnoRus. 2008. 29 p.l.

3. Kircler I.M. Konkurenciya i predprinimatel'stvo /Per s ang. pod red. prof. A.N. Romanova. - YuNITI-Dana. 2001. - 239 s.

4. Porter E. Maykl Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasley i konkurentov/ Maykl E. Porter; Per. s angl. M.: Al'pina Biznes Buks. 2005. - 454 s.

5. Rozanova N.M. Ekonomicheskiy analiz firmy i rynka [Elektronnyy resurs]: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po ekonomicheskim special'nostyam / N.M. Rozanova, I.V. Zoroastrova. - M.: YuNITI-DANA, 2012. - 279 s.

6. Arhipova L.S. Konkurenciya kak osnova ekonomiki: konceptual'nye podhody k issledovaniyu roli konkurencii: Monografiya: Monografiya / L.S. Arhipova, G.Yu. Gagarina, A.M. Arhipov. - M.: INFRA-M. 2015. - 104 s.:

7. Monitoring sostoyaniya i razvitiya konkurentnoy sredy na rynkah tovarov i uslug Respubliki Tatarstan. Ministerstvo ekonomiki RT. Kazan', 2016. [Elektronnyy resurs]. URL. http://mert.tatarstan.ru/rus/predprinimatelstvo.htm. Data dostupa 15.02.2017

8. Hayrullov D.S. Gosudarstvennoe regulirovanie processov social'no-ekonomicheskoy transformacii i razvitiya Respubliki Tatarstan. Monografiya. Kazan': Fen. 1997. - S.120.

9. Burganov “Zolotoe sechenie” v predprinimatel'stve stanovlenie torgovogo predprinimatel'stva: federal'nye i regional'nye aspekty // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2002. - № 1. - S. 20.

10. Burganov R.A. Institucional'nye aspekty transformacii sfery uslug: monografiya / R.A. Burganov. - Kazan': Kazan.gos.energ. un-t, 2014. - 200s.

11. Malye predpriyatiya po vidam ekonomicheskoy deyatel'nosti 2013 godu (edinic) Elektronnyy resurs. URL. [Elektronnyy resurs]URL. http://mert.tatarstan.ru/rus/predprinimatelstvo.htm Data dostupa 15.02.2017.

12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Respubliki Tatarstan // Elektronnyy resurs. [Elektronnyy resurs] URL. http://www.tatstat.ru/bgd/docl1192/Main.htm Data dostupa 15.02.2017

13. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Respubliki Tatarstan. Kompleksnyy informacionno-analiticheskiy doklad. [Elektronnyy resurs]. URL. http://www.tatstat.ru/bgd/docl1192/Main.htm. Data dostupa 15.02.2017

14. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Respubliki Tatarstan. Kompleksnyy informacionno-analiticheskiy doklad. Elektronnyy resurs. [Elektronnyy resurs] URL. http://www.tatstat.ru/bgd/docl1192/Main.htm.

15. Reestr hozyaystvuyuschih sub'ektov, imeyuschih na rynke opredelennogo tovara bolee 35 %) // Respublika Tatarstan. 2001. 16 marta.

16. Federal'naya antimonopol'naya sluzhba. Reestr hozyaystvuyuschih sub'ektov, imeyuschih dolyu na rynke svyshe 35 % / [Elektronnyy resurs] URL. http://reestr.fas.gov.ru/welcome/showreg/45 Data dostupa 15.02.2017.

17. Monitoring sostoyaniya i razvitiya konkurentnoy sredy na rynkah tovarov i uslug Respubliki Tatarstan. Ministerstvo ekonomiki RT. Kazan', 2016. [Elektronnyy resurs] URL. http://mert.tatarstan.ru/rus/predprinimatelstvo.htm. Data dostupa 15.02.2017.

18. Burganov R.A. «Industriya 4.0» kak obolochka strategicheskogo razvitiya otrasli i firmy // R.A. Burganov / Russian Journal of Management. - 2017. - T. 5. - № 2. - S. 165-169.

Login or Create
* Forgot password?