PROBLEMS OF SMALL BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Small business is the main link in the economic system. Small businesses create jobs, provide employment, through the payment of taxes involved in the implementation of social programs. This article studied the problems associated with the organization of small business in our country.

Keywords:
entrepreneurship, criteria, taxation, government support, problems in the functioning.
Text

научный руководитель: Зацаринная Елена Ивановна,

канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансовый контроль, анализ и аудит»

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»

e-mail: e29175z@yandex.ru

Лакмусовой бумажкой для экономики любой страны выступает политика государства  по отношению к малому бизнесу, ведь малый бизнес –это некий индикатор, который  обеспечивает стабильность рыночных отношений, задействует значительную долю граждан в эту систему по средствам открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте российской экономики. Любое малое предприятие это, с одной стороны, наименее защищенный рыночный сегмент, с другой стороны, за счет своего масштаба, у него присутствует возможность отлично адаптироваться к внешним условиям, также им легче проводить мониторинг производственного процесса, меняя направление его развития  в зависимости от перемен спроса на продукцию. 

Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор, что мы активно наблюдали в России в XIX в. в среде старообрядческого предпринимательства [1, 2]. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является надежным источником бюджетных поступлений. Отсюда следует, что развитее малого бизнеса необходимо для государства.

Большое значение для эффективного развития малого предпринимательства выступает разработанная государством налоговая политика, которая предусматривает следующие методы стимулирования: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета,  упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам. Данные меры не являются достаточными и во многом ограничивают развитие класса предпринимательства в России.

   В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса, а именно его социальная и экономическая значимость, определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора [3–11].

Известно, что малый бизнес занимает особое место в экономике, так как:

– решает проблему занятости;

– позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка;

– способствует развитию конкуренции;

– на небольших предприятиях инновационного характера создается уникальная наукоемкая продукция.

Стоит отметить также, что необходимость поддержки малого предпринимательства обусловлена наличием в этой сфере перечня проблем. К основным из них можно отнести:

  • высокое налоговое бремя;
  • сложность составления налоговой отчётности. На сегодняшний момент для того, чтобы  её составить, необходимо обладать определенными профессиональными знаниями и умениями;
  • значительные сложности в получении кредитов на развитие бизнеса;
  • низкая финансовая грамотность собственников малого бизнеса. На современном этапе развития предпринимательства, государство, способствуя развитию малого бизнеса, формирует льготные условия его функционирования. Также государство поддерживает развитие определенных сфер деятельности. Например, выделением целевого государственного финансирования, упрощенной формой сертификации и лицензирования, льготами на предоставление мест  в выставках и форумах;
  • несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий.

Большинство развитых стран всячески поощряют и поддерживают деятельность малого бизнеса. В целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования в России в 2007 г. был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В настоящее время – это основополагающий документ, регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяющий понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

 В ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:

  • хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
  • кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Кроме того, должны одновременно соблюдаться определенные условия, отраженные в табл. 1.

 

 

Таблица 1

Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к малым и средним предприятиям

 

Общие критерии

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год

  • 15 чел. – для микропредприятий;
  • 16–100 чел. – для малых предприятий;
  • 101–250 чел. – для средних предприятий

п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

Доходы за год по правилам налогового учета не превысят

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2000 млн руб. – для средних предприятий

п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265

 

Дополнительные критерии для ООО

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации*

Не более 25 процентов принадлежит**:

– государству, субъектам РФ; муниципальным образованиям;

– общественным и религиозным организациям (объединениям);

– благотворительным и иным фондам

п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

Не более 49 процентов принадлежит:

– иностранным организациям;

– организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

*Это следует из п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

** За исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов.

 

Непосредственная поддержка малого предпринимательства включает в себя определенные направления и формы. На сегодняшний момент в России разрабатывается довольно много планов и проектов относительно малого бизнеса, его налогового бремени и системы отчетности. Сюда можно отнести:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила налогового учета;
  • упрощенные способы бухгалтерского учета;
  • льготы при расчетах за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • особенности участия в закупках товаров для государственных нужд;
  • финансовая поддержка и многие другие.

Однако на практике субъекты малого бизнеса наиболее часто сталкиваются с целым рядом факторов, которые не только не поддерживают ведения бизнеса, но и основательно мешают ему развиваться.  Такие факторы могут носить, как внутренний характер, так и внешний.  К внешним факторам, которые ставят под вопрос успешность предпринимательской деятельности в современной России,  можно отнести:

  • достаточно высокие ставки налогов в стране;
  • большую стоимость страхования;
  • тревожное, кризисное состояние экономики;
  • произвол государственных служащих, замедленный процесс коммуникации, бумажная волокита.

Кроме того, редкий представитель малого бизнеса в России не сталкивался со сложностями при покупке техники, высокой конкуренцией, в том числе от крупного бизнеса, нехваткой сотрудников, а также их довольно низкой профессиональной подготовкой.

Несмотря на уже действующий механизм поддержки, основным препятствием для развития среднего и малого бизнеса является недостаток финансовых ресурсов, как для начала деятельности, так и для дальнейшей деятельности предприятий.  А имеющаяся государственная поддержка осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна.

Необходимо также повышение эффективности системы налогообложения малого бизнеса, приведение ее в соответствие с современными российскими реалиями. Важно найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства, перейти от реализации фискальной к стимулирующей функции налогов. Однозначная, стабильная и справедливая система налогообложения сделает данный сектор более привлекательным для предпринимателей. В свою очередь, борьба с недобросовестной конкуренцией, коррупцией и незаконными налоговыми льготами,  перекрытие каналов оттока денежных средств в теневой сектор и в оффшорные зоны за рубеж позволит сократить нелегальный бизнес, не затрагивая интересы честных предпринимателей.

 В итоге произведённого исследования можно сделать вывод о том, что  предприниматели у истоков формирования собственного бизнеса сталкиваются с множеством сложностей, а потенциал малого предпринимательства используется крайне ограниченно.  Если говорить про нашу страну, то роль малого бизнеса в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

В настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. Понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

References

1. Titova E.N. Osnovnye principy «staroobryadcheskogo menedzhmenta» XIX veka [Elektronnyy resurs] / E.N. Titova // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2016. - T. 2. - № 1. - S. 3. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26600726

2. Titova E.N. Ekonomicheskie idei staroobryadcheskogo predprinimatel'stva XVIII-nachala XX veka [Elektronnyy resurs] / E.N. Titova // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2016. - T. 1. - №5. - S. 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26600694

3. Buhgalterskiy uchet na predpriyatiyah malogo biznesa: Uchebnoe posobie. /Prodanova N.A., Lizyaeva V.V., Zacarinnaya E.I., Krotova E.A.- Moskva, 2016. Ser. 63 Bakalavr. Akademicheskiy kurs. Modul'. (1-e izd.) - 247s.

4. Galochkina A.B. Mozhet li sub'ekt malogo biznesa izbezhat' nezakonnoy proverki? // Uproschennaya sistema nalogooblozheniya: buhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie. - 2016. - № 1.

5. Mandroschenko O.V. Osnovnye podhody k ocenke effektivnosti nalogovyh l'got // Buhgalter i zakon. - 2017. - № 2.

6. Medvedeva T.M. Uchetnaya politika «malyshey» // Aktual'nye voprosy buhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya. - 2017. - № 1.

7. Prohorskaya A.Yu. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti sub'ektov srednego predprinimatel'stva // Pravo i ekonomika. - 2016. - №9;

8. Sokolovskaya E.V. Prezumptivnoe nalogooblozhenie malogo i srednego biznesa vs. nalogovye l'goty // Finansy. - 2017. - № 4.

9. Filobokova L.Yu., Grigor'eva O.V. Nalogovaya politika i nalogooblozhenie sub'ektov malogo predprinimatel'stva // Auditor. - 2014. - № 12.

10. Uchet na predpriyatiyah malogo biznesa /Chumakova N.V., Zacarinnaya E.I., Zheleznaya E.V. - Moskva; Berlin, 2015. 326 s.

11. Shestakova E.V. Problemy regional'noy differenciacii nalogooblozheniya v Rossiyskoy Federacii v sfere malogo biznesa // Nalogi. - 2016. - № 5.

Login or Create
* Forgot password?