HAPPINESS AS ONE OF THE INDICATORS OF THE QUALITY OF LIFE IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
Aktual'nost'. S 2013 goda OON publikuet Vsemirnyy doklad o schast'e, v kotorom ukazyvaet reyting schast'ya grazhdan v kazhdoy strane. Ob'ekt issledovaniya: sistema pokazateley urovnya i kachestva zhizni. Predmet issledovaniya: sociogumanitarnye indeksy kachestva zhizni; svyaz' ponyatiya «schast'e» svyazano s mentalitetom naroda, sposobom sub'ektivnogo bytiya cheloveka, lichnostnymi smyslami i zhiznennymi ustremleniyami, s mirovozzrencheskimi i predstavleniyami ob «zhiznennom udele» cheloveka, ego sud'boy. Osnovnye polozheniya. Pervyy gosudarstvennyy precedent po regulirovaniyu schast'ya byl osuschestvlen v Korolevstve Butan, gde schast'e zakrepleno v ego Konstitucii. V stat'e issleduyutsya vozmozhnosti primeneniya praktiki regulirovaniya schast'ya v sovremennoy Rossii.

Keywords:
schast'e, gosudarstvennoe regulirovanie, Butan, OON, kachestvo zhizni, social'naya napryazhennost'
Text

Вторая половина XX века ознаменовалась сменой приоритетов развития мирового сообщества. Вместо показателей экономического роста, ВВП и потребления материальных благ человечество обратилось к концепции качества жизни, ориентированной на гармоничное сочетание всех сфер жизнедеятельности человека и общества. Многочисленные экономические, психологические, социологические исследования того времени были посвящены поискам методики оценки качества жизни, позволяющей изучить данный феномен и влияющие на него факторы. Но объекты исследования различных отраслей науки требуют комплексного подхода к решению поставленных проблем [8].

В итоге, на современном этапе под качеством жизни понимают социальные результаты экономического и политического развития страны, включающие продолжительность жизни, условия и охрану труда, обеспечение прав человека и т.п. Качество жизни включает также социальные результаты экономического и политического развития — среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения. Для характеристики уровня и качества жизни используется система индикаторов. Она включает интегральные и частные, натуральные и стоимостные индикаторы. К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения. Для разработки политики доходов и заработной платы важно учитывать не только общие характеристики уровня и качества жизни в стране, но и их дифференциацию по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения, по регионам, сельской и городской местности [6].

Современная социогуманитарная наука отличается стремлением к точности, количественному выражению изучаемых характеристик общества и одновременно обращением к тем сторонам его жизни, которые традиционно игнорировались как якобы исключающие точный количественный анализ. Одной из таких характеристик общественной жизни можно назвать счастье. К данной категории стали проявлять интерес самые разные социогуманитарные дисциплины, причем первый импульс пришел из наиболее строгой и матемизированной из них – экономики, где сложилось такое направление, как экономика счастья [1].

Это направление во многом переворачивает традиционную логику экономических и социальных оценок, делая акцент на субъективном благополучии и через него оценивая качество объективных условий жизни людей, а экономика рассматривается в гуманистических координатах – как инструмент создания благополучия для социума в целом и каждого человека в отдельности [2].

Счастье является социокультурным феноменом, объединяющим множество аспектов социальной реальности, каждый из которых важен как для отдельного человека, так и для общества в целом. В настоящее время в мире формируется мощное интеллектуальное движение, связанное с попытками исследования счастья научными методами. Актуальность проблемы определяется особой значимостью исследуемого понятия, а также запросом со стороны общества, обусловленным естественным желанием каждого человека быть счастливым, необходимостью улучшения социального здоровья и качества жизни населения как критерия для оценки эффективности принимаемых государством решений. Колебание общего уровня счастья населения может выступать в качестве индикатора успешности или провальности многих государственных решений и действий. Согласно исследованиям, особенно серьезно на данный показатель влияют меры социальной политики государства, поскольку именно они выстраивают оптимальную структуру, в идеале позволяющую каждому из граждан найти собственную нишу эмоционально и психологически комфортного существования вне зависимости от социального статуса. В случае если проводимая политика неэффективна, определенные группы населения ощущают социальную депривацию и уровень их эмоционального комфорта, а значит и счастья, падает. Следовательно, основная цель политики, проводимой по отношению к населению как на государственном, так и на муниципальном уровне, заключается в нивелировании депривирующих моментов для различных групп населения [8].

В июле 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую страны - члены ООН, оценивать счастье своего народа и использовать его как ориентир в политике государства. Вслед за этим, 2 апреля 2012 года, последовало первое заседание высокого уровня ООН «Счастье и благополучие: определение новой экономической парадигмы» под председательством премьер-министра Джигме Тинлей из Бутана, первой в мире страны, которая официально приняла валовое национальное счастье вместо валового внутреннего продукта в качестве основного показателя развития. Первый всемирный доклад о счастье был опубликован 1 апреля 2012 года как основополагающий текст для встречи. Это привлекло международное внимание как первое глобальное исследование счастья в мире как поиск решений стабильного развития (англ. UN Sustainable Development Solutions Network). В докладе были изложены принципы мирового счастья, причины счастья и нищеты, а также последствия, которые были освещены в тематических исследованиях. В сентябре 2013 года во втором Всемирном докладе о счастье (англ. World Happiness Report) предлагалось первое международное обозрение, и с этого момента доклад публикуется каждый год. В докладе используются данные опросов института Гэллапа. Для оценки национального счастья используются 6 факторов: ВВП на душу населения, социальная поддержка, ожидаемая продолжительность жизни, свобода граждан самостоятельно принимать жизненно важные решения, щедрость и отношение к коррупции. Каждый фактор оценивается по 10-и бальной шкале. Каждая страна также сравнивается с гипотетической страной под названием «Антиутопия». Антиутопия представляет самые низкие национальные средние значения для каждой ключевой переменной и вместе с остаточной ошибкой используется в качестве эталона регрессии.

По данным Всемирного доклада о счастье 2017 года рейтинг стран следующий (выборочно):

Норвегия - (1); США - (14); Китай - (33); Россия - (49); Бутан - (97) [9].

Попытки закрепления показателя «счастья» на государственном уровне были предприняты в Бутане, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и Германии.

Бутан – первая страна в мире, которая закрепила показателя «счастье» в своей Конституции и начала его оценивать (справочно: Бутан расположен в Гималаях между Китаем и северо-восточной Индией. В Бутане — конституционная монархия, религия – тантрический буддизм. На площади около 47 тысяч кв. км проживает около 700 000 человек, в основном – сельские жители. Около 60% территории Бутана занято Национальными парками и заповедниками).

Рассмотрим государственное регулирование показателя «счастья» в Королевстве Бутан по состоянию на 12 июня 2017 года.

 В соответствии со ст. 9 Конституции Королевства Бутан государство стремится применять Принципы государственной политики для обеспечения хорошего качества жизни для народа Бутана в прогрессивной и процветающей стране, которая привержена миру и дружбе в мире. Государство стремится содействовать тем условиям, которые позволяют добиваться валового национального счастья. В соответствии со ст. 20 Конституции Королевства Бутан Правительство защищает и укрепляет суверенитет Королевства, обеспечивает благое управление и обеспечивает мир, безопасность, благополучие и счастье людей [9].

Таким образом, слово «счастье» встречается в Конституции Королевства Бутан 4 раза, а в Конституция Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 (по состоянию на 12.06.2017 г.), - ни разу.

На сайте Королевского правительства Бутана в разделе министерства опубликована следующая структура министерств с информацией: Королевское правительство Бутана имеет 10 министерств, которые работают над тем, чтобы приблизить цель «Валового национального счастья» к реальности: Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики, Министерство образования, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел и культуры, Министерство информации и коммуникаций, Министерство труда и социальных ресурсов, Министерство работ и населенных пунктов [5].

Оценкой и регулированием показателя Валового национального счастья (GNH) занимается государственная Комиссии по Валовому национальному счастью Королевского правительства Бутана (далее - Комиссия), в которую включены представители всех министерств Бутана. Целью Комиссии является (дословный перевод): обеспечить, чтобы все стратегии и планы развития были сформулированы и реализованы в соответствии с принципами GNH, включая: развитие динамичной экономики как основы для яркой демократии; жизни в гармонии с традициями и природой; эффективного и благого управления; а также инвестирование в наш народ, величайший актив страны. К функциям этой Комиссии относятся (дословный перевод): уважать стремление Конституции к государству преследовать благородную цель развития Валового национального счастья (GNH), предложенную Его Величеством Четвертым Друком Гьялпо на благо всех бутанцев на все времена; отражать стремление правительства функционировать более эффективно и эффективно в поддержку парламентской демократической системы правления; признавать важность того, чтобы Правительство функционирует как один орган, стремящийся к одному и тому же пути к общей цели, как это отражено в решении Правительства о слиянии функций бывшей Комиссии по планированию и Комитета секретарей Комиссии по валовому национальному счастью (GNHC). Также на сайте Комиссии GNH указано, что она может обратиться за помощью к любому учреждению, включая аналитические центры, для выполнения своих функций [3].

Опыт Бутана в регулировании «счастья» признан Организацией объединенных наций (ООН). Государственные методики Бутана взяты за основу для оценки ООН счастья в мире. Тем не менее, Бутан занимает 97 место в рейтинге счастья, а Россия – 49. Это связано с тем, что в интегральный показатель включены в основном экономические показатели, а не показатели внутреннего состояния человека, оцениваемого в основном социологическими исследованиями. При этом, при переписи населения в Бутане задают вопрос «Счастливы ли Вы?» и только 3,3% населения считает себя «не слишком счастливыми» (по данным 2005 г.).

Понятие «счастье» тесно связано с менталитетом народа, населяющего конкретное государство. Счастье, как и удовлетворенность жизнью, в своем широком философско-онтологическом контексте и является, по нашему мнению, способом субъективного бытия человека, в котором выражаются его наиболее индивидуализированные, интимно-личностные и одновременно целостные формы осознания себя и своего существования в мире с точки зрения реализации личностных смыслов и жизненных устремлений, соотношений действительности и идеала, ценностных приобретений и понесенных потерь, надежд и разочарований.

Рассмотрим эту зависимость для России. Терпимое отношение русского человека к несчастью обуславливало и, в свою очередь, обуславливалось тем главным смыслом, который всегда был преобладающим в представлениях нашего народа о счастье-несчастье и остается, по существу, таким и сегодня. Этот смысл связывается, прежде всего, и главным образом с пониманием несчастья как удара судьбы, как проявление беды, от которой никто не застрахован, поэтому трудно представить, чтобы в русском народе с его менталитетом мог появиться и стать популярным, как среди североамериканцев, афоризм «Если ты умный, то почему бедный?», на который любят сегодня ссылаться и наши внезапно обогатившиеся некоторые граждане. Само слово «счастье» в русском языке происходит от корня «часть», т. е. удел, судьба. Соответственно, несчастье – это не удел, не судьба.

Однако одновременно просматриваются и некоторые различия между этими понятиями. Так, если достижение счастья все же связывается с определенными усилиями и заслугами самого человека, то в несчастье эта личностная компонента обычно сводится до минимума. Эту разную дифференцированность счастья и несчастья тонко улавливает и передает русский язык, легко допуская, например, использование множественного число для несчастья и упорно «сопротивляясь» множественности счастья. При рассмотрении этих вопросов мы придерживаемся той точки зрения, что счастье и удовлетворенность жизнью – это не только эмоционально выраженные состояния личности, связанные с ее текущими настроениями, конкретными событиями и их переживаниями.

Одновременно это и достаточно устойчивые структуры личности, целостные характеристики ее сознания и бытия, способные определять особенности отношения субъекта к окружающему миру, формы поведения и организацию индивидуальной жизни. В известном смысле переживание несчастья оказывается для личности не менее значимым, а объективно, возможно, и более неизбежным, чем чувство счастья и удовлетворенности, хотя проявляется это по разным основаниям и не в одинаковой пропорции. «И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, – писал Л. Н. Толстой, – если мы смотрим и на то и на другое, как на испытание» (Толстой, 1996).

По своему конечному итогу в самосознании личности они даже как бы уравниваются, поскольку в равной мере олицетворяют для нее события прожитой жизни со своими горькими и радостными страницами, которые из нее уже не вырвешь. Понятно, что доброжелательно-сочувственная тональность русского сознания к несчастью определила и характерную для русских людей откровенность в отношении к своим бедам и страданиям, которые обычно не скрываются от других. Русским людям свойственна привычка «поведать» о своих несчастьях, рассказать о своем горе или постигшей беде, не сомневаясь при этом, что их поймут, искренне утешат и помогут чем смогут. Этим они отличаются от некоторых других народов, в культуре и традициях которых существует поверье, что говорить о несчастье не следует: можешь привлечь и накликать новую беду.

Мотив сочувствия, как можно судить по самым разным источникам, глубоко укоренен в русском менталитете и в качестве некоторой общей тенденции проявляется и сейчас. Хочется верить и надеяться, что эта привлекательная черта русского народа, издавна присущая ему сочувственность и сердечность в отношениях к людям сохранится за ним и в условиях новой социальной действительности, с ее рыночной жесткостью, бескомпромиссной конкурентностью, правом сильного и богатого. По нашим наблюдениям и некоторым другим свидетельствам (в том числе и по тому большому числу отрицательных утверждений, которые фиксируют соответствующие опросы) и в современном российском обществе люди не испытывают сколько-нибудь глубоких комплексов, не встречают серьезных внутренних барьеров при ответах на вопросы о своей несчастливости и неудовлетворенности жизнью. В большинстве случаев они отвечают на эти вопросы достаточно открыто и прямо, не прибегая даже к смягчающим формулировкам отрицательных утверждений. В отношении российской ментальности, в том числе и современной, нет сколько-нибудь достаточных оснований говорить о какой-либо тенденции занижать свою несчастливость. Скорее даже, наоборот [7].

Таким образом, исходя из исследования Института психологии РАН, можно проследить следующие зависимости: несчастье россиянина – это объективная характеристика, а счастье россиянина – субъективная характеристика. В связи с этим, для россиян характерно обвинять государство в лице Правительства Российской Федерации во всех своих несчастьях, поддерживая оппозиционные движения, практически исключая личный вклад в несчастье. На взгляд автора, старт государственной программы по оценке и регулированию «счастья» в России (по некоторой аналогии с Королевством Бутан) может служить одним из рычагов снижения социальной напряженности в обществе особенно в период экономического кризиса.

References

1. Zhuravlev, A.L. Schast'e kak nauchnaya kategoriya / A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich // Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. - 2014. - T. 84. - № 8. - S. 715-723.

2. Izmereniya progressa / S.M. Popova, S.M. Shahray, A.A. Yanik. - M.: Nauka, 2010.

3. Komissiya po Valovomu nacional'nomu schast'yu Korolevskogo pravitel'stva Butana. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://www.gnhc.gov.bt/mandate/ Data obrascheniya: 12.06.2017 g.

4. Konstitucii Korolevstva Butan. ISBN 99936-754-0-7. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://www.bhutan.gov.bt/government/ Data obrascheniya: 12.06.2017 g.

5. Nacional'nyy portal Butana. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://www.bhutan.gov.bt/government/ministries.php Data obrascheniya: 12.06.2017 g.

6. Politika dohodov i zarabotnoy platy: Uchebnik / Pod red. P.V. Savchenko i Yu.P. Kokina. - M.: Yurist', 2000. - 456 s. ISBN 5-7975-0247-H

7. Psihologiya Schast'ya I Optimizma. Inna Arshavirovna Dzhidar'yan. FGBUN Institut psihologii RAN, 2013.

8. Udovletvorennost' zhizn'yu i uroven' schast'ya: vzglyad sociologa: monografiya / E. O. Smoleva, M. V. Morev ; pod nauch. ruk. d.e.n. A. A. Shabunovoy. - Vologda : ISERT RAN, 2016. - 164 s. - ISBN 978-5-93299-329-3

9. World Happiness Report 2017 (angl.). World Happiness (20.03.2017). Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://worldhappiness.report/ed/2017/ Data obrascheniya: 12.06.2017 g.

Login or Create
* Forgot password?