Abstract and keywords
Abstract (English):
V stat'e ispol'zuetsya variant metoda superelementov (MSE), orientirovannyy imenno na sistemu rascheta nesuschey sterzhnevoy konstrukcii, smysl kotorogo ekvivalenten metodu vyrezaniya uzlov. Po suti, smysl razreshayuschih uravneniy ne otlichaetsya ot klassicheskih va-riantov metoda konechnyh ili superelementov. V stat'e predstavleny analiticheskie reshe-niya dlya staticheskih i dinamicheskih zadach. Opisan algoritm rascheta. Rassmatrivaetsya vo-pros ob ustoychivosti sistemy v celom. Predlozhennyy variant rascheta mozhno primenyat' pri modelirovanii prostranstvennyh konstruktivnyh sistem karkasnogo tipa.

Keywords:
ansambl' konechnyh elementov, matrica zhestkosti, zaproektnye vozdeystviya, ustoychivost' sistemy, chastota svobodnyh kolebaniy sterzhnevoy sistemy.
Text
Text (PDF): Read Download

Введение. В основу системы расчета здания положен принцип: «один стержневой элемент – один суперэлемент» [1]. В отличие от традиционного подхода, состоящего в приписывании конечному элементу полиномиальных функций формы, суть принятой концепции заключается в использовании аналитических решений задач статики и динамики прямого стержня, которым придается специфический, характерный для МКЭ, вид.

Уравнения для стержневых элементов. Напряженно-деформированное состояние (НДС) стержня в каждом взятом сечении может быть описано с помощью двух групп параметров. Одна группа представляет кинематические характеристики (деформированное состояние), а вторая – возникающие в ходе этого внутренние силовые факторы:

 

                                      (1)

 

В системе расчета удобно применить принцип гипотезы Бернулли о плоских сечениях и о ненадавливании слоев [2] и подходы, рассмотренные в [3, 4, 5]. Необходимо отметить, что не для всех условий деформирования, например, железобетонных элементов строительных конструкций использование гипотезы плоских сечений является справедливым [6].

В соответствии с принятыми нами гипотезами движение описывается системой дифференциальных уравнений движения, геометрическими и физическими соотношениями:

 

 

                                  (2)

                                              (3)

 

Здесь введены следующие обозначения: A – площадь поперечного сечения стержня; Jn, Jb – главные   центральные моменты инерции поперечного сечения, Jp = Jn+Jb – полярный момент инерции, E – модуль упругости (модуль Юнга), G – модуль сдвига.

Используя для (4) матричную форму записи, получим:

 

                                                                 (4)

где  вектор состояния:

                                          (5)

 

вектор распределенных нагрузок:

     (6)

матрица жесткости S и матрица инерции D, структура которых очевидна из (2, 3). При решении статических задач матрицу D следует положить равной нулю.

Решение статических задач. Для решения статических задач имеем решение задачи Коши:

         (7)

где введена матрица влияния V(x), которая может быть элементарно получена аналитическим решением системы (2, 3) при известных внешних распределенных нагрузках F. Компоненты матрицы V представляют собой степенные функции не выше 3 степени. Решение (7) можно представить разделением на две части, первая из которых определяет кинематические факторы в произвольной точке стержня через силовые и кинематические параметры состояния в начале стержня:

 

                                    (8)

 

Записывая первое уравнение (8) для конца стержня, исключим силовые факторы yF(0) через кинематические факторы в конце стержня yC(L), где L длина стержня:

 

                               (9)

 

Записывая второе уравнение (8) для конца стержня, и исключая силовые факторы в начале стержня через (9) получаем выражения для силовых факторов в начале и конце стержня через кинематические факторы в начале и конце стержня. Уравнению (9) и его аналогу для x=L можно придать вид, характерный для МКЭ:

                (10)

где  – вектор узловых сил;  – вектор узловых перемещений, КFE – матрица жесткости КЭ, FFE – вектор узловых сил от заданных распределенных нагрузок.

Так как выражение (10) имеет такой же физический смысл, что и аналогичное выражение МКЭ, то для формирования матричных характеристик ансамбля элементов следует использовать известный алгоритм метода конечных элементов [7, 8].

Решение статических задач очевидно: так как выражение имеет смысл внутренних сил, действующих на начало и конец стержня, то после вычисления МЖ ансамбля КЭ получается система уравнений равновесия узлов:

.              (11)

Так решается задача о состоянии стержневой системы под действием собственного веса, под действием сборных перекрытий, перегородок и т.п.

Решение динамических задач. Для решения динамических задач используем метод модального разложения, в соответствии с которым перемещения представляются обобщенным рядом Фурье по формам свободных колебаний стержня (а для системы стержней – по ее формам свободных колебаний) [9, 10]. Таким образом, определяющим является решение задачи о свободных колебаниях одного стержня.

Для этого запишем однородное уравнение динамики, сопутствующее (4):

.                  (12)

Полагая, что свободные колебания упругого стержня представляются гармонической функцией времени: , из (12) получим спектральное уравнение:

                (13)

Его решение получается с использованием преобразования Лапласа через балочные функции Крылова и тригонометрические функции [11, 12]. Так как (13) представляет собой задачу Коши, то его можно записать в форме (7), где вектор внешних нагрузок следует опустить. Но в силу этой аналогии можно провести те же рассуждения, что и в статике и получить решение в той же форме, что и (10) (конечно, без внешних сил):

                    (14)

Отметим, что физический смысл (14) такой же, как и (10); следовательно, при моделировании стержневой системы можно также применить алгоритма МКЭ [4]. В отличие от статической задачи, задача (14) содержит неизвестный параметр w - частоту свободных колебаний стержневой системы. Этот параметр определяется из трансцендентного уравнения

                   (15)

где КAFE – матрица жесткости ансамбля КЭ. Решить это частотное уравнение можно, используя метод половинного деления. Собственные векторы системы определяются методом обратных итераций.

Для решения неоднородных динамических задач используется метод модального разложения, в соответствии с которым узловые перемещения представляются в виде разложения по собственным векторам hk задачи (15). Пусть задача (15) решена, то есть определены первые N собственных частот и соответствующие им собственные векторы hk, записанные в виде прямоугольной матрицы Н (6Nуз´N). Тогда узловые перемещения в неоднородной задаче можно записать в следующем виде:

                         (16)

Собственные формы упругой задачи обладают свойствами полноты и ортогональности:

 

                                     (17)

Составим вариационное уравнение Лагранжа – Д'Аламбера [13]:

                                                           (18)

где введен вектор обобщенных деформаций

                                                                             (19)

матрица обобщенных жесткостей

                                                      (20)

матрица обобщенных масс

 

   (21)

Подставим в (18) разложение (16). Учитывая свойство ортогональности (18) и вытекающее из него

          (22)

получим, считая, что компоненты dа – независимые функции времени, систему обыкновенных дифференциальных уравнений с диагональной матрицей:

       (23)

Здесь diag(w02) – диагональная матрица, составленная из квадратов частот свободных колебаний упругой системы. Нам удобно записать решение (23) в виде:

 (24)

Здесь введена матрица весовых функций W(t), зависящая только от структуры и закреплений системы, которая в случае упругих свойств системы является диагональной и определяется следующим образом:

              (25)

Векторы определяются разложением начальных условий по формам свободных колебаний, равно как и вектор R.

Алгоритм. При исследовании, например, запроектных воздействий используется пошаговый алгоритм, суть которого в следующем:

  1. решается статическая задача о проектном состоянии системы при заданных нагрузках;
  2. принимается решение о возможном разрушении одной или нескольких связей между элементами системы в некоторый момент времени t* и модифицируется матрица жесткости ансамбля (МЖА) конечных элементов;
  3. определяется спектр свободных колебаний модифицированной системы;
  4. состояние системы в момент времени t* представляется разложением по спектру модифицированного состояния, тем самым определяя начальные условия для расчета модифицированного состояния;
  5. производится динамический расчет модифицированного состояния при заданных нагрузках и начальных условиях.

Заключение. Вопрос об устойчивости системы в целом решается с помощью критерия Рауса-Гурвица [14, 15] для динамических систем: если среди корней частотного уравнения есть отрицательные, то система в целом считается неустойчивой (по Ляпунову [16]) и такой вариант запроектных воздействий считается приводящим к лавинному сценарию разрушения, т.е. расчет на этом прекращается. Если же критерий Гурвица дает положительный ответ на вопрос об устойчивости системы, то упомянутый алгоритм следует повторить с п.2.

Если предположить внутреннюю перестройку структуры одного из стержней системы, то модификация МЖА выполняется заменой КЭ для идеального элемента на КЭ с несовершенствами [1, 4]; алгоритм в целом сохраняется – изменяется содержание п.2.

Помимо упомянутых в разд. Алгоритм запроектных воздействий следует предусмотреть потерю устойчивости некоторых стержней. Для этого в уравнение (18) следует добавить слагаемое, учитывающее работу продольных сил в стержнях на перемещениях изгиба. Технически это достигается добавлением к уравнениям состояния слагаемого, зависящего от продольной силы. При этом алгоритм исследования динамической устойчивости сохраняется, если считать начальную продольную силу в каждом стержне постоянной, определенной решением статической задачи.

Предложенный вариант расчета удобно применять при моделировании пространственных конструктивных систем каркасного типа при расчете, например, живучести зданий [17, 18, 19].

References

1. Kovalchuk O.A. The rod as super-element of the subsystem // MATEC Web of Conferences. 5th International Scientific Confer-ence “Integration, Partnership and Innovation in Construction Science and Education”. 2016. Vol. 86. P. 6.

2. Safronov V.S., Katembo A.L. Raschet nesuschey sposobnosti vnecentrenno szhatogo sterzhnya iz zhelezobetona s ispol'zovaniem deformacionnoy modeli // Stroitel'naya me-hanika i konstrukcii. 2016. T. 1. № 12. S. 64-74.

3. Gordon V.A., Tamrazyan A.G., Savosti-kova T.V. Dinamicheskie napryazheniya v arma-turnom sterzhne pri vnezapnom obrazovanii treschin // Vestnik NIC Stroitel'stvo. 2010. № 2. S. 167-176.

4. Koval'chuk O.A. Modelirovanie pro-stranstvennyh sterzhnevyh sistem metodom konechnyh elementov // Stroitel'stvo: nauka i obrazovanie. 2012. № 1. S. 1-6.

5. Tamrazyan A.G., Koval'chuk O.A. Mat-rica vliyaniya modeli superelementa pryamogo sterzhnya s poperechnymi treschinami na dina-micheskoe sostoyanie uprugih i lineyno-vyazkouprugih tel // Vestnik NIC Stroitel'-stvo. 2011. № 3-4. S. 120-130.

6. Kolchunov V.I., Yakovenko I.A. Ob is-pol'zovanii gipotezy ploskih secheniy v zhe-lezobetone // Stroitel'stvo i rekonstrukciya. 2011. № 6. S. 16-23.

7. Gorodeckiy A.S. Vozmozhnosti prime-neniya superelementov pri reshenii razlich-nyh zadach stroitel'noy mehaniki // Stroi-tel'naya mehanika i raschet sooruzheniy. 2015. № 6 (263). S. 51-56.

8. Ogurcov Yu.N. Realizaciya mnogourov-nevogo superelementnogo podhoda k raschetu konstrukciy // Stroitel'naya mehanika i ras-chet sooruzheniy. 1989. № 5. S. 50-54.

9. Krylov V.I., Skoblya N.S. Metody priblizhennogo preobrazovaniya Fur'e i ob-rascheniya Laplasa. M.: Izd. Nauka, 1974. 224 c.

10. Kolmogorov A.N., Fomin S.V. Ele-menty teorii funkciy i funkcional'nogo analiza. M.: Izd. Nauka, 1976. 544 s.

11. Poroshina H.I., Ryabov V.M. Ob obra-schenii preobrazovaniya Laplasa nekotoryh special'nyh funkciy // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 1. Ma-tematika. Mehanika. Astronomiya. 2009. № 3. S. 50-60.

12. Talbot A. The accurate numerical inver-sion of Laplace transform // J. Inst. Maths. Applics. 1979. Vol.23. P.97-120.

13. Kozlov V.V. O variacionnyh princi-pah mehaniki // Prikladnaya matematika i me-hanika. 2010. T. 74. № 5. S. 707-717.

14. Clark R.N., The Routh-Hurwitz stability criterion, revisited // IEEE Control Systems Year. 1992. Vol. 12. P. 119 - 120.

15. Anagnost J.J., Desoer C.A., An elemen-tary proof of the Routh-Hurwitz stability criteri-on // Circuits Systems and Signal Process. 1991. Vol. 10. P. 101-114.

16. Parks P.C. A new proof of the Routh-Hurwitz stability criterion using the second method of Liapunov // Mathematical Proceedings of the Cambridge Philosophical Society. 1962. Vol. 58. P. 694-702.

17. Belostockiy A. M., Kalichava D. K. Matematicheskoe modelirovanie kak osnova monitoringa zdaniy i sooruzheniy // International Journal for Computational Civil and Structural Engineering. 2010. T. 6. № 1-2. S. 78-79.

18. Strugackiy Yu.M., Shapiro G.I. Bez-opasnost' moskovskih zhilyh zdaniy masso-vyh seriy pri chrezvychaynyh situaciyah. // Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. 1998. № 8. S. 37-41.

19. Tamrazyan A.G., Stepanov A.Yu., Par-fenov S.G. Konstruktivnaya bezopasnost' zhe-lezobetonnyh konstrukciy zdaniy i sooru-zheniy pri zaproektnyh vozdeystviyah. // Nauch. tr. 2-oy Vserossiyskoy (Mezhdunarodnoy) konferencii po betonu i zhelezobetonu «Be-ton i zhelezobeton: puti razvitiya». M.: Di-pak, 2005. T.6. S. 92-100.


Login or Create
* Forgot password?