OMBUDSMAN ACTIVITY FOR STUDENTS IN THE FIGHT AGAINST CRIME OF MINORS IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the activities of the Ombudsperson for students, aimed at combating juvenile delinquency.

Keywords:
minors; prevention and suppression of crime, juvenile delinquency
Text
Publication text (PDF): Read Download

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом.

Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

Учитывая важность борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, на правоохранительные органы возложен целый комплекс обязанностей по реализации уголовной политики государства в данном направлении.

Как показывают статистические данные, прилагаемые государством усилия, не достигают желаемого эффекта.

В период с наблюдается следующая динамика преступности несовершеннолетних (таблица 1).

 

Таблица 1 – Динамика преступности несовершеннолетних в России, 2006- 2015гг.

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

всего преступле

ний

150264

139099

116090

94720

78548

71910

64270

67225

59240

61153

+/- (%)

-2,9

-7,4

-16,5

-18,4

-17,1

-8,5

-10,6

4,6

-11,9

3,2

удельный вес

8,4

7,8

6,8

5,7

5,5

5,5

5,1

5,4

5,0

4,9

всего лиц

148595

131965

107890

85452

72692

65963

59461

60761

54089

55365

+/- (%)

-0,9

-11,2

-18,2

-20,8

-14,9

-9,3

-9,9

2,2

-11,0

2,4

удельный вес

10,9

10,0

8,6

7,0

6,5

6,3

5,9

6,0

5,4

5,2

в т.ч. ранее совершав

ших преступле

ния

23717

22414

18972

15795

13913

12956

12942

14079

14093

14208

+/- (%)

-1,6

-5,5

-15,4

-16,7

-11,9

-6,9

-0,1

8,8

0,1

0,8

 

Исследуя весь инструментарий и комплекс мер, направленных на борьбу с преступностью несовершеннолетних, представляется возможным усиление и активизация использования потенциала общественных институтов, организаций и их отдельных представителей.

В этой связи вызывает интерес фигура Уполномоченного по правам студентов России.

Она появилась сравнительно недавно: в январе 2013 г. первый Уполномоченный по правам студентов был избран путем голосования на сайте Всероссийского студенческого форума и утвержден на заседании Совета по делам молодежи Минобрнауки России.

Деятельность Уполномоченного по правам студентов направлена, в том числе, на конфиденциальное урегулирование индивидуальных конфликтов студентов, представляющих собой молодежь, среди которой есть и такая категория как несовершеннолетние.

Заинтересованные лица могут обратиться к нему с письменным или устным заявлением. Причем, получение заявления не является безусловным поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Омбудсмен решает вопрос о необходимости рассмотрения и анализа изложенных в заявлении обстоятельств самостоятельно.

В случае обнаружения достаточных оснований омбудсмен вступает во взаимодействие с правоохранительными органами или компетентными должностными лицами, в чьи полномочия входит разрешение уголовного конфликта [1] либо его урегулирование.

Деятельность Уполномоченного по правам студентов следует признать весьма перспективным направлением в вопросе урегулирования различных конфликтов, в том числе и уголовно-правовых конфликтов. На протяжении двух последних десятилетий юридической общественностью активно обсуждается проблема досудебного разрешения споров – медиации, в результате которой интересы потерпевшего [2, с. 268-270] и обвиняемого могут быть удовлетворены на стадии предварительного расследования без судебного разбирательства со всеми вытекающими последствиями. Вступивший в силу закон Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» не оправдал возлагаемых на него ожиданий, поскольку его нормы не создают чёткого механизма правореализации и имеют декларативный характер. В частности, не определён участник уголовного судопроизводства, который бы осуществлял примирительные процедуры, не определена стадия или этап стадии уголовного процесса, на которой участники конфликта могли бы прибегнуть к технологии юридической медиации.

С появлением Уполномоченного по правам студентов имеются основания констатировать, что он может играть роль медиатора в ходе разрешения уголовно-правовых конфликтов, при условии соблюдения критериев, предъявляемых к медиатору в качестве требований к его правовому статусу. В ходе доследственной (процессуальной) проверки он может выступить в роли заявителя со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. В дальнейшем указанное уполномоченное лицо, с нашей точки зрения, вправе взять на себя функции медиатора, в случае, если пострадавший и правонарушитель обратились к нему с таким предложением. Очевидно, что необходима нормативная база, вплоть до внесения изменений в УПК РФ, дающая основание лицу, проводящему процессуальную проверку, на законных основаниях запустить механизм юридической медиации, включив в него Уполномоченного по правам студентов. При этом мы отнюдь не исключаем возможность инициирования медиации на стадии возбуждения уголовного дела, предварительного следствия, дознания (в т.ч. сокращённого) поскольку на этих стадиях допускается прекращение уголовного дела по основаниям, перечисленным в законе. Отсюда следует необходимость дополнить указанный перечень основанием, связанным с юридической медиацией.

Внедрение и расширение подобной правоприменительной практики будет способствовать развитию концепции восстановительного правосудия с соответствующим внесудебным урегулированием споров, позволит снизить количество лиц осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, рецидив, расширит арсенал средств общей и специальной превенции. Полагаем, что это потребует внесения определенных изменений в главу 50 УПК РФ и некоторые другие нормы коррелирующих законов.

Помимо рассмотрения и разрешения уже возникших уголовно-правовых конфликтов, представляется возможным организовать разработку комплексной программы деятельности Уполномоченного по правам студентов и в направлении предупреждения преступлений.

На сегодняшний день возможности несовершеннолетних (молодежи и студентов) в самореализации, приобщении к социально-полезной деятельности, удовлетворении актуальных возрастных потребностей значительно сужены. Здесь Уполномоченный по правам студентов может сыграть весьма существенную роль путем объединения усилий всех организаций и ведомств, занимающихся вопросами профилактики преступлений среди молодежи.

В настоящее время на базе кафедры публичного права Волгоградского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации сформирован междисциплинарный модуль, включающий в себя как отдельные учебные дисциплина, так и отдельные разделы конкретных дисциплин, обучение по которым носит сопряженный характер в контексте вышеназванных проблем. Его смысл заключается в том, что каждая из формируемых учебными дисциплинами профессиональных компетенций имеет свою структуру, а элементы этой структуры отрабатываются в ходе практико-ориентированных лекций и практических занятий.

Междисциплинарный модуль включает в себя, прежде всего, две базовые учебные дисциплины: «Криминология» и «Проблемы предупреждения преступности среди молодежи», а также отдельные специализированные разделы таких дисциплин как «Правоохранительные органы», «Прокурорский надзор», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Юридическая психология». Методика преподавания сопредельных разделов позволяет первоначально определить уровень сформированности конкретного элемента профессиональной компетенции в ходе освоения предыдущей дисциплины (раздела) и только после этого приступать к формированию последующего элемента отрабатываемой компетенции: сначала в режиме практико-ориентированной лекции и только потом на практических занятиях.

Результатом данного подхода становятся, например, разработки студентами, проектов законов, предложений о внесении изменений в законодательство об уполномоченном по правам студентов, молодежи и студентах, составление аналитических обзоров к сведениям официальной статистики, проведение анкетирования соответствующих категорий студентов и молодежи, создание визуализаций и инфографических презентаций. Следует отметить, что попутно оказывается влияние и на формирование профессиональных компетенций, связанных с навыками групповой деятельности, навыками работы с информационными системами, использования компьютерных программ и технологий, делового общения, правомерного психологического воздействия, публичной речи, юридической техники. Тем самым обеспечивается комплексный подход к процессу обучения, что в принципе отличает его от учебы как процесса, при осуществлении которого акцент ставится на трансляции суммы знаний. Процесс же обучения нацелен на то, что знание – это инструмент, с помощью которого студент самостоятельно может разрабатывать алгоритмы профессиональной деятельности и отрабатывать соответствующие навыки и умения, совершенствовать их в течение всего периода обучения, а затем и профессиональной деятельности.

В частности, студенты в настоящее время прорабатывают проект правового статуса медиатора по делам об административных правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних по делам небольшой и средней тяжести; положение о координационной деятельности Уполномоченного по правам студентов в области противодействия криминальной субкультуре и экстремизму.

Непосредственное обсуждение проектов Уполномоченными и студентами носит взаимовыгодный характер, т.к. способствует поиску новых форм защиты законных интересов студентов, профилактике правонарушений, их закреплению, внедрению, с одной стороны, а с другой – позволяет увидеть, как идет процесс формирования востребованных профессиональных компетенций у студентов – будущих юристов, что соответствует и конечным целям работодателей в области защиты и охраны прав несовершеннолетних и молодежи. Способность к самопрезентации, умение аргументированно отстаивать собственную позицию, вести деловую коммуникацию, интерпретировать нормы закона, видеть пробелы законодательства составляют суть профессионализма и профессионального мастерства. Полигоном же для этого, при таком методическом подходе к образовательному процессу, становится не одна дисциплина и не один орган, учреждение, а их многофункциональный комплекс.

Все сказанное имеет непосредственное отношение к проблеме разрозненности направлений борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и молодежи и защиты их законных прав и интересов. Очевидно, что требуется комплекс межведомственных мер и масштабная программа профилактики, которая объединит все ведомства, организации, учреждения, занимающиеся в настоящее время работой с несовершеннолетними и молодежью. Уполномоченный по правам студентов неизбежно должен стать одним из ведущих участником подобной программы наряду с другими. В рамках реализации подобной программы он в состоянии обеспечить немалую часть превентивных мер и преемственность при переходе из возрастной группы несовершеннолетние в возрастную группу студенты.

References

1. Tokareva E.V., Trishkina E.A. Problemy, svyazannye s realizaciey principa sostyazatel'nosti storon v stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 2.

2. Kravcova O.V., Blinova-Sychkar' I.V., Dmitrienko S.A. Uchastie poterpevshego v formirovanii sistemy dokazatel'stv v dosudebnom proizvodstve // Evraziyskiy nauchnyy zhurnal. - 2016. - № 5.

Login or Create
* Forgot password?