ELEMENTARY PUPILS’ ASSOCIATIVE THINKING DEVELOPMENT PATHS WHEN STUDYING RUSSIAN ORTHOGRAPHY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discovers some development paths of associative thinking of elementary pupils when mastering orthographic skills. The roles of pupils and teacher are underlined. The author studies special features of associative links creation.

Keywords:
orthography, orthogram, associative links, elementary pupils, associative thinking forming.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Развитие ассоциативного мышления у детей младшего школьного возраста – это необходимый процесс для того, чтобы ребенок мог воспринимать мир во всем его многообразии. Именно благодаря ассоциативному мышлению происходит процесс познания ребенком всех окружающих его явлений. Это дает возможность содействовать активизации ассоциативных процессов в психике ребенка, а в конечном итоге дает усиление его художественно-эстетических реакций на окружающую среду.

Ассоциативное мышление является объектом исследования во многих науках, в том числе в педагогике и психологии. Предложенный английским педагогом и философом Дж. Локком термин «ассоциация» стал главным в целом ряде концепций и школ, объединивших труды философов (Т. Гоббс, Р. Декарт) и психологов (А. Бен, Г. Спенсер, З. Фрейд, Г. Эббингауз).

Ассоциативное мышление выступает социально обусловленным процессом, протекающим в контексте психической деятельности. Ассоциативное мышление предполагает открытие нового для человека знания на основе уже имеющихся у него знаний с помощью связывания уже имеющихся данных об одном явлении с данными о другом явлении; этот процесс опосредованно отражает действительность в ходе ее анализа и синтеза.

Ассоциативное мышление широко изучается специалистами. Например, О.К. Тихомиров говорит в своей работе, посвященной психологии мышления, что первые понимания универсальности законов психической деятельности человека связывались именно с принципом ассоциаций, т. е. возникновением и созданием связей между представлениями о том или ином предмете, явлении. Данный принцип послужил основанием для выделения особого направления в психологии, которое назвали ассоциационизмом. Учение об ассоциациях, созданное еще древними философами, получает развитие и широкое распространение в XVII-XVIII веках. Основной закон образования ассоциаций формулировался так: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется [4, с. 111].

Ассоциацией является закономерная связь двух или более психических процессов или психических элементов, возникшая в результате определенного опыта. Ассоциация обусловливает актуализацию того или иного представления при актуализации другого, ему предшествующего. И.П. Павлов в процессе изучения физиологии ассоциативного мышления указал на то, что основой всех видов ассоциаций являются временные нервные связи (энграммы).

Отечественный психолог Р.С. Немов описывает ассоциацию как основу памяти и рассматривает приемы запоминания, которые основаны на ассоциациях [3, с. 182].

Без подкрепления ассоциация практически сразу угасает, т.е. устойчивая ассоциация может возникнуть в том случае, когда присутствуют подкрепляющие повторения; затем ассоциации, в основном, включаются в еще более сложные системы, обладающие динамическим характером, – динамические стереотипы.

В рамках ассоциационизма выделяют четыре вида ассоциаций: 1) по сходству, 2) по контрасту, 3) по близости во времени или в пространстве, 4) по отношению (причинность, присущность).

Развитие ассоциативного мышления играет очень важную роль в процессе обучения. Так, Р.М. Грановская отмечает, что классификация и обобщение информации, которое происходит с помощью установления ассоциативных связей между явлениями, предметами и событиями, существенно облегчают работу памяти в процессе запоминания [1, с. 118].

Формирование ассоциативного мышления у детей младшего школьного возраста имеет свои специфические особенности, так как обучающиеся в этом возрасте отличаются особыми психологическими характеристиками. Одной из главных особенностей данного возрастного периода является преобладание образного мышления над логическим, эмоциональное восприятие, доминирование непроизвольного внимания. Данные особенности важно учитывать при применении методик обучения, направленных на развитие ассоциативного мышления.

Ассоциативные связи представляет собой один из видов основ для создания средств формирования у младших школьников орфографических навыков. Использование ассоциативного мышления при изучении орфографии имеет свои преимущества. Так, при задействовании ассоциативных связей решение задач обучения – поиск необходимой орфограммы и правильного ее написания – выполняется гораздо быстрее, если использовать логические мыслительные процессы, поскольку ассоциации у младших школьников возникают быстрее, чем алгоритмы логических операций.

В современной методике существуют три основных пути усвоения орфографических норм и, соответственно, три направления методической работы учителя с учащимися:

  •  формирование орфографических навыков на основе верного соотнесения звука и буквы, учитывая позицию звука и состава слова, на основе развития фонематического слуха у учащихся;
  •  формирование орфографических навыков на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания;
  •  формирование орфографических навыков на основе проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач [2, с. 5].

Все эти три направления должны развиваться в начальных классах параллельно. Первые два направления – это основные направление, в рамках которого происходит развитие ассоциативного мышления.

Пути формирования ассоциативного мышления в процессе выработки орфографических навыков у младших школьников:

  •  формирование таких условий, при которых у учащегося возникнет потребность создать собственную ассоциацию;
  •  формирование потребности организовать работу методом создания ассоциаций;
  •  направление учебной деятельности школьников таким образом, чтобы ассоциации способствовали выработке орфографических навыков.

Отсюда можно сделать вывод, что основной компонент развития ассоциативного мышления в процессе учебной деятельности – самостоятельная работа учащихся, в связи с чем учебную деятельность необходимо организовывать так, чтобы у учащихся присутствовала мотивация к изучению орфограмм и тренировке орфографического навыка. Поскольку речь идет о младшем школьном возрасте, здесь необходима организация работы в игровой форме – для этого используются средства и методы, построенные на игровом методе обучения.

Кроме того, важна роль учителя в развитии ассоциативного мышления. На начальном этапе работы над выработкой орфографических навыков необходима активная помощь педагога при поиске наиболее яркой и эмоционально окрашенной ассоциативной связи. Если даже учащиеся сами справляются с такой задачей, учитель все же должен продемонстрировать пример ассоциативного образа; это будет выступать как некий обмен опытом.

Таким образом, в результате комплексной работы над выработкой орфографических навыков в тех направлениях, которые способствуют созданию ассоциаций при изучении орфографии, развивается не только ассоциативное мышление у школьников, но и достигается непосредственная учебная цель – формирование орфографических навыков.

References

1. Granovskaya R.M. Elementy prakticheskoy psihologii / R.M. Granovskaya. - L., 1988. - 564 s.

2. Mishina T.I. Uprazhneniya s vyborochnym otvetom pri povtorenii orfografii / T.I. Mishina // Nachal'naya shkola. - 1996. - № 9. - S. 21-23.

3. Nemov R.S. Psihologiya: Uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedeniy: V 3 knigah. - 4-e izd. / R.S. Nemov. - M.: VLADOS, 2003. - Kniga 2: Psihologiya obrazovaniya. - 608 s.

4. Tihomirov O.K. Psihologicheskie issledovaniya tvorcheskoy deyatel'nosti / O.K. Tihomirov. - M.: Nauka, 1975. - 251 s.

Login or Create
* Forgot password?