Водные[1] ресурсы Тверской области значительны и создают прекрасную базу для развития активных видов отдыха на воде и самых различныхводных видов туризма. Всего в области насчитывается 760 рек длиной более 10 км. Из них 21 река имеет длину боле 100 км. Это такие реки, как: Тьма, Медведица, Тверца, Молога, Шоша и др. Но, конечно же, главной рекой не только Тверской земли, но и России,остаётся Волга. А исток Волги, которыйявляется уникальным природным и историко-культурным памятником мирового значения, также находится в Тверской области, вблизи д. Волговерховье Осташковского района.Волга пробегает по Тверской земле свои первые 685 км, принимая на пути 150 притоков. Более двух третей площади области относится к бассейну Волги.

В области насчитывается более 1700 озёр с акваторией более 1 га, крупнейшим и самым известным из которых является жемчужина ЦентральнойРоссии – озеро Селигер.

Но кроме естественных водоёмов, на многих реках имеются водохранилища: Иваньковское, Рыбинское, Угличскоена Волге; Вазузское на Вазузе; Вышневолоцкое на Цне. Последнее появилось в результате создания первой искусственной водной системы России – Вышневолоцкой, о которой наше сегодняшнее повествование.

История строительства водного пути началась 12 января 1703 г., когда Пётр I подписал указ о строительстве канала между реками Цной и Тверцой. Руководство строительством было возложено на царского стольника, князя М.П. Гагарина.Все техническое руководство осуществляли несколько мастеров, приехавших из Голландии,во главе с Адрианом Гаутером. Строительство было закончено весной 1709 г. Сначала канал получил имя Гагаринского (в честь руководителя строительства князя М.П. Гагарина), а затем – Тверецкого.

Сегодня многие уже не помнят, но по сутиэтобыла первая дорога из Москвы в новую столицу, потому что строительство государевой дороги между двумя столицами по суше началось только в1712 г.

Но вернёмся к строительству водной системы. Как мы уже сказали, весной строительство было закончено, а уже летом того жегода стало ясно, что канал построен неправильно – воды для свободного хода судов не хватало, судоходство по новой системебыло затруднено, а вскоре и вовсе приостановилось.

Дальнейшая судьба Вышневолоцкой водной системы во многом связана с судьбой удивительного человека –Михаила Ивановича Сердюкова, о котором стоит рассказать более подробно. Не вызывает сомнения, что этот человек от рождения был одарён самыми различными талантами, главным из которых было трудолюбие.Но самое важное в том, что он оказался в нужное время в нужном месте. А мог бы и не оказаться. Судите сами.

По своему рождению он был, как тогда говорили,«мунгальского народу», и назвали его при рожденииБароно Имегенов сын. Сейчас уже известно, что на самом деле он был бурятом, родился в 1678 г. на реке Селенге. Однажды во время стычкис казаками Бароно, которому в то время было 13 лет, попал в плен.

В Енисейске приказчик Иван Сердюков купил его за 10 рублей, крестил Михаилом, выучил грамоте, счёту, приобщил к торговому делу. Так Бароно Имегенов стал Михаилом Ивановичем Сердюковым. После кончины своегокрёстного отца он переходит ккупцу Матвею Григорьевичу Евреинову, а вскоре и сам становится купцом.

Портрет М.И. Сердюкова

Петровские преобразования дали возможность реализоваться этому человеку не просто на 100, а, наверное, на 200 процентов. В нач.XVIII в. он числился новгородским купцом, осуществлял поставки для казны и, видимо,с самого начала строительства водной системы был в курсе всего, что тампроисходило. А когда стало ясно, что голландским мастерам не удалось решить задачу, поставленную царём перед ними,Сердюков,в начале 1719 г.направляет Петру I свой собственный проект реконструкции канала. Ознакомившись с ним, царь вызывает гидротехника-самоучку в Санкт-Петербург и во время личной встречи убеждается, насколько глубоко и всесторонне Сердюков продумал своё предложение.

По итогам этой встречи26 июня 1719 г. Пётр I издал указ о передаче лично М.И. Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути. ВскореСердюковым был принят целый ряд мер – починка шлюзов, чистка канала, которыепривели к желаемому результату.

В 1722 г. был построен Цнинский канал длиной 1280 м ишлюз, что позволило обойти опасный для судоходства рукав реки Цны. На Цне была выстроена плотина. Гениальная идея Сердюкова заключалась в том, что путём устройства на Цнинском и Тверецком каналах вторых шлюзовых ворот удалось их превратить в своеобразные длинные однокамерные шлюзы.

В 1740 г. М.И. Сердюков создал Заводское водохранилище на Цне. Если бы только знал он, какую трагическую роль сыграет это водохранилище в судьбе его семьи! Но эти события произойдут спустя 20 лет, а пока Сердюковвместе со своимсыном Иваном, проводят значительные работы по устройству бечевника от Вышнего Волочка до Твери.Вырубались просеки, сооружались мосты и гати, расчищался и спрямлялся фарватер. Этот бечевник – дорога, вымощенная камнем вдоль обоих берегов Тверцы, частично сохраниласьдо наших дней.

ТрудыСердюкова на благо государства Российского не остались незамеченными. В 1743 г. по указу императрицы Елизаветы ему было пожаловано потомственное дворянство. Так бывший раб и инородец был не только возведёнв дворянское достоинство, нои получает гражданский чинVI класса коллежского советника, соответствующий воинскому званию полковника.

Своё родовое гнездо Сердюков строит на берегу водохранилища, созданного своими трудами. Это целый комплекс усадебных построек, возведённых в неоголландском или петровском стиле. Ничего подобного больше на территории Тверской области нет.В усадьбе, построенной в 1719 г., Сердюков жил вплоть да самойсмерти в1754 г. Сейчас эта усадьба находится прямо на берегу Вышневолоцкого водохранилища, примерно в 3-х км от Вышнего Волочка. В усадьбе сохранился хозяйский дом, конюшни, флигель, хозяйственные постройки, обелиск. Здесь несколько разбывал Петр I. Сохранился куст барбариса, который, по легенде, был посажен собственноручно царём. Все постройки усадьбы довольно хорошо сохранялись вплоть до недавнего времени, когдав результате несанкционированного строительного вмешательства они стали утрачивать свой первоначальный вид. 

Портрет Е.М. Сердюковой (Храповицкой) (П. Ротари, 1750-60 гг).

Кстати, о царе. С именем Петра I и семьи Сердюковых связана ещё одна легенда. Бытует мнение, что дочь Михаила Ивановича Сердюкова – Елена Михайловна, в замужестве Храповицкая, – была внебрачной дочерьюсамого императора. Дело в том, что на её портретенет никакого намёка на азиатских предков. Не обнаруживается азиатских черт и в её детях, которые достигли самых высоких государственных должностей и чинов. Так, один из её сыновей,Александр, был статс-секретарём Екатерины II. Все это не может не показаться странным, особенно, если мы вспомним, чтосамСердюков обладал ярко выраженной монголоидной внешностью.

После Сердюкова-старшего водной системой руководил его сын Иван Михайлович (род. в 1722 г.). Это был хорошо образованный специалисти достойный продолжатель семейной традиции. Умирая, Михаил Иванович был уверен, что оставлял дело своей жизни в надёжных руках. К сожалению, Иван Михайловичутонул по нелепой случайности в том самом заводском водохранилище в 1761 г. Затем недолгое время системой руководил внук Сердюкова – Михаил Иванович, но с возложенной на него миссией он явно не справился,и вскоре,по прошению его матери, Вышневолоцкая водная система была выкуплена государством у потомков М.И.Сердюкова за 176 тыс.руб. Произошло это в 1774 г. Таким образом, в личном владении семьи Сердюковых Вышневолоцкая водная система находилась более полувека – 55 лет!

Сегодня об этом удивительном человеке в городе Вышний Волочек напоминает памятник, поставленный рядом с железнодорожным вокзалом, где Сердюков изображён вместе с Петром I, без встречи с которым он никогда бы не стал основоположником русской гидротехники.

На захороненииМихаила Ивановича на кладбище села Городолюбля в Вышневолоцком районе начертаны такие слова:«Здесь покоится прах строителя Вышневолоцкой водной системы судоходства Михаила Ивановича Сердюкова».

Основным средством передвижения по системе были специально для этого созданныеплоскодонные судна – барки. Сегодня это транспортное средство можно увидеть на городском гербеВышнего Волочка, дарованного Екатериной II2 апреля 1772 г.

В 1785 г. Екатерина II осмотрела Вышневолоцкую водную систему, которая произвела на неё сильное впечатление, и издала указ об её улучшении. Предполагалось заменить часть деревянных конструкций каменными, что и было исполнено с 1790 по 1797 гг.

В 1856 г. А.Н. Островский пишет и о Твери и Вышневолоцкой системе в своих дневниках: «Несколько свободных дней до прихода весеннего каравана, которую я провёл в Твери по отплытии его, дали мне возможность ознакомиться с жизнью города, так красиво построенного и так счастливо поставленного на перекрёстке путей железнодорожного и водного. Все местные условия, как кажется с первого взгляда, должны бы способствовать промышленному процветанию Твери: железная дорога соединяет её с Петербургом и Москвой; верхние и нижние волжские караваны пристают под самым городом; Тверца, как начало Вышневолоцкой системы, представляет другой путь соединения с Петербургом – путь дешёвый для тяжёлых грузов. Но мне не довелось убедиться, что, несмотря на благоприятную местность, Тверь в промышленном отношении никак не может считаться городом процветающим. Разбирать подробно причины слабого промышленного развития, при таких счастливых условиях, я предоставляю специалистам; я скажу от себя только то, что видел и что удалось узнать…».

Вышневолоцкая водная система. Набережная вдоль канала

Вышневолоцкая водная система. Вид на канал поздней осенью

Вышневолоцкая система успешно существовала почти 150 лет, покана замену ей не пришли Тихвинская и Мариинская водные системы, а затем и Николаевская (нынеОктябрьская) железная дорога. В дальнейшем Вышневолоцкая водная система использовалась только для местного движения и сплава леса (в том числе и до Петербурга).Но исегодня Вышневолоцкая система продолжает приносить пользу, и немалую.Около 10% питьевой воды Москва получает из этой водной системы.

Вышневолоцкая водная система – это огромное богатство, которое досталось нам от наших предков, которое в настоящее время в должной мере не используется и, как часто бывает, и не содержится. А жаль, ведьэто очевидно, что  такой ресурс вполне мог бы быть востребован в туристской сфере. Нельзя сказать, что в данном направлении ничего не предпринималось и не предпринимается. С завидной регулярность по Вышневолоцкой водной системе стали проходить одна экспедиция за другой.

В конце мая 2001 г. из Твери вверх по Тверце отправился караван катамаранов, переоборудованных под знаменитые вышневолоцкие купеческие барки; 28 апреля 2010 г.по водной системеушёл в экспедицию крейсерский швертбот «Искатель», с небольшой осадкой 0,5 метра; в 2012–2013 г. современное состояние системы решили исследовать и описать члены экспедициигазеты «Тверская Жизнь».

Остаётся надеяться, что вся эта работа приведёт к тому, что когда-нибудь Вышневолоцкая водная система на всем её протяжениибудет вовлечена в активный туристский оборот, что в свою очередь приведёт к созданию современной водной туристской инфраструктуры на её берегах.


[1]При подготовке публикации использованы исследования Евгения Ступкина, Дениса Ивлева, Тамары Ровенской.