FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF TEACHERS OF BASES OF HEALTH
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper concerns the outcomes of implementing pedagogical conditions for nurturing professional liability among future teachers, specializing in teaching the basics of health. Quantitative and qualitative measures for a number of performance criteria, related to experimental study, are introduced.

Keywords:
professional liability, pedagogical conditions, basics of health.
Text

Профессиональная подготовка будущих учителей основ здоровья сегодня призвана решать важные задачи обучения и воспитания специалистов с интегрированными психолого-педагогическими и медико-биологическими знаниями, с развитыми профессионально-личностными качествами, с высоким уровнем профессиональной компетентности для их дальнейшей эффективной педагогической и оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе.

Различные аспекты профессиональной подготовки учителей к здоровьесберегающей (валеологической) деятельности рассмотрены в научных трудах О. Авдеевой, В. Звековой, М. Козуб, Л. Колмогоровой, А. Миненок, Н. Тимошенко и других [2, 6, 9, 14]. Все чаще ученые акцентируют внимание на необходимости развития ответственности будущих учителей. Так, в психолого-педагогической литературе представлены научные взгляды, определяющие параметры ответственного поведения будущих учителей, рассмотрены

пути и способы воспитания ответственного отношения к профессиональному труду, выявлены механизмы формирования ответственности личности. Этим научным поискам посвящены работы К. Альбухановой-Славской, С. Анисимова, Л. Дементий, Ж. Завадской, Л. Шевченко, К. Климовой и других [1, 4, 5, 8].

Ряд научных трудов посвящены рассмотрению социальной или личностной ответственности учителя, это работы Т. Иваненко, М. Кох, Т. Шиховой, Л. Пашко, А. Яковлевой, А. Касимцевой, Ю. Мишиной и других [7, 10, 13]. Особое внимание мы уделяли изучению работ В. Халилова, Т. Манцуровой, Т. Волковой, посвященных проблеме формирования профессиональной ответственности будущих учителей [3], [11], [12]. Проведенные ранее исследования явились важным вкладом в разработку отдельных аспектов формирования ответственности в педагогической деятельности. Однако, можно отметить, что рассмотрение педагогических условий формирования профессиональной ответственности учителей основ здоровья не было еще предметом специального научного поиска. Проведенный анализ литературных источников и последних научных трудов позволяет нам утверждать, что в отечественной и зарубежной концепциях нет однозначного содержательного наполнения понятия «профессиональная ответственность». Как нет и определенного ответа на вопрос о механизмах формирования профессиональной ответственности будущих учителей в процессе специальной подготовки. Тем более, учителей нового направления подготовки «Здоровье человека», призванных решать в процессе преподавания предмета «Основы здоровья» в общеобразовательной школе важнейшую задачу формирования, сохранения и развития здоровья учащихся.

References

1. Abul´khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Life strategy]. Moscow, 1991. 299 p.

2. Adeeva O.V. Preparing future teachers for teaching students of secondary education schools in sphere of theory of health. Cand. Diss. Kiev, 2009. 20 p. (in Ukrainian).

3. Volkova T.K. Pedagogicheskoe soprovozhdenie rosta lichnostno-professional´noy otvetstvennosti uchitelya. Cand. Diss. [Pedagogical support growth personal-professional responsibility of the teacher. Cand. Diss.]. Khabarovsk, 2009. 215 p.

4. Dementiy L.I. Otvetstvennost´ lichnosti kak svoystvo sub"ekta zhiznedeyatel´nosti. Cand. Diss. [Responsibility of the person as the subject property of life. Cand. Diss.]. Moscow, 2005. 357 p.

5. Zavadskaya Zh.E. Vospitanie otvetstvennosti u starsheklassnikov [Parenting responsibility at senior]. Minsk, Narodnaya asveta Publ., 1981. 152 p.

6. Zvekova V.K. Preparation of the future teacher for organization of health-saving leisure of pupils. Cand. Diss. Odesa, 2009. 20 p. (in Ukrainian).

7. Kasimtseva A.V. Soderzhanie i metody formirovaniya moral´noy otvetstvennosti budushchego uchitelya. Cand. Diss. [Content and methods of forming the moral responsibility of the future teacher. Cand. Diss.]. Samara, 2007. 20 p.

8. Klimova V.I. Chelovek i ego zdorov´e [Man and his health]. Moscow, Znanie Publ., 1986. 189 p.

9. Kozub M.V. Formirovanie professional´noy gotovnosti budushchikh uchiteley fizicheskoy kul´tury k osushchestvleniyu zdorov´esberegayushchey deyatel´nosti v shkole. Cand. Diss. [Formation of professional readiness of the future teachers of physical training in the implementation of health-school activities. Cand. Diss.]. Elets, 2007. 221 p.

10. Kokh M.N. Lichnostnye osobennosti prinyatiya pedagogom otvetstvennosti. Cand. Diss. [Personality characteristics of a teacher taking responsibility. Cand. Diss.], Krasnodar, 2009. 188 p.

11. Mantsurova T.A. Formirovanie professional´noy otvetstvennosti sotsial´nogo pedagoga v vuze. Cand. Diss. [Formation of professional responsibility social teacher in high school. Cand. Diss.]. Nizhniy Novgorod, 2007. 179 p.

12. Mishina Yu.D. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya otvetstvennosti u studentov pedagogicheskikh VUZov. Cand. Diss. [Psycho- pedagogical conditions of development of responsibility among students of pedagogical universities. Cand. Diss.]. Tomsk, 2002. 260 p.

13. Pashko L.F. Vospitanie otvetstvennogo otnosheniya k pedagogicheskoy professii u studentov universitetov (na materialakh nastavnichestva v studencheskikh akademicheskikh gruppakh). Cand. Diss. [Parenting responsible attitude towards the teaching profession at university students (on materials of mentoring student academic groups). Cand. Diss.]. L´vov, 1984. 18 p.

14. Timoshenko N.O. Podgotovka uchitelya k prosvetitel´skoy deyatel´nosti v oblasti osnov individual´nogo zdorov´ya shkol´nikov. Cand. Diss. [Preparing teachers to educational activities based on individual students´ health. Cand. Diss.]. Stavropol´, 2003. 162 p.

15. Shikhova T.Ya. Formirovanie otvetstvennogo otnosheniya k pedagogicheskoy deyatel´nosti u studentov pedvuzov v protsesse ikh professional´noy podgotovki. Cand. Diss. [Develop a responsible attitude to teaching students of teacher training Universities during their training]. Moscow, 1980. 15 p.

Login or Create
* Forgot password?