Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
General classification of polymers, of all the class of natural polymers is given. An assessment is made on the use of natural polymers in road construction for logging industry at the moment, and the approximate prospects of their development is also specified and the economic effects of possible implementations is defined.
road construction, forest production, natural polymers
В автодорожном строительстве для производства асфальтобетонов и смесей различных видов в качестве вяжущих веществ главным образом используются природные или искусственные органические вяжущие вещества. Их физико-механические свойства могут изменяться под воздействием внешних факторов.
Используемые в автодорожном строительстве органические вещества разделяют на три основные группы: битумы природные и нефтяные; дегти каменноугольные, сланцевые, торфяные и древесные; полимеры полимеризационные и поликонденсационные.
Далее мы более подробно рассмотрим природные битумы (вязкие и жидкие), которые могут встречаться как в чистом виде, так и в «битуминозных» породах. Битуминозные или асфальтовые породы - это горные породы (известняки или песчаники), пропитанные природными битумами и возникшие в земной коре как следствие длительных процессов окисления и полимеризации нефти, пропитавшей эти осадочные горные породы.
Добывают вязкие природные битумы способом извлечения их из извест-няков, доломитов или песчаников, пропитанных природными битумами.
По некоторым свойствам (высокой адгезии, погодоустойчивости) природные битумы преобладают над нефтяными. Однако для использования их в строительстве есть некоторые ограничения: высокая стоимость и сравнительно малый объем производства. Вязкие природные битумы применяются например в основном в химической и лакокрасочной промышленности.
В результате переработки асфальтовых горных пород возможно получение асфальтового порошка, асфальтовой мастики или асфальтового бетона для холодной укладки. Асфальтовый порошок получают с помощью измельчения карбонатных пород при условии, что содержание природного битума в них не превышает 2... 3% по массе. Он широко используется для получения асфальто-вых бетонов и растворов. Продукт объединения асфальтового порошка с природным или нефтяным битумом называют асфальтовой мастикой.
Природные и нефтяные битумы имеют такой недостаток, как повышенная хрупкость при отрицательных температурах.
В качестве природных жидких битумов в строительстве применяются тяжелые, высокосмолистые нефти.
Так как использование природных битумов в автодорожном строительст-ве в качестве основных вяжущих довольно дорогостоящее, то на данный момент широко изучаются их свойства, и используют их как добавки к асфальто-бетонам различных марок для изменения их свойств. Например, добавки асфальтита Ижемского месторождения республики Коми в количестве 3-10 мас.% в товарные битумы марок БДУС 70/100 и БДУС 100/130 увеличивают их тер-
1. GOST 18180 72 Bitumy neftyanye. Metod opredeleniya izmeneniya massy posle progreva. M: Izdatel´stvo standartov. 1980.8 s.
2. ASTM D1754 -02 Standart Test Method for Effeect of Heat and Air on Asphaltic Materials (Thin-Film Oven Test): ASTM International.04.03 Road and Paving Materials; Vehicle-Pavement Systems.2002. 7 p.
3. ASTM D 2872-04 Standart Test Method for Effeect of Heat and Air on Moving Film of Asphalt (Rolling Thin-Film Oven Test): ASTM International.04.03 Road and Paving Materials; Vehicle-Pavement Systems.2004. 5 p.
4. Levchenko E. S. Vliyanie mineral´nykh napolniteley na svoystva i sostav bitumov. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata tekhnicheskikh nauk. SPb: 2005. 125s.
5. Xiaohu Lu, Ulf Isacsson. Laboratory study on low temperature physical hardening of conventional and polymer modified bitumens.// Construction and Building Materials. 2000.-14.-P. 79-88.
6. Kolbanovskaya A.C., Mikhaylov B.B. Dorozhnye bitumy. M: Transport. 1973. 261 s.
7. Sergeenko S. R Vysokomolekulyarnye soedineniya nefti. M: Khimiya. 1964. 544 s.
8. Gun R.B. Neftyanye bitumy. M: Khimiya. 1973. 432 s.
9. Bitumnye materialy (asfal´ty, smoly, peki) / Pod red. A. Dzh. Khoyberga. Per. s angl. S.Sh. Abramovicha. M: Khimiya. 1974. 248 s.
10. Popov O.G., Posadov I.A., Rozental´ D.A., Kornilova L.A. Khimicheskiy sostav gudronov smolistykh neftey.. Neftekhimiya. 1984.T24. №3. S. 319-325.
11. Korolev I.V. Model´ stroeniya bitumnoy plenki na mineral´nykh zernakh v asfal´tobetone. / Stroitel´nye material. 1981, № 8. S. 63-67.