THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF COMPETITION AND COMPETITIVENESS RESEARCH
Abstract and keywords
Abstract (English):
Тhe article is devoted to the study of competition and competitiveness as the driving forces of social development. Approaches to competition research, perfect and imperfect competition markets, types of competition, as well as entry barriers to the commodity market are considered. Multilevel character of competitiveness is studied.

Keywords:
market economy, competition, competitiveness, competition markets, nature of competition, dominant position, competitive relations, competitive advantage.
Text

В условиях рыночной экономики растет смысл конкуренции как главного механизма регулирования хозяйственной деятельности предприятий. В условиях рыночной экономики успех хозяйствующего субъекта находится в зависимости от реализации конкретных подходов и способов повышения конкурентоспособности, обеспечения устойчивой рыночной позиции фирмы на рынке для реализации товара. Для изучения конкурентоспособности предприятия на практике необходимо знать ряд теоретических основ. Именно поэтому актуальность выбранной темы обусловлена значимостью таких понятий, как «конкуренция» и «конкурентоспособность» в современном мире.

Цель работы: изучить теоретико-методологические основы исследования конкуренции и конкурентоспособности.

Конкуренция – это процесс соперничества субъектов насчет реализации ими собственных конкурентных преимуществ на определенном рынке в определенное время для одержания победы либо достижения иных целей в рамках законодательства или в естественных условиях [1].

Мы считаем, что конкуренция в области рыночной экономики является базовой, потому что конкуренция играет роль двигателя прогресса, увеличивает эффективность производства, выступает в качестве естественного регулятора экономических процессов и метода установления рыночной равновесной цены.

К изучению конкурентной борьбы имеется несколько подходов. Структурный подход оценивает конкуренцию как особую ситуацию на рынке, основной чертой которой является наличие огромного числа независимых потребителей и продавцов определенного продукта либо ресурса: свободой для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки и покидать их. В рамках функционального подхода главная особенность конкуренции – экономические функции, которые она производит. Поведенческий подход: конкуренция как постоянно работающий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм в целях достижения наилучших результатов собственной предпринимательской деятельности. Комплексный подход сочетает в себе все ранее описанные признаки [3].

На основе типологии подходов к изучению природы конкуренции мы можем различать понятия статической и динамической конкуренции. Статическая модель подразумевает антитезу конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка. По нашему мнению, статическая конкуренция более присуща структурному подходу к конкурентному анализу. При статическом подходе конкуренция отображает сложившееся положение рынка и характеризует собой набор рыночных условий, на которых происходит конкурентная борьба. Динамический подход подразумевает, что конкуренция, собственно, – процесс развития рынка. Это эндогенный компонент рыночной среды, которая определяет характер изменения рынка и фирм. Понимание динамического характера конкуренции позволяет нам признать многообразие соотношений конкуренции и монополий как соотношений, проявляющихся в различных типах рыночной власти – конкуренции между производителями дифференцированного продукта и ценовой дискриминации [8]. По поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения. Мы придерживаемся мнения Й. Шумпетера, который считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где постоянный поток инноваций модифицирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер именовал эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации. Поскольку структура конкретного рынка характеризуется множеством факторов, число типов рынков практически неограниченно, хотя принято выделять четыре базовых модели: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Однородная продукция фирм – характерная черта совершенного конкурентного рынка. Здесь потребителям индифферентно, у какого производителя ее брать; число субъектов хозяйствования на рынке неограниченно велико, а их удельный вес по отношению к отрасли крайне мал; свобода входа и выхода на рынке; доступность информации для всех субъектов рынка. Общеизвестно, что черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Рынков несовершенной конкуренции существует три типа: чистая монополия – рыночная форма, где есть один продавец или объединение продавцов, всецело контролирующих рынок. Олигополия – это форма рынка несовершенной конкуренции, где присутствует несколько производителей, контролирующих существенную часть этого рынка. Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, при котором большое количество фирм производят дифференцированные товары. Продукция данных компаний близка, но не считается полностью взаимозаменяемой, т.е. любая из большого количества маленьких фирм производит продукт, отличающийся от продукта ее конкурентов [8].

Средства, используемые при несовершенной конкуренции:

  • Демпинговые цены
  • Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  • Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  • Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  • Распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  • Скрытие важной для потребителя информации

В соответствии с Законом РФ «О защите конкуренции» преобладающим положением является положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее этому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или этим хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) ликвидировать с данного товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В зависимости от способов реализации стратегических целей предприятия выделяют два вида конкуренции: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция подразумевает продажу продукта или предоставление услуг по ценам, более низким, чем у конкурентов, за счет уменьшения потерь производства и реализации, либо методом сокращения нормы прибыли, включаемой в цену продукции. Базой неценовой конкуренции считается не уровень цен, а качество товара (срок службы, производительность, надежность).

Одним из имеющихся факторов, оказывающих воздействие на степень сосредоточенности на рынке и на поведение предприятий отрасли, считается присутствие и высота барьеров входа. Под барьером входа на рынок мы понимаем всевозможные факторы и условия правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на этот товарный рынок и на равных соперничать с теми, кто уже работает. Структурные барьеры обоснованы особенностями данной отрасли и рынка (технологией изготовления, стартовыми и текущими расходами, зрелостью и развитостью рынка, объемом спроса, типом конкуренции). Поведенческие барьеры аргументированы действиями участников рынка, к которым относятся соглашения и согласованное поведение, вертикальная и горизонтальная интеграция, злоупотребление преобладающим положением и недобросовестная конкуренция, криминальное воздействие на рынок.

Сосредоточиваясь на экономическом содержании понятия «конкуренция», многие авторы раскрывают понятие «конкурентоспособность», подчеркивая различные ее аспекты. М. Портер: «Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [4]. М. Гельвановский: «Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования» [2]. Поэтому мы приходим к выводу, что конкурентоспособность – это многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей и отраслей. Между этими уровнями существует тесная взаимосвязь.

Следует отметить многоплановый характер конкурентоспособности. В современной экономике термин «конкурентоспособность» применяется для категорий различных уровней – конкурентоспособности продукта, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособности страны. Связь различных уровней конкурентоспособности является специфической «пирамидой конкурентоспособности» (см. рис. 1). Между понятиями конкурентоспособности на различных уровнях присутствует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В частности, страновая и отраслевая конкурентоспособность в итоге находятся в зависимости от способности определенных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Совокупность качественных и стоимостных данных товара, обеспечивающая удовлетворение определенной потребности покупателя, – это и есть конкурентоспособность товара. Конкурентоспособным считается тот продукт, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.

Если посмотреть с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, т.е. конкурентоспособность объектов любого более низкого уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях. В то же время существуют фундаментальные различия между понятиями конкурентоспособности на различных уровнях. Например, понятия «конкурентоспособность страны» и «конкурентоспособность предприятий» отличаются неравными целевыми функциями этих объектов. Конкурентоспособность конкретной страны зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться. В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами. Они извлекают пользу от присутствия на рынке сильных внутренних соперников и требовательных местных потребителей.

Рис. 1 – Пирамида конкурентоспособности

Все многообразие конкурентных отношений, сформированных в области экономики, можно разделить на три уровня с определенной степенью условности: микроуровень (определенные виды продукции, производства, предприятия) –характеристики, которые напрямую отражают качество и цены продукции; мезоуровень (отрасли, объединения предприятий и фирм) – характеристики, обеспечивающие устойчивое повышение эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей; макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны, объединения стран) – характеристики, которые отражают общее положение экономических систем, их сбалансированность, инвестиционный климат. На макроэкономическом уровне сформированы базовые условия конкурентоспособности функционирования всей экономической системы. На мезоуровне конкурентоспособность создает перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность обретает свою окончательную, завершенную форму в виде конкурентоспособности предприятия, товара, проявляющейся, например, в соотношении цены и качества [2].

Принимая во внимание свойства многоуровневой конкурентоспособности, можно сформировать иерархию понятий конкурентоспособности субъектов рынка. Конкурентоспособность государства – это способность страны производить товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков, и создавать условия для наращивания государственных ресурсов со скоростью, которая позволяет обеспечить стабильные темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений. Конкурентоспособность региона – способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия для роста региональных ресурсов для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений. Конкурентоспособность отрасли – способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли на основе базовых макротехнологий. Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая отражает различия в развитии данной организации от развития организаций-конкурентов с точки зрения удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность продукции – совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции, которые удовлетворяют конкретные потребности покупателя и выгодно для покупателя отличаются от аналогичных товаров-конкурентов [6].

Конкурентоспособность субъекта (объекта) предопределяется наличием конкурентных преимуществ – внутренних особенностей (в том числе динамических возможностей или факторов внешней среды, которые обеспечивают преимущество перед конкурентами на конкретном рынке в анализируемый период времени) [5]. Все конкурентные преимущества делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка. Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования более дешевых источников: рабочей силы, материалов (сырья) и энергии. Низкий уровень этих конкурентных преимуществ состоит в том, что они очень хрупкие и могут быть легко потеряны или в результате роста цен и заработной платы, или из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы таким же образом могут использовать конкуренты, поэтому они не смогут обеспечить преимущество над конкурентами на долгое время. Преимущества высокого порядка – уникальные продукты, уникальные технологии, оптимальная структура маркетинга, организация производства, хорошая репутация фирмы. Если конкурентные преимущества, достигнутые благодаря уникальным рыночным продуктам, основанным на собственной разработке, тогда при необходимости ликвидации таких преимуществ конкурентам будет необходимо или разработать подобную продукцию, или придумать что-то лучшее. В зависимости от характера существуют два типа преимуществ: абсолютные, которые задаются природой (например, географическое положение) и относительные (условные переменные) [4].

Заключение

А. Смит понимал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели конкурируют на рынке за большую прибыль от реализации и выгодные покупки соответственно. В условиях капиталистического способа производства конкуренция приобретает наибольшее развитие. Борьба за получение большей прибыли является целью конкуренции. Таким образом, движущей силой конкуренции для каждого из участников считается личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата. Противодействие соперникам не должно и не может быть самоцелью конкуренции.

В данной работе были рассмотрены и изучены необходимые для исследования конкуренции и конкурентоспособности основы.

References

1. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Competition_(Economy) (accessed 5 Match 2017).

2. Gelvanovsky M., Zhukovskaya V., Trofimova I. Competitiveness in micro, meso and macrolevel measurements. Ros. Econ. Zhurnal, 1998. № 3.

3. Approaches to the study of competition. Available at: http://studopedia.ru/9_223012_povedencheskiy-strukturniy-i-funktsionalniy-podhodi-k-opredeleniyu-konkurentsii.html (accessed 18 Match 2017).

4. Porter M. International competition: competitive advantages of countries. Moscow: Intern. Relations, 2016. 947 p.

5. Savelieva N.A. Management of the firm's competitiveness: a textbook. Rostov n/D.: Phoenix, 2009. 382 p.

6. Fatkhutdinov R.A. Competitiveness: Economics, Strategy, Management. M.: Infra-M, 2000. 546 p.

7. Filosofova T.G., Bykov V.A. Competition. Innovation. Competitiveness: Textbook. Allowance. M.: UNITY-DANA, 2007. 296 p.

8. Chamberlin E. Theory of monopolistic competition. M.: Economics, 1996. 350 p.

Login or Create
* Forgot password?