Abstract and keywords
Abstract (English):
The system of contractual relations is an essential field subjected to public control, which should detect and prevent inefficient use of budget funds, waste and corruption, thereby optimizing costs in this area. Effective expenditure of budgetary funds becomes main objective in the establishment of the state. In the article the questions of control in the sphere of public procurement, as huge sums each year are being wasted on more minor things, resulting in the leaching of budgetary funds. The authors compare the terms of “monitoring”, “audit” and “control” and reveal the need for these activities.

Keywords:
government procurement, control, customers, competent authorities, procedures.
Text

Контрактная система закупок товаров (работ, услуг) с целью обеспечения государственных нужд формируется уже с конца прошлого века и продолжает претерпевать изменения.

В соответствии с определяющими подходами и принципами в данной сфере для регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд формируется система мониторинга, аудита и контроля. Эта комплексная система соответствует принципам достижения эффективности, которыми руководствуется законодатель.

В связи с актуальностью соответствия международным и российским стандартам в бухгалтерском учете и аудите система претерпела изменения. С момента вступления в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контроль государственных закупок в РФ начал осуществляться с учетом как собственной, так и международной практики (в частности, европейской), на основе которой и был составлен данный Федеральный закон.

Таблица 1

Данный закон регламентирует мониторинг, аудит, надзор и контроль сферы государственных закупок. Это мероприятия, с которыми участники закупок, в т.ч. и заказчики, могут столкнуться на любой стадии процесса: при публикации планов закупок и планов-графиков для общего ознакомления, после заключения контракта, после окончания исполнения контракта. Несмотря на одну и ту же сферу деятельности и единый нормативно-правовой акт, данные процессы имеют различия, которые представлены в табл. 1.

В числе изменений, возникших после вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ [1], в процесс контроля закупок для государственных и муниципальных нужд была включена общественность. Таким образом, процесс государственных закупок стал более открытым для граждан РФ, чем ранее. Благодаря порталу Единой информационной системы в сфере закупок [6] пользователь сможет увидеть необходимую ему информацию, например, распределение контрактов по уровню заказчиков (рис. 1).

Рис. 1. Распределение цены контрактов по уровням организации заказчиков

 

Гражданам в соответствии с данным законом предоставляется широкий перечень информации для осуществления контроля. Существуют также ситуации, для разрешения которых важно учитывать мнение общества. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает различные случаи, в которых это необходимо.

Вовлечение общественности в процесс государственных закупок призвано сделать этот процесс более понятным, прозрачным, демократизировать его. Предполагается, что сочетание государственного и общественного контролей поспособствует снижению уровня коррупции и устранению различных злоупотреблений в данной сфере.

Контроль государственных закупок в целом по Российской Федерации возложен на федеральные органы исполнительной власти, Казначейство, а также на органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные Бюджетным кодексом РФ. Аналогично контроль государственных закупок делегируется на уполномоченные органы субъектов.

В частности, на территории г. Москва органом, уполномоченным осуществлять контроль за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является Управление Федеральной антимонопольной службы. Его сотрудники осуществляют контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд государственными и муниципальными заказчиками; согласовывают конечное решение о размещении заказа у выбранного поставщика; занимаются рассмотрением жалоб на действия заказчика; а также контролируют исполнение выданных заказчику предписаний управления.

Изменения в сфере контроля государственных закупок призваны повысить экономическую и социальную стабильность страны, а также рост и развитие национальной экономики. Кроме того, поставщики таких закупок получают некоторые льготы, например, в сфере налогообложения.

Дальнейшее развитие института государственных закупок связано с формированием входных барьеров. В настоящее время вводятся различные инструменты отбора, стимулы и санкции для определения и последующего отсева недобросовестных экономических агентов. Для их выявления заказчик получил право требовать документ, подтверждающий квалификацию поставщика закупок, а также различную информацию об обеспеченности исполнителя различными ресурсами (трудовыми, финансовыми, материальными и т.д.) для исполнения контракта.

Таким образом, на настоящий момент проводятся доработки контрольных процедур в сфере государственных закупок. Качественная общественная экспертиза позволила увеличить долю конкурентных закупок и их экономическую эффективность [4]. В этом году члены Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) возлагают большие надежды на новую контрактную систему, призванную обеспечить комплексный подход к регулированию сферы закупок, ее открытость и прозрачность, повысить профессионализм заказчиков и эффективность отрасли в целом.

References

1. Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 №44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd».

2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federacii «Upravlenie gosudarstvennymi finansami i regulirovanie finansovyh rynkov» (utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 №320) Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. O federal'nom organe ispolnitel'noy vlasti, upolnomochennom na osuschestvlenie kontrolya v sfere razmescheniya zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya federal'nyh gosudarstvennyh nuzhd: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.02.2006 g. №94 Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Organizaciya i kontrol' v sisteme gosudarstvennyh zakupok: otechestvennyy i zaru-bezhnyy opyt /Pankov V.V., Chaykovskaya L.A., Prodanova N.A., Malickaya V.B., Gavrilova E.A., Morozova T.V., Kozhuhov V.L. //Monografiya / Pod redakciey V.V. Pankova, L.A. Chaykovskoy, V.L. Kozhuhova. Moskva, 2015.

5. Programma povysheniya effektivnosti upravleniya obschestvennymi (gosudarstvennymi i municipal'nymi) finansami na period do 2018 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 30.12.13 №2593-r) Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

6. http://zakupki.gov.ru - Portal Edinaya informacionnaya sistema v sfere goszakupok.

Login or Create
* Forgot password?