Volgograd, Russian Federation
Volgograd, Russian Federation
V stat'e rassmatrivayutsya problemy adaptacii inostrannyh studentov v period obucheniya v rossiyskom medicinskom vuze. Pokazano, chto dannyy process predstavlen neskol'kimi sostavlyayuschimi, sredi kotoryh lingvisticheskaya adaptaciya, sociokul'turnaya adaptacii, psihologo-pedagogicheskaya adaptaciya. Privedeny rezul'taty issledovaniya metodom kontent-analiza, pozvolyayuschie vyyas- nit' adaptacionnye vozmozhnosti prebyvayuschih na uchebu v rossiyskie vuzy inostrannyh studentov. Avtory utverzhdayut, chto usvoenie professional'nyh cennostey stanovitsya pervoocherednoy zadachey dlya inostrannogo studenta, obuchayuschegosya v rossiyskom vuze. Priobschenie k kul'ture strany obucheniya povyshaet adaptivnye vozmozhnosti lichnosti v professional'nom kontekste. Poeto- mu ochevidnym yavlyaetsya, chto process adaptacii v inokul'turnoy srede protekaet uspeshno v sluchae professional'noy motivacii. Avtory otmechayut, chto adaptacionnyy process v usloviyah inogo na- cional'nogo okruzheniya neobhodimo rassmatrivat' kak usvoenie kul'turnyh i professional'nyh znaniy. V rezul'tate analiza sdelany sleduyuschie vyvody: 1) process adaptacii ne zakanchivaetsya v techenie vsego perioda prebyvaniya i obucheniya v Rossii; 2) vydelyayutsya tri kachestvennyh urovnya adaptivnosti: vysokiy, sredniy i nizkiy; 3) pod vliyaniem sociokul'turnoy ili etnopsihologi- cheskoy neadaptivnosti u studenta mozhet izmenit'sya otnoshenie k professii vracha kak k obschechelovecheskoy cennosti. Preimuschestvo medicinskogo vuza sostoit v tom, chto studenty, poluchaya professional'nye medicinskie znaniya, sposobny primenit' ih k analizu sobstvennoy situacii, chto pomogaet snimat' dezadaptacionnoe napryazhenie. Vyvody, poluchennye pri analize special'no organizovannogo, celenapravlennogo processa adaptacii v inonacional'nom okruzhenii, mogut posluzhit' osnovoy dlya profilaktiki dezadaptacii ili resocializacii lichnosti.
adaptaciya, inoetnichnaya sreda, inostrannye studenty, kontent-analiz, urovni adaptivnosti, resocializaciya, dezadaptaciya
Обучение в инонациональном окружении предполагает приобщение к ценностям всех уровней, среди которых на первое место выдви- гаются культурные ценности. Тем не менее, если иностранный студент обучается в российском вузе, то первоочередной задачей для него стано- вится усвоение профессиональных ценностей. Вероятность положительного эффекта при- общения к культуре страны обучения повышает адаптивные возможности личности и в профес- сиональном контексте. Поэтому очевидно, что процесс адаптации в инокультурном окружении завершится успешно в случае профессиональ- ной мотивации. Следовательно, адаптацион- ный процесс в условиях другого национального окружения необходимо рассматривать как усво- ение культурных и профессиональных знаний [1–5, 8–11].
1. Goncharenko N.V., Altuhova O.N. Kurator zemlyachestva inostrannyh studentov kak formal'nyy agent socializa v inonacional'noy srede // Sborniki konferenciy NIC Sociosfera. 2015. № 16. S. 126-130.
2. Dacishin P.T., Nikolaenko O.A., Stel'moschuk P.O. Adaptaciya inostrannyh studentov k zhiznedeyatel'nosti v vuze // International Scientific Review. 2016. № 2 (fevral'). S. 218-220.
3. Ignatenko O.P. Mehanizmy uspeshnoy sociokul'turnoy i lingvisticheskoy adaptacii inostrannyh studentov v processe obucheniya v rossiyskom vuze // Sborniki konferenciy NIC Sociosfera. 2016. № 38. S. 115-118.
4. Mamylova I.A. Adaptivnaya pedagogicheskaya sistema vuza v obuchenii inostrannyh studentov // Sovet rektorov. 2015. № 4. C. 52-56.
5. Sedova N.N., Navrockiy B.A., Volchanskiy M.E., Kobaleba M.D., Fomina T.K., Chizhova V.M., Shipunov D.A. Teoriya i praktika primeneniya kachestvennyh metodov sociologii v medicine // Medicinskiy vestnik Severnogo Kavkaza. 2015. T. 10. № 3 (39). S. 327-331.
6. Sokolova D.A. Adaptaciya inostrannyh studentov v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede // Sociologicheskie issledovaniya. 2013. № 3. S. 114-117.
7. Ushakova I.A. Osobennosti processa adaptacii studentov k obucheniyu v vysshem uchebnom zavedenii // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 1. S. 18-20.
8. Ushakova I.A., Mandrikov V.B. Inostrannye studenty v medicinskom vuze Rossii // European Social Science Journal. 2011. № 9 (12). S. 118-125.
9. Fateeva Yu.G., Degtyarenko V.V. Kul'turnaya integraciya kak garant uspeshnogo obucheniya v inoyazykovoy srede medicinskogo vuza // Nauka i sovremennost'. 2014. № 32-1. S. 95-99.
10. Fomina T.K. Adaptaciya v inonacional'noy srede kak psihologicheskaya problema // Chelovek v sovremennyh filosofskih koncepciyah: Materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii: v 2-h tomah. 2004. S. 196-200.
11. Fomina T.K., Ignatenko O.P., Altuhova O.N. Prepodavateli medicinskogo vuza kak agenty samoopredeleniya lichnosti buduschego vracha // «Sovremennye koncepcii nauchnyh issledovaniy»: XI mezhdunarodnaya nauchno- prakticheskaya konferenciya. 2015. S. 13-16.
12. Yudaeva Yu.A. Problema social'no-kul'turnoy, psihologicheskoy i akademicheskoy adaptacii inostrannyh studentov v rossiyskom vuze // Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tehnologiy. 2016. № 8-1 (avgust), S. 101-103.
13. Hudobina O.F. Psihologicheskie bar'ery i faktory ih preodoleniya v processe bilingval'nogo obucheniya v vuze (na primere obucheniya inostrannyh studentov-medikov). Volgograd, 2013. 224 s.
14. Yurchuk G.V., Yurchuk V.A., Mendeleeva L.Ya. Adaptaciya inostrannyh studentov k obrazovatel'noy srede medicinskogo vuza // Vysshee obrazovanie segodnya. 2016. № 3. S. 31-33.
15. Khudobina O.F., Fedulov I.N. Bilingual education is a trend of pedagogics of XXI century // The Second International conference on development of education and psychological science in Eurasia Proceedings of the Conference. 2015. S. 14-16.
16. Radevskaya N.S., Veselova E.K., Dvoretskaya M.Y., Korjova E.Y., Monakhova L.Y. Educational environment of university - A model of international students’ socio-psychological adaptation to the ethno-cultural characteristics of society // Journal of Environmental Management and Tourism, 7 (2016), 2, rr. 291-298.
17. Szabo A., Ward C., Jose P.E. Uprooting stress, coping, and anxiety: A longitudinal study of International students // International Journal of Stress Management, 23 (2016), 2, rr. 190-208.