STATUS AND DEVELOPMENT OF INSTITUTIONAL RELATIONS BETWEEN ECONOMY AND POWER INDUSTRY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the analysis of key ideas of the scientific works of the Doctor of Economic Sciences, Professor Buganov R.A., which consider the theoretical and methodological problems in institutionalization of economics and electrical energy industry.

Keywords:
institutionalization, economy of the country, industrial economy, institutions, institutional theory.
Text

Лейтмотивом цикла научных работ было рассмотрение решения научно-практической проблемы, а именно, выявление состояния и перспектив развития теоретической и методологической базы исследования соотношений институциональных изменений в национальной экономике и электроэнергетической отрасли.

В результате выполнения целого комплекса работ было сделано историко-экономическое обобщение теоретических положений по проблемам изучения соотношений институциональных изменений национальной и отраслевой экономики; была определена методология их изучения; предложены институциональные модели соразвития национальной и отраслевой (электроэнергетической) экономики. В частности, отмечено, что обычаи и традиции, бережное отношение к энерго-, теплоресурсам могут служить эффективными заменителями формально-правовых институтов, обеспечивая тем самым экономию ресурсов в электроэнергетике [1].

Определено, что решение проблем институционализации в электроэнергетике предопределено серьезными макроэкономическими изменениями. Существуют пробелы в институциональном обеспечении энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Нормативно-правовые институты частично соответствуют требованиям развития электроэнергетики [2].

Формирование эффективной электроэнергетической сферы на базе  институционализма основывается на использовании взаимовыгодных институциональных отношений «сетевая компания (поставщик) – потребитель энергоресурсов» методом анализа агентских отношений [3]. В исследованиях выделены типы и характеристики основных экономических институтов, задействованных в механизме взаимодействия экономики и электроэнергетики России до и после реформирования отрасли. К ним относились основные экономические институты – характеризующие права собственности; определяющие распределение ресурсов и произведенных продуктов; контрактации; определяющие использование трудовых ресурсов; регулирования экономических отношений (институт обратных связей) [4]. В институционализации электроэнергетики необходимо учитывать так называемую новую энергетическую цивилизацию (интеллектуальную энергетику), которая характеризуется наличием интеллектуальных энергетических систем, инновационной энергетической инфраструктуры, возобновляемыми источниками энергии. Институционализация отношений в энергосфере позволяет упорядочить взаимоотношения «производитель-потребитель» на основе соблюдения формальных и неформальных правил поведения.

Важнейшим направлением институциональной политики при реформировании электроэнергетики страны стало развитие института собственности [5]. В энергетической отрасли изменения института собственности имеют существенные значения для общества, и в основном зависит от генерации энергии, владельцем собственности которых преимущественно является государство. Также в исследованиях среди основных работ, выделяется рассмотрение института государственно-частного партнёрства (далее ГЧП) в электроэнергетике [6]. Отмечено, что пренебрежение институтами ГЧП негативно влияет на тренд устойчивого соразвития электроэнергетической отрасли и национальной экономики. Кроме того, институт ГЧП в электроэнергетике имеет социальное измерение, которое заключается в регулировании отрасли (в том числе тарифном) и контроле за качеством предоставляемых государством услуг населению. В свою очередь, за частным бизнесом остается финансирование проектов, привлечение знаний, разработка технологий строительства предоставления услуг. Однако привлечение в энергетическую отрасль частного капитала само по себе требует создания новой институциональной среды, и как следствие – конфликт институциональных интересов. Решением этой проблемы является сбалансированное распределение институциональных рисков и ответственности при реализации института ГЧП. Институты ГЧП в энергетике выгодны как для публичного, так и для частного секторов общества. В целом, успешность реализации ГЧП-проектов в энергетической сфере зависит от правильно выстроенных институциональных и экономических отношений, достаточной прозрачности отношений власти и частного сектора, а также от соблюдения основных принципов институционализации ГЧП.

Обращено внимание на то, что экономико-математическое моделирование институциональных отношений электроэнергетической сферы позволяет создать целостную картину системного развития национальной экономики. За последние годы большее развитие получили модели, в которых основным поведенческим мотивом участника сделки (энергорынка) являются экономические ожидания. Для экономико-математического моделирования институциональных изменений необходимо формализовать понятия института и системы институтов. Каждый институт, входящий в электроэнергетическую институциональную систему – это совокупность норм потенциальных и реальных носителей: домашних хозяйств, генерирующих и сбытовых компании, энергосервисных предприятий, ЖКХ, государственных органов.

В исследованиях определено то, что при рассмотрении институциональной взаимосвязи экономики и электроэнергетики могут быть использованы учение о «коробке» Ф. Эджоурта, концепция Парето-эффективность, теории контрактов, учение о множественности интересов, теория межотраслевого баланса, теория игр, в которых имеют место поведенческие реакции различных экономических агентов (домашних хозяйств, энергокомпаний и т.д.) по поводу использования энергоресурсов и оказания энергоуслуг [7] [8]. В работах на основе этих теоретических основ анализировались конкретные проявления взаимосвязи и взаимообусловленности  экономики и электроэнергетики. Большое значение для исследования институциональной среды электроэнергетики и национальной экономики имеет теория игр. В игре участвуют две и более стороны энергорынка, имеющие свои интересы. К объектам интереса можно отнести тарифы на энергоресурсы, объем предоставления ресурсов, энергобезопасность  и т.д.  Каждая из сторон стремится к достижению определенных целей и при этом использует своеобразную стратегию (равновесие Нэша), которая может вести к выигрышу, или, наоборот, к проигрышу, в зависимости от реакции других игроков энергорынка. Теория игр помогает выбрать лучшие поведенческие реакции игроков на энергорынке с учетом мнений других участников. Поиск баланса между всеми участниками энергорынка напрямую влияет на создание эффективной институциональной среды национальной экономики.

Обращено внимание на роль институциональных организаций, обслуживающих интересы контрагентов в отрасли, таких как общественного объединения – «Всероссийский Электропрофсоюз» (ВЭП) и Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл) и т.д., которые способствуют укреплению институциональной среды национальной экономики [9].

Первоосновой институциональных изменений является изменение формальных норм. Но оно может привести к изменению неформальных. Особенно это наглядно видно на примере нормативного влияния цены и тарифов энергоуслуг на поведение хозяйствующих субъектов  и домашних хозяйств. В целом, именно тарифная политика в электроэнергетике способствует стабилизации или дестабилизации институтов национальной экономики.

В целях получения дополнительной информации об объекте исследования в методологии был использован социологический опрос представителей энергобизнеса РФ. В опросе участвовали представители ОАО «Казэнерго», ООО «Башкирская генерирующая компания», ООО «Башкирэнерго», ОАО «Генерирующая компания» и т.д. В частности, были получены данные о состоянии ситуации, сложившейся сегодня в институциональной среде электроэнергетики; о состоянии основных институтов  электроэнергетики; об уровне зависимости эффективности реализации института электроэнергетики от населения, ЖКХ, генерирующих компаний, организаций энергосервиса, от государства; о достаточности мер, влияющих на использование институтов в электроэнергетике. В то же время, имелось в виду то, что анкетирование - это один только из методов исследования состояние проблем в выбранной области исследования. Полные данные об итогах анкетирования будут представлены в монографии.

Институциональное регулирование основано на использовании не только федеральных законов, но и многочисленных нормативных актов: постановлений Правительства РФ, приказов министерств, особенно Министерства энергетики, приказов и распоряжений на уровне отрасли или фирмы и т.д. Наличие огромного количества регулирующих институтов отрицательно влияет на поведение потребителей электроэнергии. Разобраться в нормативных актах, инструкциях и приказах не просто. Это связано также с тем, что институциональные отношения в основном зависят от технических и технологических особенностей, связанных с электроэнергией.

Исследованы изменения в институциональной ситуации в национальной экономике и электроэнергетике за последние годы, в частности определено, что для России на сегодняшний день необходимо создать эффективную институциональную среду электроэнергетики на фоне замедлившихся темпов роста экономики в результате действий санкций со стороны ряда стран. Однако развитие отрасли требует изменений институциональных отношений [10]. Кроме того, состояние формальных и неформальных институтов через взаимодействие институтов собственности должно перейти на новый уровень.

Также было анализирована деятельность организаций, участвующих в процессе создания институтов соразвития электроэнергетической сферы и национальной экономики. Имеется в виду такие организации, как «НП Совет рынка», Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии, Системный оператор Единой энергетической системы, Федеральная сетевая компания Единой энергетической, Центр финансовых расчётов, которые предопределяют эффективность функционирования институциональной структуры экономики.

Определена методика построения институциональной модели взаимодействия национальной экономики и электроэнергетической сферы [11]. Построение институциональной модели взаимодействия национальной экономики и электроэнергетической сферы должно основываться на учете основных носителей институтов общества и экономики, которые условно разделены на 5 групп (федеральные, региональные и местные органы, регулирующие деятельность энергокомпаний; потребители энергосервисных услуг в разных отраслях экономики; генерирующие, энергосбытовые и энергосервисные компании; саморегулируемые институты; институты, регулирующие поток финансово-денежных ресурсов). Создана институциональная модель состояния и перспектив взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики, в основе которой находятся опосредствующие институты, участвующие в распределении энергоресурсов, регулирующие институты, информационно-коммуникационные институты, институты  контроля, финансово-экономические институты [12].  

Исследование вызвало интерес со стороны бизнес-сообщества электроэнергетической сферы. По просьбе редакции статья была опубликована в журнале «ЭнергоНадзор» [13]. Часть результатов исследования опубликовалась в научно-практическом журнале «Энергетика Татарстана».

В процесс работы основные положения и результаты исследования опубликовались в ряде зарубежных изданий[14], [15], [16], [17].

 

В целом, по мнению автора цикла статей, в настоящее время, должен быть раскрыт и использован весь институциональный потенциал взаимодействия национальной экономики  и электроэнергетики.

References

1. Burganov R.A., Zalyalieva S.E. Institutsional´naya vzaimosvyaz´ natsional´noy ekonomiki i elektroenergetiki kak ob´´ekt nauchnykh issledovaniy. Mezhdunarodnaya konferentsiya: «XXIII Kondrat´evskie chteniya: Tupiki global´noy ekonomiki, poisk novoy nauchnoy paradigmy», Sbornik tezisov dokladov i vystupleniy uchastnikov Konferentsii, OOO"Izdatel´stvo "Uchitel´". Volgograd. 2015.

2. Burganov R.A., Zalyalieva S.E. Problemy institutsionalizatsii v elektroenergetike. Ekonomika regiona, Institut ekonomiki URO RAN, Ekaterinburg, - 2014. - № 3. - S. 158-166.

3. Burganov R.A., Altynbaeva E.R. Issledovanie problem institutsional´nykh preobrazovaniy na styke natsional´noy ekonomiki i elektroenergeticheskoy sfery. V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Problemy analiza i modelirovaniya regional´nykh sotsial´no-ekonomicheskikh protsessov» 15 - 16 maya 2014 g. Kazan´ KFU, Izd-vo Kazanskogo universiteta. - 2014. - 386 s.

4. Burganov R.A., Altynbaeva E.R. Reshenie institutsional´nykh problem kak faktor stabil´nogo razvitiya elektroenergetiki. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Problemy energetiki. Izdatel´stvo KGEU, Kazan´, 2014. - № 9-10.

5. Burganov R.A., Bashlay K.V. Izmeneniya instituta sobstvennosti v elektroenergeticheskoy otrasli. Tretiy Mezhdunarodnyy forum "Rossiya v XXI: veke global´nye vyzovy i perspektivy razvitiya, IPR RAN, Moskva, 2014-

6. Burganov R.A., Yarullina A.G. Institut gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v energetike: soderzhanie i formy. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Problemy energetiki. - 2015. - №5-6. - S. 44-52.

7. Burganov R.A., Altynbaeva E.R., Livshits S.A. Institutsional´noe vzaimodeystvie ekonomiki i energetiki; teoreticheskie i metodologicheskie aspekty. Energetika Tatarstana. Pechatnyy dvor, Kazan´. - 2015. - № 4. - S. 23-28.

8. Zalyalieva S.E., Burganov R.A. Institutsional´naya model´ vzaimodeystviya ekonomiki i elektroenergetiki. Energoresursoeffektivnost´ i energosberezhenie v Respublike Tatarstan: tr. / pod obshch. red. E.V. Martynova; sost.:E.V. Martynov, V.V. Chesnokov, S.V. Artamonova. XVI Mezhdunar. simp., Kazan´, 15-17 marta, IP Shaykhutdinov A.I, Kazan´. 2016. - S. 458-460.

9. Burganov R.A. Institutsional´naya model´ vzaimodeystviya natsional´noy ekonomiki i elektroenergetiki. NIR. Ekonomika. - 2016. - № 8. - S. 7-13.

10. Burganov R.A., Zalyalieva S.E., Livshits S.A. Effektivnoe institutsional´noe vzaimovliyanie natsional´noy ekonomiki elektroenergeticheskoy sfery kak faktor stabilizatsii obshchestva. Materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa «Globalistika 2015» M.: 2015.

11. Burganov R.A., Livshits S.A. Problemy modelirovaniya institutsional´nogo razvitiya energeticheskoy otrasli. Sbornik materialov IX mezhdunarodnoy konferentsii «Novaya model´ ekonomicheskogo rosta: teoreticheskie konstruktsii i real´naya politika» I XXII Kondrat´evskikh Chteniy. Mezhdunarodnyy fond N. D. Kondrat´eva, M.:2014.

12. Burganov R.A. Institutsional´naya model´ vzaimodeystviya natsional´noy ekonomiki i elektroenergetiki. NIR. Ekonomika. 2016. № 8. S. 7 - 13.

13. Burganov R.A. Problemy formirovaniya energoservisnogo rynka: institutsional´nyy podkhod //EnergoNadzor. - 2014. - №. 12.

14. BurganovR.A.Institutionalaspectsofdevelopmentofpowerindustry. AmericanJournalofEducationalResearch.Vol. 2, No. 7, 2014.PP. 552 - 554

15. Burganov R.A. Solution Institutional Problems as the Basis for the Development of Energy, International Journal of Investment Management and Financial Innovations. Vol. 1, No. 2, 2015, pp. 45-48.

16. Burganov R.A. Methodological aspects of the driver of economic growth and energy, PONTE Journal. Vol. 72. Issue 5. May. 2016. 78-82 pp., Porte, Florencia, 2016, 78 - 82.

17. Burganov R.A. Burganov B.R., Bistrov G.M. Study of the Development of Institutionalism in Electric-Power Industry. Mediterranean Journal of Social Sciences. No. 4, July 2015. Doihttps://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4s2p

Login or Create
* Forgot password?