HISTORICAL INFORMATION SCIENCE: INTERDISCIPLINARY STUDIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the review of the monograph of Ragunstein O.V. (Development of historical information science in the USA (50-90 years of the XX century). The book justified the necessity of interdisciplinary integration of technical and humanitarian sciences, the use of information space Internet, expansion of opportunities in teaching and learning history course, like other disciplines, including technical unit, stimulating the development of new virtual reference research techniques.

Keywords:
historical science, interdisciplinary integration, digital technology, the history of science.
Text

Монография канд. историч. наук, доцента кафедры всеобщей истории Курского государственного университета  О.В. Рагунштейн, автора исследований в сфере междисциплинарной интеграции гуманитарных и технических наук [2-6], посвящена важной для отечественной науки теме – исследованию применения информационных технологий в области изучения и преподавания истории [1]. В ней автор обозначает, что к началу XXI в. со всей очевидностью проявилось то обстоятельство, что развитие научно-технической сферы создаёт основу экономического роста, становится важнейшим фактором конкурентоспособности государства и обеспечения его национальной безопасности. Доступность научной информации, права собственности на неё, возможность приобщения по электронным сетям к наиболее совершенным системам подготовки научных кадров, получения информации о новых товарах, услугах и технологиях стали в постиндустриальном обществе не менее значимыми условиями развития государства, чем, например, доступ к топливно-энергетическим и сырьевым ресурсам. В связи с этим для России представляет огромный интерес из- учение опыта США по информатизации всех сфер жизни общества, особенно научно-образовательной, являющейся ключевой для любого государства. Важно отметить один из существенных факторов ускорения научно-технического прогресса в третьем тысячелетии – это интеграция наук. Необходимость решения комплексных проблем потребовала и новых форм взаимодействия различных специалистов, участвующих в их решении, новых типов организации научно-исследовательской деятельности. Происходит взаимопроникновение норм, методов, стилей мышления и принципов различных наук, зарождение и прогресс целого ряда комплексных дисциплин. Возникновение и развитие нового научного направления – исторической информатики – в США явилось неотъемлемой частью процессов, происходивших в науке и обществе в последние десятилетия прошедшего столетия [1, с. 4].

Как явление междисциплинарной интеграционной практики, применение цифровых технологий  и методов в гуманитаристике возникло в США в середине 1950-х годов в рамках квантитативной истории. Появление и широкое распространение персональных компьютеров, специального программного обеспечения стали материальной базой нарастающего процесса информатизации гуманитарных исследований, презентации коллекций и промоушен-акций учреждений науки и культуры.

В первой гл. автором освещаются предпосылки появления  исторической  информатики в США, а также особенности внедрения информационных технологий в американскую историческую науку в 50–70-е годы ХХ в. [1, c. 31–85].

В исторической науке второй половины ХХ в., как отмечает автор, произошёл своеобразный «информационный взрыв».  Во много раз возрос объём фактического материала, доступного для исследования историками.   Стимулом к появлению новых методов их обработки  стало  быстрое распространение  на территории США компьютеров,  которые постоянно совершенствовались.

Историческая информатика в США сформировалась в недрах количественной истории.   Выделяется несколько фаз ее развития – применение перфокарт и счётно-перфорационных машин (1950-е годы),  изучение историками машинных языков и последующее создание ими архивов исторической информации в  электронной форме (1960-е годы), появление новых информационных технологий и совершенствование программного обеспечения (1970–1990-е годы).  В последнюю фазу входит и так называемая «микрокомпьютерная революция»,  связываемая с изобретением  персонального компьютера,  созданием  всемирной сети Интернет и развитием мультимедийных технологий.

Своеобразие «количественной истории» в США, как отмечает автор, состояло, прежде всего, в ее проблемной разветвлённости. Она включала ветви «новой экономической», «новой социальной» и «новой политической» истории. Первоначально историки нового направления сделали акцент на использовании статистики как основного и единственно  правильного источника в своем научном багаже. Исследователи, применявшие компьютеры в своих изысканиях, зачастую стали  игнорировать факты,  имевшиеся в других источниках.  Лишь в начале 1970-х годов, после того как   значительное число историков получили дополнительное образование в сфере программирования и возросло  число программ по компьютерным технологиям и количественному анализу исторических источников, ситуация стала улучшаться.

Все исследования по количественной истории в США проводились с помощью ЭВМ, но последние использовались, в основном, только для облегчения проведения вычислительных операций, построения схем, таблиц, графиков и т.д.  Новые методы и подходы, по мнению автора монографии, не перечеркнули традиционных, существующих в исторической науке США, а лишь их дополнили и усовершенствовали.

Во второй главе рассмотрен процесс появления в США самостоятельной исторической дисциплины – «исторического компьютинга» и практика применения компьютеров и Интернета в исторических исследованиях и системе образования.  Она возникла во многом благодаря стремительным изменениям, происходившим в области усовершенствования компьютерной техники и программного обеспечения.

К середине 1980-х годов ХХ в. тенденции развития квантитативной истории сделали очевидным  тот факт, что большинство статистических методов   историками-клиометристами были освоены,  и дальнейшее расширение сферы их  деятельности требовало выработки новых подходов. 

Специалисты по исторической информатике ряда стран Западной Европы уже  в тот период  пришли к выводу о необходимости  создания международного научного сообщества в этой области исторической науки.  Так  возникла  Международная ассоциация «History and Computing» (АНС). Ее американский филиал («The American Association for History and Computing») был открыт в 1992 г. 

В США с того времени в научной среде по отношению к применению информационных технологий в исторической науке стало употребляться понятие «цифровая история» (Digital History), объединившее две основные составляющие:  собственно сами источники  и информационные технологии. Сущностью этого процесса, как отмечает автор, явилась не оцифровка документов или мультимедийные технологии сами по себе, а возможность по-новому осуществлять исследовательскую и педагогическую деятельность применительно к историческим дисциплинам.

Компьютеры сделали возможным моделирование исторических процессов и явлений (например, воссоздание в подробностях полей битв и самих сражений, создание виртуальных,  познавательных экскурсий для студентов, моделирование реальных исторических событий и т.д.). Это технологическое новшество американцы считают одним из главных аспектов цифровой истории, так как оно пробуждает интерес учащихся, студентов,  а также простых граждан к своим традициям и обычаям. 

В конце 1990-х годов главными достижениями новой дисциплины стали следующие направления деятельности: результативный поиск и применение научной исторической информации, расположенной в сети Интернет, а также привитие историкам практических навыков на основе  информационных технологий.

Особенностью «цифровой истории» в  США  стало ее широкое применение в образовательной сфере. Появилось большое количество исторических образовательных ресурсов на основе электронных источников. Все ведущие исторические журналы стали  вести специальные рубрики, посвящённые материалам подобного рода. Очень многое делалось для того, чтобы научная информация использовалась не только узким кругом специалистов, но и преподавателями. 

Таким образом, в монографии делается вывод о том, что в США сложилась широкая практика эффективного применения онлайновых исторических ресурсов, печатных руководств по использованию электронных материалов в процессе преподавания и обучения, а также разнообразный спектр CD-ROM для образовательной и научной практики. Американский опыт показал, что все эти средства являются  эффективным дополнением к традиционному варианту исследования исторических дисциплин [1,c.164].

Безусловно, проанализированный автором американский опыт в области исторической информатики имеет большие перспективы и на российской почве. Это касается как сферы научных разработок, так и различного рода образовательных программ в гуманитарной области. Такие наработки уже успешно применяются в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова, Воронежском государственном университете, Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, Ставропольском государственном университете, Ярославском государственном педагогическом университете, конечно, Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и ряде других российских вузов.

Что касается Курского государственного университета, то и здесь преподаватели кафедры всеобщей истории получили возможность рекомендовать  студентам и аспирантам для работы, размещенные во всемирной сети Интернет (в том числе и на американских сайтах) тезисы научных конференций, материалы мировых информационных агентств и библиотек, известных  учебных и научных центров, специализирующихся в области  гуманитарных проблем.

Появляется практическая возможность  проведения  различных форм обучения в информационном пространстве Интернет с привлечением накопленного в США в последние десятилетия опыта. Это, в частности,  разновидности так называемого «открытого образования» на основе дистанционного обучения. 

 Анализ полученных таким образом данных в дальнейшем может заметно расширить круг источников, используемых, например, студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ по проблемам современной истории.   

Использование материалов, полученных через Интернет с сайтов крупнейших американских университетов, вполне целесообразно как в преподавании основных курсов по истории зарубежных стран  в ходе лекционных, семинарских занятий,  так и при написании разделов об источниках и историографии в курсовых и квалификационных работах, докладов для выступлений на студенческих научных конференциях.

   Как показывает опыт, материалы американских Интернет-сайтов просто незаменимы при реферировании новейших изданий, доступ к которым в библиотеках нередко бывает затруднен. Ценной является сама возможность получить информацию о наличии новых источников и литературы.

Кроме того, еще одной перспективной программой в рамках новейших информационных технологий, предоставляемых Интернетом, является использование электронных библиотек в учебном процессе.  Американский опыт в этой области также просто незаменим.

Таким образом, использование информационного пространства Интернет в целом и его американской составляющей в частности заметно расширяет границы   возможностей в преподавании и изучении курса истории  зарубежных стран, также, впрочем, как и других дисциплин, в том числе технического блока, и  дает стимулы к   освоению новых виртуальных методов ведения научных исследований. Оно обогащает процесс общения преподавателей и студентов и ни в коей мере не умаляет роли преподавателя в аудитории и за ее пределами, не меняет содержания их деятельности, хотя и выводит ее на новые технологические рубежи.

References

1. Ragunshteyn O.V. Razvitie istoricheskoy informatiki v SShA (50-90-e gody XX veka) [Tekst]: monografiya / O.V. Ragunshteyn. - M.: INFRA-M, - 2017.

2. Ragunshteyn O.V. Amerikanskiy opyt primeneniya informatsionnykh tekhnologiy v istoricheskom obrazovanii: problemy i perspektivy [Tekst] / O.V. Ragunshteyn. Informatsionnyy byulleten´ assotsiatsii Istoriya i komp´yuter. - 2014. - № 42. - S. 206-207.

3. Ragunshteyn O.V. Informatsionnye tekhnologii v istoricheskom obrazovanii: na primere amerikanskogo opyta [Tekst] / O.V. Ragunshteyn. Informatsionnyy byulleten´ assotsiatsii Istoriya i komp´yuter. - 2012. - № 38. - S. 211-213.

4. Ragunshteyn O.V. Primenenie komp´yuterov i interneta v istoricheskikh issledovaniyakh i obrazovatel´noy praktike [Tekst] / O.V. Ragunshteyn. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2007. - № 1-2. - S. 222-227.

5. Ragunshteyn O.V. Istoricheskaya informatika v SShA [Tekst]: monografiya / O.V. Ragunshteyn. - Kurskiy gos.un-t, Kursk, 2005.

6. Ragunshteyn O.V. Amerikanskaya model´ istoricheskoy informatiki: osnovnye etapy stanovleniya i razvitiya (50-90-e gg. XX v.) [Tekst]: dis.kandistor.nauk / O.V. Ragunshteyn. - Kursk, - 2004.

Login or Create
* Forgot password?