Tula, Tula, Russian Federation
In the light of the approaching anniversary of the Russian Old Believers split the article considers the basic ideas of the monograph of E.N. Titova "The ideology of the Old Believer entrepreneurship in XVIII – beginning XX centuries". The author´s original interpretation of the reasons for the success of the business of Old Believers is unsubstantiated, which is discussed at an angle of not just its identity as such, but under special national identification angle, national identity, at an angle of creative economic component of Russian people.
Russian Old Believers split, entrepreneurship, social and economic movements, economics ethics, economic doctrine.
В наступившем юбилейном году мы отмечаем не только 100-летие русской Смуты начала XX в., мы вспоминаем и другую Смуту, Смуту 350-летней давности, мы вспоминаем русский раскол старообрядчества. Наверно, эта дата не столь яркая против Великой русской революции, но событие это все же во многом повлияло на то, о котором так много говорим в наступившем году. Юбилей русского раскола не остался незамеченным среди отечественных ученых, историков. В этом ряду хочется отметить недавно вышедшую монографию Е.Н. Титовой, посвященную данному юбилею – «Идеология старообрядческого предпринимательства XVIII – н. XX вв.» [1].
Настоящая работа, ставшая неким целостным оформлением предыдущих публикаций Титовой на данную тему [2-6] – оригинальная авторская попытка посмотреть на социально-экономический феномен старообрядчества под углом не просто его самобытности как таковой, а под углом особой национальной идентификации, национального самосознания, под углом творческой хозяйственной составляющей всего русского народа. Автором (надо отметить, не безуспешно) сделана попытка обосновать методологические подходы к изучению старообрядческого предпринимательства с позиций отечественной экономической школы на основе аксиологического и философско-этического переосмысления экономической теории, выявить характерные особенности экономической мысли старообрядчества, раскрыть эволюцию развития старообрядческой экономической мысли с момента появления до трансформации в идеологему «особого русского капитализма», актуализировать роль духовных начал в хозяйственной и предпринимательской деятельности русского народа. «Каким бы противоречивым ни был раскол, в общей своей массе старообрядчество оставило значительный след и в сохранении русской культуры, и в целом в русской социально-экономической жизни. Это позволяет нам сегодня черпать оттуда примеры трезвого трудолюбия, деловой целеустремленности, последовательности, хозяйственной этики, эффективности труда при социально ориентированном характере производства» – отмечает Елена Николаевна [1, с. 10].
Работа состоит из трех глав и Приложений. В последних собраны старообрядческие документы, посвященные вопросам предпринимательской деятельности. Представленные в Приложениях старообрядческие документы помогут читателю непосредственно прикоснуться к живому опыту хозяйствования старообрядцев. Многие из этих документов не публиковались с середины XIX в. Приложения охватывают три тематических направления: первое направление – документы, регулирующие деятельность самих старообрядческих общин. Это «Чин оглашения входящим в православную веру» и «План Преображенского богаделенного дома». «Чин оглашения...» впервые вышел в современной обработке, при его чтении многое становится понятным в характере предпринимателей-староверов: читатель увидит, что для старообрядцев очень важным, принципиальным было соблюдение этических норм в бизнесе, в работе. В «Плане Преображенского богаделенного дома» интересна четко обозначенная структура устройства и деятельности старообрядческой общины, являвшейся одновременно и неким подобием особой производственной фирмы.
Второй тематический раздел Приложений – воспоминания самих старообрядческих предпринимателей, их деловые записки и прошения. Очень интересна Конфиденциальная деловая записка Михаила Рябушинского «Цель нашей работы», которая дает представление о стиле работы банкиров Рябушинских, их семейном бизнесе. Эта записка особо значима и занимает, пожалуй, наиболее видное место среди представленных в Приложениях документов. В ней сконцентрированы, выделены принципы организации дела в среде старообрядцев, подходы к ведению бизнеса, как теперь говорят, их стратегический менеджмент, сформулированы планы и взгляды на перспективы развития страны.
Третий раздел Приложений – отчеты, балансы и завещания старообрядческих лидеров, которые ярко характеризируют их с деловой точки зрения, показывают их заботливыми отцами, щедрыми благотворителями и крепкими хозяевами. В целом старообрядческие документы наглядно демонстрируют иной уровень предпринимательства, чем тот, который мы видим сейчас. Тем актуальней настоящее издание. Вместе, воедино представленные в Приложениях, документы никогда прежде собраны не были.
В первой главе автор подробно анализирует проблемы изучения экономического наследия старообрядцев. Анализ интересный, комплексный, сравнительный: автор сравнивает различные научные школы, выделяет существенное и характерное при исследовании социально-экономического феномена старообрядчества. Ею сделаны следующие принципиальные выводы: несмотря на значительное число работ по социально-экономическим позициям староверов, так и не созданы исследования, масштабно и всецело охватывающих все стороны старообрядческого предпринимательства как по отраслям производства, так и по предпринимательской направленности [1, с. 63-64]. Отсутствуют также системные исследования по этике предпринимательства староверов. Как отмечает Е.Н. Титова, «в ряде случаев прозвучало концептуальное объяснение социально-экономического феномена старообрядчества: как авангардной социальной группы (М.А. Румянцев), с точки зрения неоинституционализма (Д.Е. Расков), общинного капитализма (Дж. Л. Уэст), конфессиональной социональной организации (А. Гершенкрон, А. Рибер)» [1, с.65]. В числе этих концептуальных построений особенно близко, на ее взгляд, подошел к объяснению феномена старообрядчества Дж. Биллингтон, обосновавший вывод о том, что старообрядчество в экономике России давало собственно российские образцы социально-экономической модернизации, а не повторяло по своей сути протестантскую модернизацию. Титова обосновывает противоречивость этих построений и замечает, что, несмотря на значительное продвижение ученых в решении вопроса старообрядческой экономической успешности, по сей день нет непротиворечивой концепции, объясняющей эту успешность, а также отсутствует методология исследования этого вопроса [1, с. 65].
Во второй главе представлены основные положения старообрядческой идеологии нравственной экономики: этика предпринимательства, основные принципы «старообрядческого менеджмента», концепция богатства в хозяйственной этике старообрядчества [1, с. 68–109]. Автором сделан вывод о том, что старообрядческим предпринимательством был внесен вклад в развитие экономических идей о нравственной экономике. Можно соглашаться или нет с этим выводом, но тот пласт исторических источников, который изучен Титовой, впечатляет. Составными звеньями старообрядческой идеологии нравственной экономики она выделяет этику предпринимательства, этику управления и этику накопления. По мнению исследователя, «старообрядческая идеология нравственной экономики базируется на этических нормах и постулатах, находящихся в рамках православной традиции и российской школы социально-экономической мысли, базируется на коллективном понимании бизнеса, на внутренних, моральных, личностных аспектах и конфессионально-этических нормах. Проблема совести как некоторой культурно-цивилизационной матрицы приобрела в ней доминирующее значение. Совесть в старообрядческих построениях была главным регулирующим вектором в предпринимательской деятельности. Совестливость заставляла старообрядцев-предпринимателей платить налоги, возвращать не только свои долги, но и долги своих прародителей семьям кредиторов и т.п.» [1, с.88].
В гл. 3 автор обосновала особенности экономических идей старообрядчества в их взаимовлиянии с российской школой социально-экономической мысли. Здесь Титова рассмотрела непосредственно конфессиональные особенности старообрядческой экономической мысли и «особый русский капитализм», систематизированный старообрядческими лидерами. Титова – одна из немногих современных авторов, которая разводит принципиально, обосновывая это на значительном научном материале, конфессиональное учение протестантизма и старообрядчества и их хозяйственную составляющую. Она считает, что «хозяйственное учение православия, развитое старообрядческими общинами в XVIII – начале XX в., несет иные морально-нравственные ориентиры для экономической модернизации России, нежели протестантская этика Запада. Эти основы более понятны на ментальном уровне, они ориентируют на нравственную, социально-гуманную экономику, характерные черты которой можно структурировать следующим образом: социальная ответственность перед обществом за те блага, которые приобретаются благодаря честному труду; богатство не является личной собственностью владельца, а дается ему в пользование не только для личных нужд, а для развития с его помощью общества, промышленности, науки; отсутствие хозяйственного эгоизма, пренебрежения к бедным; смысл труда – в творческом раскрытии человека, труд не может быть направлен на служение эгоистическим интересам личности, а также не может быть экономическим рычагом рынка» [1, c. 179].
Не бесспорными выглядят выводы автора в разделе об «особом русском капитализме», концепцию которого сформулировали старообрядческие лидеры. Несколько наивен такой капитализм, даже не столько в рассуждениях Титовой, сколько в высказываниях того же П. Рябушинского. Вероятно, это происходит, в том числе и потому, что история не знает иного капитализма, чем капитализм «кровожадный», капитализм кризисный и «ядущий ресурсы». Тем не менее, очень интересны замечания автора о прозорливости старообрядческих лидеров-предпринимателей, на век вперед видели. И этим видением не преминули воспользоваться наши известные экономисты – Витте, Столыпин, в частности, в вопросах продвижения кооперации, сельскохозяйственных знаний в крестьянской среде, освоения Дальнего Востока.
Елена Николаевна также заметила, что старообрядческие лидеры предугадывали и предсказывали грядущее экономическое возвышение США и их последующее активное подавляющее присутствие в Европе. Старообрядцы полагали, как отмечает Титова, что противостоять этому Россия может только в торгово-экономическом союзе с Китаем. Спустя столетие очевидна правильность старообрядческой стратегии. Вероятно, что если бы эта перспектива развития была реализована старообрядцами, то могла бы стать альтернативой трагическим событиям в истории России XX в. [1, c. 213].
Несомненную научную новизну имеет систематизация автором характерных особенностей старообрядческого предпринимательства:
– корпоративный дух, обусловливавший идею построения капитализма как социально-экономического единства, суть которого в синтезе «домостроительства», общинности русского народа, этических ценностей в качестве экономических регуляторов и традиционных капиталистических элементов;
– религиозная этика предпринимательства: единый кодекс этических и экономических требований к бизнесу;
– обоснование особенного русского пути, объемлющего собой идеологическое и экономическое возрождение самобытной Руси;
– «оппозиционность РПЦ и официальным государственным институтам. Только на рубеже XX в. наблюдается вовлечение лидеров старообрядчества в социально-политическую сферу страны. До этого старообрядчество выстраивает свою экономическую идеологию в противовес государственной. Но и после Манифеста 17 октября 1905 г. старообрядчество продолжало себя выделять из государственно-бюрократической системы» [1, c. 66].
В целом, при прочтении работы, глубже задумываешься над отечественной историей, о возможных ее перспективах и зигзагах. И, самое главное, осознаешь творческую созидательность русского человека, который самостоятельно сумел еще на пороге двадцатого столетия создать перспективные модели экономического развития России, органичные менталитету и исторически сложившимся политическим и социальным институтам. В числе ориентиров подобных моделей – нравственные начала и принципы хозяйствования; кооперация, вплоть до коллективного управления частной собственностью; активное участие предпринимательства в общественной жизни; социальная ответственность бизнеса перед обществом. Все эти социально-экономические приоритеты, как справедливо отмечает Е.Н. Титова, «органически оформились в российской цивилизационной парадигме развития, и их возвращение в качестве предпочтительных могло бы способствовать ослаблению социально-экономической напряженности в обществе» [1, c. 215].Таким образом, концептуально и методологически феномен старообрядческого предпринимательства так и остается все еще актуальным.
1. Titova E.N. Ideologiya staroobryadcheskogo predprinimatel´stva XVIII - nachala XX vv. [Elektronnyy resurs] / E.N. Titova. - M.: INFRA-M, 2017. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=661431
2. Titova E.N. Eticheskie osobennosti mekhanizmov upravleniya v istorii Rossii XIX -nachala XX vv. [Tekst] / E.N. Titova. Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2010. №4. S. 14-29.
3. Titova E.N. Ekonomicheskie idei staroobryadcheskogo predprinimatel´stva XVIII - nachala XX veka [Tekst] / E.N. Titova. Zhurnal ekonomicheskikh issledovaniy. - 2016. - T. 1. - № 5. - S. 1.
4. Titova E.N. Konfessional´nye osobennosti staroobryadcheskoy ekonomicheskoy mysli [Tekst] / E. N. Titova. Zhurnal ekonomicheskikh issledovaniy. - 2016. - T. 1. - № 6. - S. 3.
5. Titova E.N. Osnovnye printsipy «staroobryadcheskogo menedzhmenta» XIX veka [Tekst] / E. N. Titova. Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2016. - T. 2. - № 1. - S. 3.
6. Titova E.N. Istoriografiya staroobryadcheskogo predprinimatel´stva XVIII - nachala XX veka [Tekst] / E. N. Titova. Zhurnal istoricheskikh issledovaniy. - 2016. - T. 1. - № 1. - S. 2.