TRADITION AND MODERNIZATION IN LAW: COMPARATIVE-LEGAL ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The integrative processes of modern state-legal development make the problem of cultural variety actual. The stability of a social system is based on inheritance of the most efficient regulation tools from generation to generation. In its turn modernization prevents from stagnation of the system and makes it possible to form new models of social ties. The author proves dialectical interconnection and interdependence of a tradition and modernization. The legal categorization of the subject of study is necessary for working out the methodological tools of juridical activity in a modern state. The bases of the modernization theory are formed by the real processes characteristic of the western civilization in its relation with the historical- legal development of other national systems. Modernization implies a new quality of social development on the whole. The modernization processes should be aimed at changing the way of subjects interaction inside the system. In the author’s opinion, the primary target of law modernization should be widening of people representation participation in the right establishment activity. Traditions are considered as one of the manifestation of such a natural human quality as sociality. The author determines the traditions’ formation by the character of intercultural exchange between social groups. The sources of traditions are rooted in the mass unconscious behavior. When we correlate traditions and modernization, we should take into account the fact that any society is traditional. The opposition of traditions to innovations leads to the deformation of the current system of values? And it also results in the appearance of new defensive strategies in society.

Keywords:
Law, law tradition, law modernization, innovation.
Text

Интеграционные процессы, наблюдаемые в развитии современных государств, имеют двоякие последствия. Государства неизбежно вовлекаются в глобализацию и формирование единого мирового пространства. Централизации и глобализации противостоит равновесная центробежная сила, стремящаяся сохранить культурную уникальность социальных групп. Вместе с тем в условиях глобализации и униформизации потребностей не происходит «выравнивания культур». Напротив, наблюдается рост движений, подчеркивающих самобытность и стремящихся отыскать в истории обоснование своих притязаний. Отражением данного процесса стало принятие Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2005 г. Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, укрепляющей вслед за Всемирной декларацией ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001) идею о том, что культурное разнообразие должно пониматься как «общее достояние человечества», а ее «защита — как этический императив, неотделимый от уважения достоинства личности».

С учетом непрерывности процесса правообразования, а тем более в условиях модернизации государственно-правовой системы, необходима не только активная рецепция лучших аналогов правового регулирования, но и четкое понимание значения принципа преемственности в развитии права. Право как неотъемлемый компонент развития общества, продукт и детерминант правовой коммуникации, нацеленный на установление, регулярное воспроизводство и трансляцию особо значимых для народа образцов и стандартов правового поведения, синтезирует в себе социальный опыт народа, нормативно выраженные правовые традиции, апробированные способы разрешения правовых конфликтов.

Традицию и модернизацию можно рассматривать как неотъемлемую часть общественного развития в том смысле, что традиционные компоненты этого развития обеспечивают стабильность системы, способствуют передаче из поколения в поколение наиболее эффективных регулятивных инструментов и способов существования, обеспечивают сохранение основополагающего строя общественных отношений, придающих, в конечном счете, устойчивость любой социальной системе. Модернизация препятствует стагнации этой системы за счет наличия динамического потенциала, нацеленного на изменение существующих отношений путем обнаружения и ликвидации наименее эффективных связующих элементов системы и формирования новых форм общественных связей. Можно констатировать, что традиция и модернизация олицетворяют дихотомную природу права. Поэтому, с одной стороны, нельзя недооценивать значение этих феноменов при осуществлении государственной правовой политики, с другой стороны, следует помнить, что, являясь по сути гетеромными, традиция и модернизация взаимообусловлены и диалектически взаимосвязаны.

Исходя из данных современной антропологии, первичный человек — это человек коллективный, обладающий так называемым коллективным разумом, формирующим правила поведения, ограничивающие интересы отдельного индивида, входящего в коллектив ради целостности системы в целом. В социуме данного типа, основанном на доверии и сакрализации сложившихся структурных связей, социальное регулирование имеет традиционную природу. По мере усиления внешнего воздействия на традиционный социум развиваются, усложняются и совершенствуются внутрисистемные связи. Они трансформируются от механико-физиологической солидарности к политико-иерархическим формам самоорганизации. Модернизация тесно связана с процессами разрушения устойчивых коллективных связей членов социума и оформлением новой структурной единицы общественного организма индивидуального субъекта, носителя собственных интересов и потребностей. 

 

References

1. Arkhipov I. V. Modernizatsiya torgovogo prava i kommercheskogo protsessa Rossii v XIX - nachale XX v.: dis. ... d-ra yurid. nauk. Saratov, 2000.

2. Belinkov A. V. Modernizatsiya prava v Rossii: teoreticheskiy analiz: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1999.

3. Vasil´ev L. S. Modernizatsiya kak istoricheskiy fenomen (o general´nykh zakonomernostyakh evolyutsii). M., 2011.

4. Volkogonova O. Rossiyskaya modernizatsiya i opasnosti avtoritarizma. Rossiyskaya modernizatsiya: razmyshlyaya o samobytnosti.

5. Goloskokov L. V. Modernizatsiya rossiyskogo prava: teoretiko-informatsionnyy aspekt: dis. ... d-ra yurid. nauk. Krasnodar, 2006.

6. Gofman A. B. Ot kakogo nasledstva my ne otkazyvaemsya? Sotsiokul´turnye traditsii i innovatsii v Rossii na rubezhe XX-XXI vekov. Traditsii i innovatsii v sovremennoy Rossii. Sotsiologicheskiy analiz vzaimodeystviya i dinamiki / pod red. A. B. Gofmana. M., 2008.

7. Kaspe S. I. Imperiya i modernizatsiya: Obshchaya model´ i rossiyskaya spetsifika. M., 2001.

8. Marks K. Konspekt knigi L´yuisa G. Morgana «Drevnee obshchestvo». Marks K., Engel´s F. Soch. T. 45. M., 1975.

9. Moss M. Sotsial´nye funktsii svyashchennogo. Izbrannye proizvedeniya. SPb., 2000.

10. Nenovski N. Preemstvennost´ v prave. M., 1977.

11. Pain E. Osobennosti rossiyskoy modernizatsii i ikh istoricheskaya priroda. Rossiyskaya modernizatsiya: razmyshlyaya o samobytnosti: sb. st. / pod red. E. A. Paina, O. D. Volkogonovoy. M., 2008.

12. Pershits A. I. Dinamika traditsiy i vozmozhnosti ikh istochnikovedcheskogo istolkovaniya. Narody Azii i Afriki. 1981. № 5.

13. Tonkov E. E. Modernizatsiya yuridicheskikh form gosudarstvennoy deyatel´nosti. M., 2011.

14. Faynberg M. M. Modernizatsiya pravovoy sistemy Rossii: problemy teorii i praktiki: dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2008.

15. Khayek F. A. Istinnyy i lozhnyy individualizm. Kontseptsiya khozyaystvennogo poryadka (Uchenie ordoliberalizma). M., 1997.

16. Shatkovskaya T. V. Obychnoe pravo rossiyskikh krest´yan vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka. Rostov n/D, 2009.

Login or Create
* Forgot password?