ART MANAGEMENT AS THE INTEGRATION OF CULTURAL, AESTHETIC AND ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the features of arts management as an integrative interdisciplinary field of aesthetic and organizational and administrative activities associated with the processes of production, management and dissemination of artistic and aesthetic and cultural values and is represented by a new modern textbook on the art management.

Keywords:
culture, art management, cultural values, artistic and aesthetic values, integration, management
Text

В XXI в. интеграция эстетической и организационно-управленческой деятельности, связанная с процессами производства и распространения художественно-эстетических и культурных ценностей открыла многофункциональные возможности технологий арт-менеджмента в образовании нового поколения учащейся молодежи. Учебные программы по изучению основ арт-менеджмента стали популярным новшеством во многих образовательных учреждениях гуманитарного профиля. Также широкое распространение получили интеграционные технологии арт-менеджмента как возможность совместить разноплановые виды деятельности, необходимые современному специалисту в сфере культуры и искусства. Арт-менеджмент упрощенно можно охарактеризовать как процесс управления отбором, производством, хранением и распространением культурных ценностей. Арт-менеджмент включает в себя все классические структурные элементы управления – планирование, организацию, мотивацию, контроль. Арт-менеджмент, по сути, являет собой особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции.

В настоящее время Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС третьего поколения) учебная дисциплина «Арт-менеджмент» предусмотрена в подготовке специалистов сферы «культура и искусство» и входит в перечень курсов по выбору, имеющих статус институциональности. В последние годы появились новые  учебники и учебные пособия  по освоению менеджмента в социально-культурной сфере. Однако следует признать, что до сих пор в системе высшего профессионального образования недостаточно специальных учебников нового поколения по дисциплине «Арт-менеджмент», объединяющих не только гуманитарные либо художественные дисциплины, но также искусство, экономику и предпринимательскую деятельность (арт-индустрию). Представляемый новый учебник «Арт-менеджмент» [1] Е.Ф. Командышко, ставший логичным продолжением научных трудов автора в данном научно – педагогическом направлении [2-5], восполняет все эти недостатки. 

Следует отметить, что искусство (art) как особая система в контексте культуры занимает центральное положение и является связующим звеном между утилитарно-практическим и духовно-теоретическим типами отношений. С одной стороны, оно граничит с наукой (философия, культурология, социология, искусствознание и др.), т.е. формами общественного сознания и через эстетическое содержание опосредует, «снимает» их проблематику в себе посредством художественно-образной формы. С другой стороны, искусство связано с продуктами материальной деятельности человека, вносит в них эстетико-духовное содержание, имеющее относительно самостоятельное значение и подчиненное, в конечном итоге, функциональному и конструктивному, практическому назначению творческого продукта. Не случайно сама специфика арт-менеджмента позволяет включать инновационные механизмы обучения студентов, основанные на принципе диалога культур. В то же время любой процесс культурного взаимодействия имеет определенную цель – достижение нового, ценностно-значимого результата (продукта деятельности).

Новые подходы к преподаванию арт-менеджмента связаны с: 

  • освоением основных и специфических функций арт-менеджмента; 
  • применением интегративного подхода в объединении спектра разных видов профессиональной деятельности: проектно-технологической, маркетинговой, организационно-управленческой, художественно-творческой, финансово-экономической, юридической;
  • освоением проектных технологий в подготовке и реализации художественно-творческих продуктов (арт-проектов);
  • выделением оценочного инструментария в содержании продуктов художественного творчества;
  • обоснованием значения творческих и социально-ценных качеств арт-менеджера и др.

Сфера применения нового учебника:

  • в реализации профессиональной подготовки бакалавров направления «социально-культурная деятельность» (специальность 0718000); 
  • подготовки бакалавров разных специализаций группы направлений «культура и искусство»  (070000);
  • подготовки бакалавров направления «педагогика» (специальности: 073700; 071600 и др.); 
  • подготовки  педагога образовательной области «Искусство» и сферы дополнительного художественного образования (специалитет), что раскрывает повышение уровня их общекультурных и профессиональных компетенций.

Данный новый учебник «Арт-менеджмент» – это, прежде всего,  обновление предметного содержания в системе высшего профессионального образования и возможность освоения на его основе  различных форм деятельности, смысловых спектров и ценностных ориентиров (духовных и материальных). 

Данный учебник – это также предоставление студентам возможности личностно саморазвиваться, осознавать самих себя в профессиональной деятельности (в таких важных областях как маркетинг, производство художественных продуктов, финансирование  и т.д.). 

Учебник отличается от других  учебников реализацией интегративного подхода в обучении на основе выделения: 1) основных общих функций менеджмента;  2) основных специфических функций, связанных с искусством (его предназначением и художественным потреблением).

В методическом плане интегративный подход базируется на осмыслении роли искусства в сфере гуманитарного знания и образовательной деятельности, что рассматривается как система устойчивой совокупности принципов, способов и приемов организации профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений. 

Принципиально новым в методике освоения данного учебного курса является подготовка индивидуального и коллективного творческого продукта (арт-проекта), что обеспечивает применение личностно-ориентированных технологий и расширяет сферу творческой деятельности в процессе обучения.

Материал учебника освещает широкий спектр проблем, встающих перед будущими специалистами социально-культурной деятельности на современном этапе. Структура учебника включает введение, семь глав, заключение, глоссарий, список литературы. 

В первой главе раскрываются общие категории арт-менеджмента, рассматриваются функции искусства и функции менеджмента. Автор подводит к пониманию специфики арт-менеджмента как особого вида художественно-творческой  деятельности.

Во второй главе осуществляется раскрытие современного состояния искусства, а также потребительских тенденций в искусстве.

В третьей главе отражается сущность арт-индустрии и появление новых форм организации искусства; рассматриваются особенности проявления мотивации и маркетинговых исследований (через диверсификацию продуктов художественной деятельности). 

В четвертой главе автор последовательно раскрывает механизмы организации управления в сфере культуры и искусства, начиная с теоретических основ управления, структурирования деятельности и  освоения технологий арт-менеджмента. 

В пятой главе автор соотносит основные источники финансирования с привлечением внебюджетных (благотворительные фонды, спонсорство и т.д.), поскольку организациям культуры необходимо уметь привлекать в условиях рыночной экономики финансовые средства из разных источников финансирования.

Содержание шестой главы подводит студентов к осмыслению тенденций развития культурной политики на современном этапе. Делается акцент на государственном регулировании творческой деятельности, а также раскрываются модели и принципы культурной политики разных государств.

Содержание седьмой главы автор посвящает раскрытию функциональных обязанностей арт-менеджера, дается модель его общих и профессионально-значимых качеств, включая оргдеятельностные (методологические), познавательные (когнитивные), творческие (креативные). 

В целом, содержание учебника «Арт-менеджмент» связано с осмыслением процесса управления производством продукта рынка культурных услуг, включающего все структурные элементы управления, характерные для классического менеджмента, а также применение механизмов творческой деятельности, связанного с процессом создания художественной продукции, что оказывает непосредственное влияние на становление профессиональной компетентности обучающихся. 

Cпецифика дальнейших научно-методических разработок заключается в постановке задач, которые связаны с подготовкой специалистов нового поколения, способных направить свою деятельность на регулирование социальных проблем в условиях рыночной экономики, т.е. способных на глубокие преобразования в сфере культуры и искусства. В дальнейшем, условия освоения арт-менеджмента должны рассматриваться не только как возможность становления профессиональной компетентности специалистов сферы социально-культурной деятельности, но и должны применяться как особая художественно-творческая среда в творческом развитии  студентов разных специальностей. Важно, чтобы каждый, кто работает в сфере культуры и искусства, системе образования и  арт-индустрии, обладал представлением о гуманистической природе искусства и ценности предназначения его конечного продукта.

References

1. Art-menedzhment [Tekst]: uchebnik /M.V. E.F. Komandyshko. - M.: NITs INFRA-M, 2017.

2. Komandyshko E.F. Razvitie kul´turno - tvorcheskoy initsiativy studentov VUZa v usloviyakh osvoeniya art-menedzhmenta [Tekst] / E.F. Komandyshko. Pedagogika iskusstva. 2009. № 2. S. 88-97.

3. Komandyshko E.F., Rudoy E.L. Innovatsionnye tekhnologii art-menedzhmenta v professional´noy podgotovke pedagoga-muzykanta (bakalavriata) [Tekst] / E.F. Komandyshko, E.L. Rudoy. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2015. № 1. S. 187-190.

4. Komandyshko E.F. Khudozhestvennoe vospitanie v Rossii: istoricheskiy ekskurs (XX - nach.XXI vv.) [Tekst] / E.F. Komandyshko. Gumanitarnoe prostranstvo. 2012. № 2. S. 262.

5. Komandyshko E.F. Printsipy tipologii kul´tur v razvitii khudozhestvennogo vospriyatiya i myshleniya uchashcheysya molodezhi [Tekst] / E.F. Komandyshko. Gumanitarnoe prostranstvo. 2014. T. 3. № 4. S. 590-601.

Login or Create
* Forgot password?