Abstract and keywords
Abstract (English):
Now management of stakeholders is one of the most important areas of knowledge in project management. A problem related to management of stakeholders taking into account their relations within the frame of a small social group is considered in this paper. A model, allowing carry out such relations analysis has been considered.

Keywords:
management of stakeholders, small groups, the balance theory.
Text

Для успешной реализации проектов необходимо сочетание многих факторов. Например, в проектах в области информационных технологий, согласно отчетам Chaos Manifesto [5; 6], наиболее важными факторами являются поддержка высшего руководства и вовлечение конечного потребителя. Также в первую десятку факторов входят отношения внутри и вне команды, эмоциональная зрелость окружения проекта, открытые коммуникации, разрешение. То есть значительная часть ключевых факторов так или иначе связана с отношениями между людьми, группами людей, вовлеченными в проект и заинтересованными в его результатах — между стейкхолдерами.

Таким образом, в настоящее время проблематика управления стейкхолдерами является актуальной. Так, в пятой версии PMBOK [3] в отдельную область знаний было выделено управление стейкхолдерами. В ICB 3.0 [12] и НТК [2] выделены отдельные процессы, связанные с управлением человеческими ресурсами и конфликтами. Обычно на этапе анализа стейкхолдеров происходит идентификация всех потенциальных стейкхолдеров, доступной по ним информации, возможных конфликтов. Через общение с ключевыми и идентифицированными стейкхолдерами можно получить достаточно информации об их отношении не только к проекту, но и друг к другу, к какой-то тематике за пределами проекта. Обычно в качестве аналитической техники для определения отношений между стейкхолдерами предлагается использовать такие модели, как матрицы заинтересованности, матрицы влияния, матрицы эффектов и т.д.

В работе Фримана [7], посвященной теории стейкхолдеров, предлагается рассматривать интересы различных сторон не только как интересы отдельных личностей, но и как интересы неформальных коалиций. Между ними могут существовать различные отношения как сотрудничества, так и конкуренции. Действительно, на практике порой возникают ситуации, когда, несмотря на все прилагаемые усилия по изменению отношения стейкхолдеров к проекту, получаемые эффекты минимальны или даже обратны желаемым. Это можно объяснить личностными факторами, которые влияют не только на отношения стейкхолдеров к проекту, но и на их отношения друг к другу. Например, стейкхолдеры могут конкурировать за какой-либо ресурс за пределами проекта, либо испытывать неприязнь друг к другу, или к какой-то тематике по историческим причинам. В этом случае, если концентрировать усилия на «нежелательном» для остальных стейкхолдере, можно лишь ухудшить мнение остальных о проекте. Возникают эффекты, характерные для отношений внутри малых социальных групп.

References

1. Moreno Ya.L. Sotsiometriya: Eksperimental´nyy metod i nauka ob obshchestve [Sociometry: experimental method and the science of society]. Moscow, Academic Project Publ., 2001.

2. Upravlenie proektami. Osnovy professional´nykh znaniy. Natsional´nye trebovaniya k kompetentnosti spetsialistov. Konsaltingovoe agentstvo «KUBS Grupp - Kooperatsiya, Biznes-Servis» [Project Management. Fundamentals of professional knowledge. National requirements for the competence of experts. Consulting agency «Cubs Group - Cooperation, Business Service»]. 2001.

3. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK®Guide). 5th ed. Project Management Institute, 2013.

4. Cartwright D., Harrary F. A generalization of Heider’s Theory. Psychological Review. 1956, i. 63, pp. 277-292.

5. Chaos Manifesto. Available at: http://versionone.com/assets/img/files/ChaosManifesto2012.pdf

6. Chaos Manifesto. Available at: http://versionone.com/assets/img/files/ChaosManifesto2013.pdf

7. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Cambridge University Press, 2010.

8. Gawronski P., Gronek P., Kulakowski K. The Heider balance - a continuous approach. arXiv.org e-Print archive. 2005. Available at: http://arxiv.org/pdf/physics/0501073.pdf

9. Gawronski P., Gronek P., Kulakowski K. The heider balance and social distance. Acta physica polonica. 2005, vol. 36, i. 8, pp. 2549-2558.

10. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relation. John Wiley & Sons, 1958.

11. Hummon N.P., Patrick D. Some dynamics of social balance processes: bringing Heider back into balance theory. Social Network. 2003, i. 25, pp. 17-49.

12. ICB - IPMA Competence Baseline. Version 3.0. International Project Management Association, 2006.

13. Khanafiah D., Situngkir H. Revisiting Heider’s Balance Theory for many agents. arXiv.org e-Print archive. Available at: http://arxiv.org/pdf/nlin/0405041.pdf

14. Macy M.W., Willer R. From Factors to Actors: Computational Sociology and Agent-Based Modeling. Annual Review of Sociology. 2002, i. 28, pp. 143-166.

15. Situngkir H. Emerging The Emergence Sociology: The Philosophical Framework of Agent Based Social Studies. Journal of Social Complexity. 2003, i. 1, pp. 3-15.

16. Wang Z., Thorngate W. Sentiment and Social Mitosis: Implications of Heider’s Balance Theory. Journal of Artificial Societies and Social Simulation, 2003. Available at: http://www.jasss.soc.surrey.ac.uk/6/3/2.html

Login or Create
* Forgot password?