There is presented a technology of the activity arrangement of teaching subjects on realization of diagnosis models and quality rating of education at school and university, which allows to understand possibilities of various means and methods of task solution of diagnosis and quality rating, their pros and cons; to operate them for the purpose of achieving a creative integration of existing knowledge and subjects’ experience in integral educational process of schools and universities.
diagnosis; quality of education; diagnosis models; diagnosis means.
Одной из важнейших задач, стоящих перед субъектом образовательной деятельности в процессе организации учебно-познавательного процесса в школе и вузе, является правильный выбор наиболее оптимального варианта диагностических процедур для конкретного объекта (процесса) с учетом сложившейся образовательной среды и условий реализации. На практике опытному педагогу приходится осуществлять индивидуализацию используемого им диагностического аппарата.
Основными структурными единицами деятельности по выбору оптимальной диагностики являются: анализ; определение целей; моделирование; выбор подходящего варианта механизмов, процедур и аппарата; сопоставление результатов моделирования с реально выбранной моделью; принятие решения об их соответствии; подготовка к непосредственной реализации [1]. Анализ позволяет априорно установить особенности объекта диагностирования, его потенциальные возможности, осмыслить проблемы, выявленные в результате диагностико-прогностической деятельности. Определение целей необходимо для структурирования результата, к которому следует стремиться при работе с объектом в данной ситуации. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть прогнозируемых результатов. Моделирование позволяет субъекту мысленно проследить возможности выбранных процедур диагностики. Назначение моделирования состоит в том, чтобы помочь конкретному педагогу выбрать оптимальный вариант технологии диагностики, который для данной ситуации даст возможность получить прогнозируемый результат. В перспективе собственно выбор варианта диагностики можно осуществлять из банка диагностических процедур по различным, заранее выявленным педагогическим проблемам.
Процесс сопоставления результатов моделирования с вариантом выбранной модели направлен на выявление соответствия построенной модели и выбранного варианта диагностики по оценке качества обучения. Полученные данные позволят предусмотреть трудности, сложности, недостатки, резервы, ресурсы и т.п. [2]. При приемлемом соответствии выбранного варианта обозначенным критериям (характеристикам объекта, ситуации, ресурсам, возможностям и т.п.) принимается решение о завершении выбора. Подробно структура деятельности по выбору диагностики, т.е. ее аппаратной части, процедур и методов, представлена в [2; 3].
Подготовка к реализации выбранного варианта имеет свою структуру и задачи. От качественного выполнения данного этапа во многом зависит достижение прогнозируемого результата. К основным функциональным фазам «подготовки к реализации» можно отнести: анализ информации и заключение по результатам анализа; планирование, непосредственная организация. Универсальных средств и процедур диагностики нет и быть не может. «Универсальность» достигается разумной (основанной на знаниях и опыте) комбинацией известных средств и методов, и интегрировании, «встраивании» их в целостный образовательный процесс.
1. Afanas'ev V.V. Diagnostika i otsenka kachestva obucheniya v vuze: Monografiya. - M.: MGOPI, 2005.
2. Afanas'ev V.V. Monitoring i diagnostika kachestva obrazovaniya: rukovodstvo po organizatsii i otsenke obrazovatel'nykh sistem i produktov: Monografiya. -
3. M.: NII shkol'nye tekhnologii, 2008.
4. Afanas'ev V.V. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika kachestva obrazovatel'nogo protsessa: Ucheb.-metod. posobie. - M.: NII shkol'nykh tekhnologiy, 2008.