PRINCIPLES OF MANAGEMENT IN THE CONSTRUCTION OF THE TECHNOLOGICAL MAPS LESSONS FOR PHYSICAL CULTURE IN COMPREHENSIVE SCHOOL: PLANNING AND ORGANIZATION
Rubrics: MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article is prepared on the basis of research of some management issues in the activities of workers of physical culture in secondary schools in the country and is aimed at improving the search for managerial work of the teacher of physical training in a comprehensive school, to improve the quality of teaching of the subject "physical culture" in the school.

Keywords:
physical education, management system, management, physical education in a secondary school, a teacher of physical education, technology lesson card, planning, organization
Text

Технологическая карта урока позволяет отразить не только образовательные технологии, но и деятельностный аспект образования. При разработке технологической карты урока физической культуры необходимо учитывать специфику преподавания предмета, учитывать конкретные функции учителя в управлении процессом физического образования и воспитания обучающихся.

В рамках системного подхода к процессу физического воспитания можно проследить его взаимосвязь с общими универсальными функциями менеджмента, каковыми являются планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование

В рамках системного подхода в менеджменте возможно применение разнообразных методов планирования [1-3]. Например, мониторинговое тестирование проводится в течение всего учебного года, значит можно говорить о применении методов стратегического планирования к составлению программ подготовки школьников по предмету «физическая культура». 

Наиболее соответствующим новым требованиям к организации образовательной и воспитательной деятельности представляется матричный метод планирования системы уроков по физическому воспитанию. Для целей планирования освоения двигательного навыка или подготовки обучающихся к тестированию представляется достаточной матрица из 9 ячеек. Предлагается следующий принцип планирования по матрице. В диагонально противоположных углах матрицы располагают исходные данные и конечный результат. Исходные – в левом нижнем квадрате, целевые критерии оценки – в правом верхнем (Таблица 1). При этом целевые показатели планируются в трех вариантах: максимально возможна я граница достижений, средний уровень показателей и нижняя граница уровня целевых показателей. Самый быстрый путь достижения цели возможен при наличии условий, максимально благоприятных для решения конкретных задач (по диагонали). Два других пути предполагают учет неблагоприятных и нормальных условий. В этих случаях необходимо предусмотреть этап промежуточного контроля. Результаты, полученные на этом этапе, количественно и качественно сравниваются с критериями достижения конечной цели. Это необходимо для того, чтобы определить, насколько важно и актуально на следующем этапе работы создание условий определенного уровня благоприятствования для продвижения к целевым результатам определенного уровня. 

Таблица 1

Матрица планирования

промежуточные результаты

нормальные условия

целевые показатели

(три уровня достижения)

нормальные условия

благоприятные условия

неблагоприятные условия

начальные показатели

неблагоприятные условия

промежуточные результаты

 

Данный способ планирования позволяет учителю быстро сориентироваться при изменении условий проведения урока и выбрать наиболее подходящий обстоятельствам вариант педагогической деятельности с учащимися, при этом имея в перспективе определенный план продолжения образовательного и тренировочного процесса для достижения образовательных и воспитательных целей тематического планирования по предмету.

Наиболее подходящим способом планирования по матрице представляется использование технологических карт процесса, в частности технологических карт урока. Технологическая карта позволяет эффективно компоновать элементы учебного материала и тренировочные задания в зависимости от изменчивости объективных и субъективных условий и факторов образовательного, воспитательного и тренировочного процессов.

Основные объективные факторы:

  • методический уровень и способ организации преподавания предмета «физическая культура» в данной школе (качественный и количественный состав педагогов физического воспитания, наличие и организационная структура школьного методического объединения по предмету и т.д.);
  • состояние материально-технической базы образовательного учреждения (места занятий, обеспеченность инвентарем и оборудованием);
  • место урока физической культуры в сетке школьного расписания (порядковый номер урока, предыдущий и последующий предметы, цели и задачи сопряженных с физкультурой уроков в учебном дне, интегративные межпредметные связи);
  • погодные условия проведения занятий на открытом воздухе.

В свете тенденции к индивидуализации образовательного процесса и повышения, за счет индивидуального подхода к учащимся, эффективности обучения по предмету, учителю физической культуры необходимо учитывать состояние учеников, пришедших на занятие, стараясь максимально возможно подобрать уровень физических и эмоциональных нагрузок на уроке не только для класса в целом, но и для каждого обучающегося в отдельности. 

Основные субъективные факторы:

  • состояние здоровья обучающегося (ограничение физических нагрузок в соответствии с группой здоровья, временное освобождение от физических нагрузок);
  • готовность школьника к уроку (наличие спортивной одежды и инвентаря, соответствующих цели урока);
  • физическое самочувствие обучающегося (в зависимости от времени дня, приема пищи, напряженности работы на предыдущем и следующем по расписанию дня уроке);
  • эмоциональное состояние обучающегося (усталость – гиперактивность, спокойствие – возбужденность, безразличие – заинтересованность, неудовлетворенность – радость, вялость –  «боевая» готовность и т.д.);

Организация

В организации урока по технологическим картам актуально использовать еще один принцип менеджмента, содержащийся в системном подходе к управлению – увеличение числа объектов управления пропорционально увеличивает число субъектов управления. На уроке этот принцип выражается в разделении класса на подгруппы – «отделения». Примерно от 4 до 8 человек в каждом. Каждое отделение за время урока выполняет определенное число заданий на «станциях» (по числу отделений) по методу «круговой тренировки». 

Способы формирования отделений могут быть различными. Но при этом необходимо обязательно учитывать цели и задачи урока, уровень физической и технической подготовленности учащихся, общее количество занимающихся, пол и возраст школьников. Имеющийся опыт организации и проведения уроков физической культуры по системе «круговой тренировки» в начальной школе одновременно с двумя классами двумя учителями показывает, что эффективность обучения по предмету и процесс тренировки физических качеств значительно повышается. Обучение двигательным действиям проводится на двух из шести-восьми станций одновременно. Коме того, повышаются возможности контроля за выполнением упражнений учащимися на соседних станциях в пределах половины пространства места проведения урока. Например, учитель, концентрируя внимание на основном упражнении, контролирует дополнительно не 5-7 станций, а 2-3, на которых происходит повторение пройденного материала, выполнение упражнений по развитию физических качеств.

При формировании отделений по принципу равенства детей в группе по уровню физической подготовленности, целесообразно в более сильное отделение включать на 1-2 человек больше, чем в слабое. Лучше подготовленные дети быстрее справляются с заданием на станции при выполнении упражнений поточным методом. При выполнении упражнений на станции фронтально, карточка с заданием должна содержать несколько вариантов дозировки упражнения для отделений с различным уровнем физической и технической подготовленности.

Особое внимание на уроке физической культуры, по сравнению с другими общеобразовательными предметами, уделяется технике безопасности при выполнении двигательных действий и физических упражнений, дисциплине и вниманию учащихся к образовательной деятельности с целью профилактики травматизма на уроке.

Очевидно, что специфика занятий по физическому воспитанию, связанная с разнообразными формами двигательной активности, гигиеной, закаливанием, психологической подготовкой предполагает специфические формы технологий обучения. Следовательно, в планировании образовательного процесса по предмету необходимо предусмотреть достаточную свободу вариативности форм технологических карт урока физической культуры. При этом необходимо соблюдать основные педагогические, психологические и тренировочные принципы построения урока физической культуры. 

В данных условиях представляется целесообразным создание базы форм технологических карт уроков, а также образовательных, воспитательных и развивающих элементов уроков различной целевой направленности с тем, чтобы учитель мог компоновать из них технологические карты на каждый урок для каждого класса, учитывая и различия детей в уровне физической, психологической подготовленности, уровне физического здоровья.

 

References

1. Borisova O.V. Tendentsii razvitiya global´noy ekonomiki i obrazovatel´nogo potentsiala[Tekst] /O.V. Borisova [i dr.]. - M.: Sputnik +, 2014. - 156 s.

2. Lyakh V.I. Fizicheskaya kul´tura. 1-4 klassy [Tekst]: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdeniy / V.I. Lyakh. - 14-e izd. - M.: Prosveshchenie, 2013. - 190 s.

3. Nazarkina N.I. Prepodavanie fizicheskoy kul´tury v obshcheobrazovatel´nykh uchrezhdeniyakh v usloviyakh vvedeniya FGOS vtorogo pokoleniya i 3 chasa fizicheskoy kul´tury[Tekst]: metod. rekomendatsii / N.I. Nazarkinoy, I.M. Nikolaichevoy. - M.: TVT «Divizion», 2014.- 240 s.

4. Khayrutdinov R.R. Fizicheskaya kul´tura. 1 klass: tekhnologicheskie karty urokov po uchebniku V.I. Lyakha. I polugodie [Tekst] / R.R. Khayrutdinov. - Volgograd: Uchitel´, 2013. - 177 s.

5. Shevchenko S.S. Upravlencheskie tekhnologii formirovaniya effektivnoy komandy[Tekst] /S.S. Shevchenko //Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2016. - №4 - 2(69-2). - S.679-681.

Login or Create
* Forgot password?