COMPENSATORY MECHANISM FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF SMALL AND LARGE BUSINESSES INNOVATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article assesses the competitiveness of small and large business innovation. Stand out the way of interaction between small and large enterprises, it is also considered a compensatory mechanism to improve their competitiveness by means of rules and regulations by government regulation.

Keywords:
competitiveness, small business, large business, innovative entrepreneurship, a compensatory mechanism
Text

В последние десятилетия активно развивается инновационный бизнес. Если рассматривать понятие инновационного бизнеса в деталях, то можно сказать, что это такой вид бизнеса, который занимается производством инновационных товаров. Главным его преимуществом является высокая уникальность и новизна производимой продукции. 

С каждым годом появляются новые технологии и изобретения, которые могут по своим свойствам и качеству обогнать предыдущую инновационную продукцию, в связи с этим инновационный бизнес зависит от временных рамок. В эпоху глобализации инновация является важнейшим показателем конкурентоспособности, жесткая борьба на рынке идет не только между отдельными бизнесами, но и между целыми странами.

В современном обществе в условиях рыночной экономики конкурентоспособность играет важную роль. Везде и всюду люди покупают или продают товары и услуги, в связи с этим появляется рынок.  В системе свободной рыночной экономики продавцы и потребители обмениваются товарами и услугами на многих конкурирующих рынках. Это означает, что в системе бизнеса каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению ко всем остальным субъектам.

Конкурентоспособность – это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара или услуги, которая обеспечивает его преимущество на рынке перед конкурентными предложениями в удовлетворении конкретной потребности потребителя [2].

Конкурентоспособность предприятия можно определить, как преимущество этого предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли. Преимущества фирмы можно оценить только в рамках определенной группы фирм одной отрасли, либо фирм, которые занимаются выпуском аналогичных товаров или услуг. Таким образом, конкурентоспособность можно выявить только при сравнении предприятий между собой в масштабе страны или мирового рынка. 

Оценивая преимущества разных предприятий можно понять, что одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Следовательно, оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено только тогда, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка, при этом фирмы должны находится примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет считаться некорректным. 

Инновационное предпринимательство – это такой вид предпринимательства, который связан с созданием, освоением и коммерческим использованием инновационного продукта или услуга.

Для инновационного предпринимательства уникальные ресурсы – это интеллектуальный или умственные ресурсы, которые с помощью организационных способностей преобразуются в результаты деятельности и, соответственно, приводят к максимизации экономических и прочих выгод. В связи с этим конкурентоспособность инновационного предпринимательства необходимо рассматривать как возможность субъектов этого сегмента конкурировать с производителями или продавцами аналогичного продукта, товара или услуги с лучшими характеристиками посредством использования более эффективных и оптимальных интеллектуальных и прочих ресурсов для обеспечения максимизации деятельности, для получения экономических выгод, недоступных конкурентам данного или смежного сегмента.

Общее видение инновационной среды, которая обеспечивает стимулы и условия для поддержания конкурентоспособности субъектов инновационного предпринимательства можно структурировать следующим образом:

Рис. 1 Инновационная среда как институциональный базис конкурентоспособного развития субъектов инновационного предпринимательства [3]

 

Таким образом, инновационную среду необходимо рассматривать как особый институциональный базис конкурентоспособного развития субъектов инновационного предпринимательства, с помощью которого формируются необходимые стимулы и обеспечивается формирование должной мотивации данных субъектов к интенсивному развитию и сбалансированному экономическому росту путем расширения экономической деятельности.

В настоящее время важной характеристикой конкурентного преимущества товаров или услуг является их качество, далее – цена и известность торговой марки. Достижения инновационных целей в экономической конкурентоспособности требует создания системы устойчивого взаимодействия всех агентов научно-технической и производительной сферы, развития единой инновационной инфраструктуры, обеспечения эффективного использования национального научного и технологического потенциалов. В связи с быстрым развитием наукоемких отраслей стала значимой проблема определения оптимального размера инновационного предприятия.

Малый бизнес – это такая форма предпринимательской деятельности, которая основывается на создании и управлении малыми предприятиями, которые поддерживаются государством и не состоят в объединениях [4].

Основным показателем, на основе которого происходит определение организационного правовой формы отнесения к субъектам малого бизнеса, является средняя численность работников в отчетный период предприятия. К критериям малого бизнеса относятся: численность персонала, размер уставного капитала, объем оборота (прибыли, дохода), величина активов.

Крупный бизнес является одной из основы современной рыночной экономики. Крупные предприятия за счет своих ресурсов зависят от конъектуры рынка в меньшей степени. Таким образом, крупный бизнес имеет резерв ресурсов, который может быть использован в случае наступления неблагоприятных рыночных условий. Кроме этого, за счет своей высокой доли крупные предприятия влияют на рынок, что ослабляет конкуренцию и приводит к попыткам монополизации. 

Между малой и крупной формой бизнеса существует ряд различий. Самый основной из них - это размер получаемой прибыли. Очевидно, что прибыль малого предприятия в разы меньше прибыли крупного предприятия. Кроме этого, формы бизнеса также можно сравнить по величине производства, реализации продукции, количеству работников и т.д. По всем этим параметрам малый бизнес будет иметь наименьшие показатели, чем крупный бизнес.

Оценить конкурентоспособность малого и крупного инновационного бизнеса можно с помощью таких показателей как [3]:

  • Качество производимых товаров и услуг является основ из элементов при оценке конкурентоспособности на рынке и оценивается с помощью ГОСТов, ТУ и ISO 9000.
  • Выпуск новой продукции – это показатель, который показывает удельный вес производимой новой продукции в общем объеме выпуска. Он включает в себя организацию разработки и постановки новой продукции на производство.
  • Доля рынка определяется с помощью такого показателя как числовое распределение продукции. Числовое распределение – это отношение количества магазинов, в которых представлена данная марка продукта, к общему количеству определенного типа магазинов, где потребитель обычно покупает этот тип продукта.
  • Инновационная эффективность – данный показатель характеризует способность предприятия получать выгоды от наукоемких вложений.
  • Востребованность продукта рынком – данный показатель позволяет оценить эффективность проводимой коммерциализации знаний и новаций с точки зрения принятия рынком продукта и уровня спроса на него.
  • Инвестиционная привлекательность – данный показатель характеризует способность предприятия в рамках его основной деятельности быть значимым объектом вложений для потенциальных инвесторов.
  • Трудовая активность сотрудников – данный показатель позволяет оценить, насколько сотрудники мотивированы на эффективное выполнение своих непосредственных обязанностей.

Рассмотрим эти показатели в сравнении малого и крупного инновационного бизнеса.

Таблица 1. 

Оценка конкурентоспособности малого и крупного инновационного бизнеса

Показатель

Малый бизнес

Крупный бизнес

 

 

 

Качество

Оценивается с помощью системы менеджмента качества, где представлены рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на национальном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.

 

 

 

Выпуск новой продукции

Так как предприятие малое, то объем его доли на рынке также мал. Поэтому выпускаемая новая продукция будет мало известна потребителям.

Предприятие имеет в своем составе объединения и широко известна среди потребителей. В связи с этим покупатель быстрее заинтересуется в новой продукции этой компании.

 

 

 

 

Доля рынка

Доля рынка незначительна, так как размер предприятия маленький и оно не состоит в объединениях.

Доля рынка велика, так как они менее зависимы от его конъектуры. Они оказывают большое влияние на него, тем самым ослабляя конкуренцию и приводят к монополизации.

 

 

Инновационная эффективность

Требует больших капиталовложений в наукоемкое производство. Зачастую у малых предприятий нет таких возможностей.

Имеет большую инновационную эффективность за счет своего размера и объема получаемой прибыли.

 

 

Востребованность продукта рынком

Из-за низких производственных мощностей стоимость товара будет высокой, что снизит спрос на данный товар.

Располагает большей производственной мощностью. Благодаря этому конечная стоимость продукции будет ниже.

 

 

 

Инвестиционная привлекательность

Инвесторам не выгодно вкладывать свои средства в малые предприятия, так как приносимая прибыль будет меньше, чем у крупного предприятия.

Является привлекательным для потенциальных инвесторов за счет своих размеров и предполагает получение высокой прибыли.

Трудовая активность сотрудников

Трудовая активность сотрудников регламентируется внутренними инструкциями и уставами предприятия, и, поэтому она не зависит от размера предприятия. Сотрудники будут настолько мотивированы на эффективное выполнение работы, насколько развита управленческая политика.

 

Исходя из полученной оценки конкурентоспособности малого инновационного и крупного предприятия можно сделать вывод о том, что наиболее результативным для них будет являться равноправное сотрудничество в инновационной сфере. Таким образом, они будут друг друга дополнять, что позволит оптимизировать весь процесс инновационного взаимодействия. 

Среди малого и крупного инновационного бизнеса можно выделить следующие возможные пути инновационного взаимодействия крупного и малого предприятия в производственном цикле:

  1. Крупное предприятие выступает в качестве поставщика, а малое предприятие является разработчиком и исследователем новых технологий, выступая тем самым в качестве места для исследований крупных предприятий. Также возможен и обратный вариант.
  2. Малый бизнес самостоятельно занимается разработкой продукции и имеет возможность ее продажи, однако его производственных мощностей недостаточно. Поэтому для решения этой проблемы ему необходимо использовать для производства инновационных продуктов производственные мощности крупного предприятия. Другими слова, осуществляется продажа результатов инновационной разработки малого бизнеса крупному.
  3. Малое предприятие производит разработку, но не имеет возможности самостоятельно организовать внедрение этих разработок в производство, тем самым прибегая к помощи крупного предприятия. Оно помогает в производстве новой продукции, а также в реализации произведенной продукции через сеть малых фирм.
  4. Разработкой инновационного продукта занимается крупное предприятие, а малое осуществляет его производство и реализацию.
  5. Крупное предприятие является разработчиком продукта и осуществляет его сбыт через собственную сеть. Однако для создания нового продукта использовать собственные мощности не выгодно и экономически нецелесообразно, поэтому для этих целей оно использует малое предприятие[5].

Таким образом, в рамках инновационного цикла существует множество разнообразных схем взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса, каждая из которых формируется за счет влияния различных факторов и условий:

  • Условия возникновения малого инновационного предприятия (приватизация, реструктуризация и т.д.);
  • Характер инновационного потенциала;
  • Уровень конкуренции в отрасли;
  • Степень диверсификации как малого, так и крупного бизнеса;
  • Стратегия развития предприятия и отрасли;
  • Характер связей между руководителем и подчиненными (формальный и неформальный).

На различных этапах инновационного процесса взаимодействие малого и крупного инновационного бизнеса имеет свои цели. Как результат всего этого конкретные действия будут способствовать созданию и продвижению инноваций. 

Российский опыт инновационного взаимодействия в значительной мере отличается от зарубежного. Это связано, в первую очередь, с историческими и экономическо-политическими факторами создания и развития малого и крупного бизнеса. Долгое время считалось, что крупные предприятия располагали полным циклом производства, что позволяло обеспечивать высокий уровень надежности его работы, но не способствовало гибкости, которая необходима в условиях открытого рынка. Замкнутость крупных производств сдерживала как развитие большого бизнеса, так и малого.

На мой взгляд, именно создание и развитие малого инновационного бизнеса, его взаимодействие с крупным бизнесом в этой же сфере будет способствовать повышению инновационного потенциала предприятия и реализации производственной мощности, а также будет способствовать реализации инновационного прорыва России. В этой связи становится важной задача правильной организации взаимодействия малого и крупного бизнеса, так как именно это позволит значительно сократить время инновационных циклов. 

Компенсаторный механизм обеспечения конкурентоспособности бизнеса (компенсаторные институты – нормы, правила, традиции, сглаживающие и нивелирующие «провалы» и недостатки в функционировании базовых институтов) выступает как процесс государственного регулирования этого процесса повышения конкурентоспособности через компоненты инфраструктурного подхода [6].

Инфраструктурный подход к обеспечению конкурентоспособности обеспечивает сочетание в себе конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса во взаимодействии крупного предприятия с малым. Выделяют экономические и политические институты, которые формируют условия для повышения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса [6].

Экономические институты представлены следующей группой: институт рынка, институт прав собственности, институт кредитно-финансовой системы, институт фирмы. Политические институты включают в себя набор законодательных и политических правил, экономические правила и контракты. Эти институты выполняют ряд функций, которые можно разделить на две группы: сопутствующие и поддерживающие. К сопутствующим функциям можно отнести научную организацию бизнес-процессов, выбор дистрибьюторов, организацию конкурентной борьбы, разработку жизненного цикла, а к поддерживающим – разработку конкурентной стратегии, маркетинговое исследование, разработка и осуществление ценовой политики, организация и сбыт готовой продукции. Данные группы представляют собой определенную систему, которая обеспечивает конкурентоспособность малого инновационного и крупного бизнеса. Каждая отдельная функция имеет важное значение и зависит от рынка, характера конкуренции и т.д. 

Инфраструктурный подход осуществляет регулирование через следующие компоненты[7-16]:

  1. Фонд национального благосостояния. Государство определяет «Правила размещения средств Фонда национального благосостояния ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов», которые оказывают влияние на процесс обеспечения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса.
  2. Государственно-частное партнерство. Благодаря соглашению о государственно-частном партнерстве происходит объединение ресурсов двух хозяйствующих субъектов – государства и бизнеса. Государство имеет огромный потенциал собственности, а бизнес – ресурсы и эффективные методы хозяйствования. В связи с этим должны быть разработаны основы правового регулирования, условия, порядок и формы обеспечения конкурентоспособности крупного бизнеса с включением направления конкуренции на малый бизнес.  

Государство имеет целый набор инструментов, которые будут стимулировать крупные предприятия сотрудничать с малыми.

Во-первых, это можно сделать через обременение государственного заказа, где 20 % полученного госконтракта крупной фирмой идет на выполнения в обязательном порядке на малые предприятия. Важно следить за тем, чтобы крупные предприятия не отдавали заказы «своим».

Во-вторых, через ужесточение экологических норм, что будет заставлять крупные компании создавать и внедрять экологически безопасные технологии, что создаст возможности для работы малого бизнеса.

В-третьих, через искусственное ограничение использования электроэнергии. Это будет стимулировать заказы, разработки и внедрение энергоэффективных технологий.

В-четвертых, через принудительное выделение в программах модернизации крупных компаний с госучастием минимальной квоты, например, поэтапно до 30 %, на закупку российского оборудования и технологий.

Таким образом, целью обеспечения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса является формирование обоснованной, жестко и регулярно проводимой политики наращивания конкурентных преимуществ.

Для обеспечения нормального функционирования инновационного бизнеса необходима создание дополнительных законов и подзаконных актов. В России первые нормативные правовые документы, которые регулировали отношения в инновационной сфере, были сформулированы в 1990-х гг. Это можно объяснить тем, что в стране еще не были сложены представление о содержании и формах инновационной деятельности. 

В настоящее время нормативно-правовая база, регламентирующая отношения в инновационной сфере, развивается медленно и непоследовательно. Имеющейся национальной законодательной базы пока недостаточно, законы и подзаконные акты не в полной мере отражают разнородность юридических подсистем различных отраслей права. Она недостаточно отражает опыт нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в других странах.

Современное законодательство России включает большое число разных нормативных актов, которые противоречат друг другу. В связи с этим возникает потребность в упорядочении действующей правовой системы, обработке законов, сведении их в единое целое. Одним из способов решения таких проблем является систематизация законодательства, которая предоставляет специалисту возможность оперативно находить и точно истолковывать необходимые нормы права, а законодателю, в частности, – стать основой для выработки единой правовой концепции, правового механизма, регулирующего инновационную деятельность.

Для решения задач модернизации экономики, повышения общего уровня конкурентоспособности необходимо не только разрабатывать и принимать необходимые нормативные правовые документы, но и упорядочить и систематизировать действующие правовые нормы, выработать единый механизм правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

References

1. Borisova O.V. Korporativnye finansy [Tekst]: uchebnik i praktikum / O.V. Borisova [i dr.]. - M.: Yurayt, 2014. - 651 c.

2. Bludov A.M. Krupnyy biznes v innovatsionnoy sfere ekonomiki [Tekst] / A.M. Bludov. Sotsial´no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy.-2010. -№2. -S. 24-27.

3. Lyapina I.R. Sovershenstvovanie sistemy otsenki rezul´tativnosti upravleniya sotsial´no-ekonomicheskim razvitiem regiona [Tekst] /I.R. Lyapina. Vestnik Tambovskogo universiteta. - 2012. - №3 (107). - S. 54-58.

4. Oveshnikova L.V. Razrabotka napravleniy razvitiya regional´noy infrastruktury na osnove instrumentov prognozirovaniya i strategicheskogo planirovaniya[Tekst] / L.V. Oveshnikova. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - №21(192).- S. 22 - 28.

5. Oveshnikova L.V. Metodologiya provedeniya vyborochnogo obsledovaniya parametrov kachestva zhizni naseleniya v usloviyakh neustoychivogo sotsial´no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Tekst] / L.V. Oveshnikova, L.A. Mikheykina. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 1.-C.610-611.

6. Prozorovskaya L.V. Metodicheskiy instrumentariy issledovaniya rezul´tativnosti biznes-protsessov[Tekst] / L.V. Prozorovskaya. Innovatsionnyy Vestnik Region. - 2008. -№ 1. -S. 33-35.

7. Reshetov K.Yu. Razvitie metodologii obespecheniya konkurentosposobnosti innovatsionnogo predprinimatel´stva [Elektronnyy resurs] / URL:http://www.rusacad.ru/docs/disertsovet/zashiti/ReshetovKYu/disser_ReshetovKYu.pdf (data obrashcheniya: 1.05.2016).

8. Serebryakova N.A. Napravleniya sovershenstvovaniya konkurentnoy politiki na osnove razvitiya kontraktnykh form sovmestnoy deyatel´nosti malogo i krupnogo biznesa[Tekst] / N.A. Serebryakova, E.V. Simonova. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy.- 2014.- № 4 (62).- S. 231-236.

9. Sibirskaya E.V. Vliyanie institutsional´nykh usloviy na razvitie innovatsionnykh protsessov v regione [Tekst] /E.V. Sibirskaya// Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. -2011. -№ 1. -S. 32-36.

10. Sibirskaya E.V. Neobkhodimost´ predpriyatiy v innovatsiyakh [Tekst] / E.V. Sibirskaya// Teoreticheskie i prikladnye voprosy ekonomiki i sfery uslug. -2014.- № 1. -S. 78-88.

11. Sibirskaya E.V. Opyt ispol´zovaniya menedzhmenta dlya analiza raspredeleniya investitsionnogo potentsiala v integrirovannoy strukture [Tekst] / E.V. Sibirskaya// Teoreticheskie i prikladnye voprosy ekonomiki i sfery uslug. -2012.- T. 1. -№ 3. -S. 57-65.

12. Sibirskaya E.V. Organizatsionnaya otsenka integratsionnykh protsessov v innovatsionnoy srede promyshlennoy korporatsii [Tekst] / E.V. Sibirskaya// Ekonomika i predprinimatel´stvo. -2016. -№ 1-1 (66-1). -S. 597-604.

13. Simonova E.V. Infrastrukturnyy podkhod k obespecheniyu konkurentosposobnosti predprinimatel´skikh struktur malogo innovatsionnogo i krupnogo biznesa [Tekst] /E.V. Simonova. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. - 2015.- №2.- S. 196-202.

14. Simonova E.V. Pravovye osnovy gosudarstvennoy podderzhki malogo innovatsionnogo biznesa v RF [Tekst] /E.V. Simonova. Partnerstvo biznesa i obrazovaniya v innovatsionnom razvitii regiona: sb. tr. nauch.-praktich. konf. - M.: Moskovskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki, statistiki i informatiki,2014.- S. 356-358.

15. Stroeva O.A. Razvitie innovatsionnoy infrastruktury regiona [Tekst] /O.A. Stroeva. Investregion. - 2010. - №4. - S. 48-53.

16. Finansovyy slovar´ treydera [Elektronnyy resurs]. URL:http://utmagazine.ru/posts/8776-malyy-biznes.

17. Zapiski marketologa [Elektronnyy resurs]. URL:http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_k/competitiveness

Login or Create
* Forgot password?