THE DEVELOPMENT OF THE PRINCIPLES AND PROCEDURES OF FORMING THE SYSTEM OF ANALYTICAL SUPPORT FOR MONITORING THE IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF MODERNIZATION OF PRODUCTION CAPITAL OF THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to analytical support progress monitoring of implementation of programs of modernization of production capital of companies in the real sector of the economy. The article reveals the content of the monitoring of current and final results of the project are the principles that should guide the argumentation and the development of programmes for the modernisation of productive capital. Requirements for the information and analytical system that would be able to adequately meet the needs of management processes of modernization and the requests of key stakeholders. Suggests methods and procedures for solving the problem analytical support for monitoring the implementation of programs of modernization of production capital of the real sector of the economy.

Keywords:
modernization, principles, monitoring, project, information and analytical support
Text

В современных условиях хозяйствования наиболее актуальной становится задача обеспечения экономического роста, который не может быть достигнут без активизации воспроизводственных процессов, базирующихся на движении, развитии, модернизации и обновлении основного капитала. 

Модернизация представляет собой усовершенствование эффективности находящихся в эксплуатации активов путем внесения в их конструкции изменений (переоборудования, замены элементов), повышающих производительность, технические, экономические и прочие показатели использования, способствующие росту товарооборота, снижению издержек, конкурентоспособности организации, в результате чего увеличивается первоначальная стоимость модернизируемого объекта. В том числе модернизация основана на необходимости обеспечения способности обобщать и синтезировать передовые научно-технические идеи, внедрять результаты научно-исследовательских разработок и при необходимости переводить производственный процесс на использование передовых и инновационных технологий и обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции.

Политика модернизации компаний реального сектора экономики должна обеспечивать решение следующих проблем: 

  • формирование целей, задач и основных направлений проведения модернизации; 
  • выявление управляющих и идентификация регулирующих механизмов процесса модернизации; 
  • обеспечение ресурсной базы для проведения модернизации. 

Целями модернизации предприятий являются: 

  1. производство качественно новой продукции и/или продукции с улучшенными (инновационными) характеристиками; 
  2. повышение результативности работы технологического оборудования компаний; 
  3. снижение трудоемкости производственных процессов, оптимизация численности работающих; 
  4. уменьшение длительности операционного и финансового цикла; 
  5. сокращение производительных и непроизводительных потерь; 
  6. снижение себестоимости продукции (благодаря применению более прогрессивных видов технологий, материалов, экономии на энерго- и трудовых ресурсах); 
  7. необходимость модернизации логистической инфраструктуры;
  8. выбор новой технологии или модернизация существующей; 
  9. выбор состава технологического оборудования; 
  10. проектирование и изготовление специальных устройств. 

Реализация совокупности направлений модернизации экономического субъекта как единого комплекса требует разработки и реализации единой стратегической программы модернизации для каждого его подразделения. Модернизация компаний должна, прежде всего, должна быть направлена на  повышение эффективности производства и конкурентоспособности производимой продукции. Она должна выявить потенциальные возможности организаций; обеспечить решение стратегической задачи достижения эффективности рыночной экономики.

В российской социально-экономической действительности перед экономическими субъектами всех форм собственности встает проблема формирования информационно-аналитической системы, которая была бы способна адекватно обеспечить запросы заинтересованных информацией, необходимой для определения направлений дальнейшего инновационного развития и решения текущих проблем, связанных с процессами модернизации основного капитала. В этих условиях особое внимание должно быть направлено на создание информационно-аналитической базы для обеспечения своевременного реагирования менеджмента компании на смену текущих обстоятельств и предвосхищения возможных критических ситуаций в организации, которая бы явилась основой для оперативного и стратегического управления.

В рамках реализации программ модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики мониторинг можно рассматривать как совокупность мер, включающих контроль, инспектирование и непрерывное отслеживание с помощью специально сформированной системы поступающей от заинтересованных лиц информации о готовности компании к реализации проекта, соблюдению нормативных процедур и требований к его проведению и достижению целей проекта с учетом социальных и экологических последствий и эффектов. 

В процессе реализации проекта по модернизации капитала мониторинг должен обеспечивать выполнение следующих функций:

  • констатирующую, заключающуюся в выявлении хода и результатов реализации проекта в любой из необходимых моментов времени;
  • корректирующую, обеспечивающую возможность выявления недостатков и отклонений в ходе реализации проекта и своевременного проведения мер по коррекции; 
  • прогностическую, позволяющую обеспечить накопление информации с целью выстраивания прогнозов социальных и экологических последствий и эффектов от реализации проекта.

Мониторинг программ модернизации производственного капитала компании реального сектора экономики должен проводиться по единым методикам сбора и обработки информации. 

По объектам проведения мониторинга целесообразно осуществлять: мониторинг готовности субъектов к реализации проекта (аналитическое обоснование программ модернизации реального сектора экономики), мониторинг соблюдения правильности реализации конкретных процедур в рамках проектов модернизации производственного капитала и мониторинг текущих и итоговых результатов проекта. 

Таким образом, целью мониторинга может послужить выявление и корректировка состояния процесса реализации проекта, обеспечение выполнения достижения целей и сроков реализации отдельных мероприятий в рамках проекта в соответствии с установленными нормативными и заданными плановыми показателями, а также анализ и оценка достижения целей реализации проекта и его возможных социальных и экологических последствий и эффектов.

При осуществлении мониторинга реализации процедур проекта модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики, содержание мониторинга должно включать следующие основные элементы:

  • мониторинг соблюдения процедур и сроков реализации проекта модернизации; 
  • мониторинг распространения опыта лучших практик бизнеса и анализа полученных эффектов; 
  • финансовый мониторинг выполнения сроков и исполнения обязательств по контрактам; 
  • мониторинг возникающих организационных, социальных и экологических рисков и других негативных последствий реализации проекта, а также разработка мер по их предотвращению и минимизации;
  • мониторинг процедур качества контроля за ходом реализации проекта на уровне экономического субъекта. 

При этом вне зависимости от отрасли хозяйствования к основным показателям, используемым для мониторинга хода реализации программы модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики, можно отнести  соответствие процедур проведения конкурсов содержанию нормативных требований федеральных и региональных документов; степень оперативности и полноты информирования заинтересованных пользователей и общественности о ходе реализации проекта; эффективность и результативность проведения общественной экспертизы в рамках реализуемого модернизационного проекта, которая может быть подтверждена признанием справедливости оценок в профессиональной среде и среди общественной; своевременность и полнота выплат денежных вознаграждений и обеспечение финансовой поддержки участников процесса; наличие и характер возникших конфликтных ситуаций. 

Методы проведения мониторинга целесообразно строить на анализе документации; проведении социологических опросов; мониторинговом инспектировании при выезде на площадку, мониторинге в процессе проведения рабочих совещаний и семинаров. При этом мониторинг текущих и итоговых результатов и последствий реализации проекта модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики ставит перед собой целью анализ и оценку достижения целей реализации проекта и его возможных социальных и экологических последствий и эффектов.

При этом содержание мониторинга текущих и итоговых результатов реализации проекта состоит из следующих основополагающих пунктов:

 

  • мониторинг выполнения плановых показателей реализации проекта модернизации производственного капитала компании;
  • мониторинг реализации целей стимулирования системных изменений в развитии организации; поддержки развития менеджмента; 
  • мониторинг социальных и экологических последствий и эффектов от реализации проекта.
  • Выстраивание системы мониторинга хода реализации программ модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики, на наш взгляд, должно реализовываться с учетом следующих основных принципов:
  • Системный подход, который предусматривает возможность увязывания процессов мониторинга хода реализации программы, принятия тех или иных управленческих решений в сфере инновационного развития компании, формирование и адаптация системы мотивации персонала организации, участвующего в реализации модернизационной программы, актуализации программ инновационного развития бизнеса.
  • Полнота и достоверность информации, необходимой для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по результатам мониторинга проекта. Состав и объем данных (в т.ч. степень детализации информации), получаемых в рамках мониторинга модернизационного проекта, должны отвечать требованиям ключевых стейкхолдеров. Данный принцип продиктован необходимостью получения достоверных и надежных данных, которые позволят провести анализ хода реализации проекта. В рамках реализации данного принципа предполагается обеспечение непосредственного участия экспертов в проведении мониторинга в процессе осуществления мониторинговых визитов на площадки, а также формализацию и легкость проверки запрашиваемых от субъектов модернизационного процесса данных и конкретностью получаемой информации для реализации основных функций мониторинга информации.
  • Сопоставимость результатов мониторинга хода реализации программ инновационного развития компаний, которые функционируют в одном и том же секторе экономики.
  • Регулярность мониторинга предполагает предусмотрение различных режимов предоставления сведений (подробный мониторинг — с ежегодной периодичностью, мониторинг по основным показателям — в ежеквартальном режиме и т.д.).
  • Интеграция в систему стратегического и инвестиционного развития бизнеса посредством встраивания в стратегические, финансовые, инвестиционные и другие планы компании.
  • Адекватность. Данный принцип предполагает проведение анализа и оценки воздействия на ход реализации модернизационного проекта различных внешних политических, социально-экономических и др. условий, а также ряда специфических факторов, которые обусловлены наличием различий в региональных условиях. Интерпретация полученных информационно-аналитических параметров и данных должна проводится с их учетом. Оценка влияния факторов должна включаться в диагностические методики, опросы и рекомендации для экспертов при проведении мониторинговых поездок на площадки.  
  • Прогностичность предусматривает получение данных, которые позволяют спро¬гнозировать основные тенденции и выявить возможные социальные и экологические последствия и эффекты от реализации программы модернизации компании. Данный принцип обеспечивается содержанием получаемой информацией и способом проведения процедур ее анализа. 

 

Совокупность указанных действий в сочетании с процедурами жесткого контроля процесса модернизации производственного капитала позволят обеспечить своевременность выполнения поставленных задач и, в конечном итоге, будут способствовать достижению главной цели – «существенному повышению качества жизни граждан России».

Мониторинг состояния и хода реализации проектов по модернизации главной целью преследуют наблюдение за состоянием внешней и внутренней среды, бизнес-процессами, контролируемыми организацией и внешними по отношению к компании процессами, имеющими принципиальное значение для успешного выполнения модернизационных программ развития. Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, которые характеризуют выполнение производственных и модернизационных программ, а также состоянием производственных систем. Результаты мониторинга должны представляться в виде показателей и индикаторов, значения которых получают посредством обработки информации (исходных данных) менеджерами компании.

Любое существенное отклонение от ранее определяемых через «облако индикаторов» целевых значений ключевых индикаторов эффективности и результативности должно предполагать анализ последствий таких отклонений. Механизм анализа отклонений и вероятных последствий достаточно хорошо изложен в научно-практических публикациях ряда авторов. Перспективным направлением является применение рефлексивного мониторинга при наблюдении за сложными экономическими системами [2].

Показатели и индикаторы, используемые для оценки реализации модернизационных процессов предприятий реального сектора экономики, дифференцируются в зависимости от объектов мониторинга на уровне экономического субъекта и в зависимости от отрасли хозяйствования.

Система оценочных показателей для оценки эффективности и результативности программ модернизации деятельности должна удовлетворять следующим основным требованиям:

 

  • сбалансированности, т.е. содержать количественные и качественные, финансовые и нефинансовые, прогностические и диагностические индикаторы состояния и развития процесса по каждому проекту по модернизации и по всему их портфелю;
  • прозрачности, что предполагает открытость регламентов обоснования и расчета планово-целевых и формирования в учете фактических отчетно-диагностических показателей, доводимых до объекта управления, а также его возможность напрямую влиять на их достижение;
  • гибкости, что позволяет их корректировать в случае изменения требований заинтересованных сторон и условий развития, корпоративных целей и модели бизнеса;
  • комплексности, что обеспечивается моделированием связей между различными уровнями модернизационной деятельности во времени и пространстве, позволяющей учитывать происходящие изменения во внутренней и внешней бизнес-среде, интегрированием оценок экономической, научно-технической, социальной и экологической эффективности модернизационных проектов;
  • ориентации на интересы различных групп стейкхолдеров, что ограничивает риски, связанные с неприятием потребителями, деловыми партнерами, собственниками, инвесторами и регуляторами. Тем самым, обеспечивается баланс интересов между внешними и внутренними выгодоприобретателями бизнеса, а также балансировка стоимости риска и прогнозов доходности;
  • система показателей должна оказывать стимулирующее влияние на  развитие компании на основе драйверов стоимости [2].  

 

Основополагающим элементом системы анализа и оценки эффективности и результативности модернизационной деятельности должен стать учет ряда особенностей деятельности конкретной коммерческой организации. К ним можно отнести: цели развития компании и основные области применения в процессе оценки; особенности бизнес-модели организации и риск-аппетит инвесторов и собственников; стратегию развития компании; размеры бизнеса и организационную культуру фирмы; отраслевые условия и особенности организации инвестиционного и модернизационного процесса. Применение системы комплексного анализа в практике контроллинга мониторинга хода реализации программ развития компаний реального сектора экономики будет способствовать устойчивому развитию компании в условиях систематических конъюнктурных колебаний на рынке.

Для построения системы аналитического обеспечения хода реализации программ модернизации производственного капитала в организациях реального сектора экономики, функционирующих в отрасли электронной промышленности, рекомендуем использовать ряд показателей и индикаторов, к которым целесообразно отнести:

 

  • Достигаемый технологический уровень электроники, микрометры (мкм)
  • Доля радиоэлектронных изделий на мировом рынке, проценты
  • Доля радиоэлектронных изделий компании на внутреннем рынке, проценты
  • Рост производительности труда (по отношению к базисному периоду, в сопоставимых ценах), проценты
  • Количество создаваемых высококачественных рабочих мест (нарастающим итогом), чел.
  • Темп выпуска отечественной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции (по отношению к базисному периоду, в действующих ценах), проценты
  • Доля обновленных и новых основных производственных фондов, проценты
  • Объем экспорта продукции, тыс. руб.
  • Рост среднемесячной заработной платы по отношению к базисному периоду, раз.

 

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть уточнен в соответствии с конкретной программой модернизации основного капитала компании.

Полученные результаты оцениваются путем сопоставления позиций интересов ключевых стейкхолдеров по оценке ожидаемых производственно-технологических, финансово-экономических, социальных и экологических последствий формирования и реализации той или иной программы модернизации или портфеля программ.

Предложенный набор показателей и индикаторов оценки хода реализации программ модернизации не является исчерпывающим и может быть скорректирован (расширен, уточнен) контроллерами компании с учетом запросов ключевых стейкхолдеров организации.

Таким образом, предложенный нами подход позволяет охватить все этапы модернизационного процесса, начиная от сбора, обработки и анализа информации на первом этапе (ресурсы и идеи) – аспект экономичности, оценки механизмов преобразования идей и ресурсов в продукт посредством конкретных процессов – аспект продуктивности, т.е. конверсия ресурсов в продукты, и реализации результатов через призму удовлетворения потребностей стейкхолдеров – аспект результативности.  Таким образом, предложенная нами модель базируется на оценке динамики между начальными и конечными стадиями процесса разработки и реализации программ модернизации в реальном секторе экономики и наблюдение за их состоянием. Динамическая оценка изменений в полной мере отвечает современному взгляду на фактор времени, как наиболее ценный и ограниченный ресурс в любом бизнесе [1]. Мониторинг таких областей оценки модернизационного процесса, как стратегия развития компании, состояние критических факторов успеха, управление идеями, необходимо проводить в режиме реального времени. Мониторинг продуктов и результатов (финансовых, технологических, социальных и экологических) требует некоторого периода накопления данных и, таким образом, предполагает применение «запаздывающих» показателей и индикаторов. В этой связи в системе аналитических индикаторов оценки преобладают опережающие показатели, которые, наряду с запаздывающими (диагностическими), составляют панель управления менеджера.

Таким образом, эффективный процесс реализации программ модернизации производственного капитала включает в себя также умелое решение задач по применению оптимальной комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов, по своевременному управлению изменениями организационной структуры.

Завершающим этапом процесса разработки и реализации программ модернизации производственного капитала предприятий становится этап стратегического контроля. Он представляет собой процедуру отслеживания хода реализации и исполнения стратегии, идентификацию проблем и «узких мест», изменение исходных условий, на которых базируется разработанная программа, а также предполагает своевременную их корректировку.

В практике осуществления стратегии контроля модернизационных процессов в компаниях целесообразно применять четыре основных метода стратегического управления:

 

  • стратегическое наблюдение;
  • контроль исходных условий;
  • контроль непредвиденных обстоятельств;
  • оперативное реагирование на изменение условий внутренней и внешней бизнес-среды.

 

Предложенные меры по совершенствованию процедур мониторинга хода реализации программ модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики позволят вывести на качественно-новый уровень систему информационно-аналитического обеспечения мониторинга модернизационных процессов в компаниях, повысить уровень информационной поддержки субъектов модернизационного процесса, что в свою очередь позволит отечественным производителям стать более конкурентоспособными и жизнестойкими в современной конкурентной экономике и создаст благоприятные условия для обеспечения необходимого уровня социального развития в будущей перспективе.

References

1. Barilenko V.I. Informatsionno-analiticheskie metody otsenki i monitoringa effektivnosti innovatsionnykh proektov [Tekst] / V.I. Barilenko [i dr.].- M.: Rusayns, 2015.- 164 c.

2. Berdnikov V.V. Refleksivnyy monitoring - effektivnyy instrument kontrollinga innovatsionno-investitsionnykh proektov [Tekst] /V.V. Berdnikov// Audit i finansovyy analiz. - 2012. - №5. - S. 285-291.

3. Gavel´ O.Yu. Analiticheskoe obosnovanie risk-orientirovannykh biznes-strategiy razvitiya agrobiznesa [Tekst] /O.Yu. Gavel´. Audit i finansovyy analiz. - 2013. - № 5. - S. 54-75.

4. Khemel G. Bor´ba za budushchee[Tekst]: per. s angl. / G. Khemel, K. Prakhalad. - M.: Al´pina Biznes Buks, 2006. - 213 s.

Login or Create
* Forgot password?