Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the author´s position on the evolution of the national accounting system, practical applications and prospects for the implementation of international financial reporting standards in the Russian Federation.

Keywords:
international standards, financial reporting, accounting policies, accounting
Text

В условиях глобализации мировой экономики МСФО является международным языком бизнеса. Идея о внедрение МСФО сформировалась в России еще в начале девяностых годов. С того времени государство упорно движется в сторону полного перехода на формирование отчетности в соответствии МСФО. Применение МСФО существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов, поиску новых и сохранению традиционных рынков сбыта продукции отечественного производства. Приведение национальной системы учета в соответствии с МСФО является задачей не только для России; процесс гармонизации и стандартизации носит глобальный характер.

МФСО- это набор документов (стандартов), регламентирующих правил составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия им экономических решений в отношении предприятия.

Основное отличие МСФО от РСБУ обусловлено целевой направленностью отчетности. МСФО обслуживает потребности инвесторов, как реальных, так и потенциальных, и как следствие, эти стандарты базируются на экономическом подходе к отражению фактов хозяйственной жизни. РСБУ направлены на удовлетворение интересов государства. Следует отметить, что ситуация в этом аспекте неуклонно меняется, и декларативные заявления о приоритете интересов инвесторов воплощаются в реальность крупными российскими компаниями. В России идет смена приоритетного пользователя финансовой отчетности (от государства к инвестору), вызванная принятием идей международных стандартов, что явилось результатом реформы учета, суть которой состоит в переходе от системы бухгалтерского учета, обслуживающей интересы плановой экономики, к системе учета и отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики.

Таблица 1. Сравнительный анализ пользователей финансовой отчетности, составленной согласно МСФО и РСБУ

РСБУ

МСФО

· внешние пользователи,

· налоговые органы,

· статистические органы.

· акционеры,

· кредиторы,

· инвесторы,

· клиенты компании,

· прочие

 

Применение МСФО в России утверждено от 27.07.2010 года ФЗ № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". На основании этого закона организации обязаны опубликовать готовую консолидированную бухгалтерскую отчетность, составленную на основании МСФО (ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» - закон РФ, 27. 07. 2010 года.) Большинство компаний либо уже составляют отчетность по МСФО, либо планируют начать составлять в ближайший год. Как показывает статистика, удельный вес компаний, не планирующих в ближайшее время переход на международные стандарты, составляют 42%.

Подготовка отчетности по МСФО является трудоемким процессом, сопровождающимся серьезным анализом учетной политики и большого объема информации. Международные стандарты требуют проведения дополнительных финансовых расчетов. В основе которых, лежат аналитические показатели, касающиеся оценка бизнеса компании в целом, обычно не используемые в бухгалтерской практике.

Одной из проблем внедрения международных стандартов на российский рынок является кадровая политика, потому, что МСФО более сложнее российских правил, регулирующих бухгалтерский учет. В российских организациях, банков и компании не хватает специалистов, обладающие квалификацией в сфере МСФО.

25% организаций в настоящее время уже составляют отчетность согласно МСФО путем ее трансформации с использованием программы MSExcel, в силу доступности данного программного продукта.

Кроме того используются и другие инструменты трансформации отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ в формат МСФО (рис. 1).

Рисунок 1 - Средства автоматизации составления отчетности по МСФО

 

В соответствии с законом № 402 -ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011г., компании, находящиеся под действием Закона № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", должны предоставлять и обычную отчетность (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ). Причина заключается в том, что консолидированная отчетность базируется на принятии инвестиционных решений и, в отличие от бухгалтерской отчетности, составляемой по российским правилам, затрагивает не все сферы хозяйственно - экономических отношений. Однако следование международным стандартам позволит российским организациям накопить опыт зарубежных стран, который в дальнейшем можно будет использовать для создания нормативных документов по отношению к неконсолидированной отчетности. Данный переход станет возможным, когда российские бухгалтерские стандарты будут гармонично сочетаться с международными стандартами финансовой отчетности.

Составлять финансовую отчетность, руководствуясь МСФО, входит в обязанность организаций, связанных с иностранными банками и инвесторами. Эти компании должны снижать процентную ставку для привлечение дополнительного иностранного капитала. Основной целью МСФО является владение максимальной достоверной информацией и финансовом положении организации, на основе которых инвесторы смогут провести оценку организации и составить прогноз развития.

Для привлечения дополнительного иностранного капитала нужно повысить прозрачность российского бизнеса, чего можно добиться только путем внедрения международных стандартов, которые понятны западным инвесторам. Если данный процесс оставить без контроля со стороны государства, то организации будут переходить на новые стандарты учета исключительно в случае крайней необходимости, и этот факт будет тормозить привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

МСФО (IFRS) 1 требует, чтобы компания, применяющая МСФО впервые, использовала единую учетную политику для вступительного отчета о финансовом положении, составленного согласно МСФО, и для всех периодов, представленных в ее первой финансовой отчётности, составленной согласно МСФО. Однако соблюдение этого требования осложняется тем, что для выполнения в первой финансовой отчетности, составленной согласно МСФО, компания должна применить все МСФО, вступившие в силу на конец отчётного периода, за которой составляется первая отчетность по МСФО. [6]

Требование применять единую учетную политику для всех периодов запрещает компаниям, применяющим МСФО впервые, использовать предыдущие редакции стандартов, вступившие на более ранние даты (Минфин России Приказ № 160н от 25.11.2011 «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»).

Таким образом, МСФО оказывают существенное влияние на формирование учетной информации российских компаний посредством влияния на национальные учетные стандарты.

Применение МСФО является важным шагом в процессе выхода российских компании на международный рынок и построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение прозрачности финансовой отчетности с использованием международных стандартов для инвесторов станет менее рискованным для инвестирования. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного.

Российские компании, применяющие международные стандарты могут получить быстрый выход на западные кредиты, имеют большой интерес со стороны иностранных инвесторов, так как результаты деятельности бизнеса лучше видны и хорошо понимаемы.

Принятие в 2010 году Закона «О консолидированной отчетности» позволит придать отчетности по МСФО правовой статус, что позволяет предполагать повышение ее качества, за счет усиления ответственности в этой области.

 

 

References

1. Federal´nyy zakon ot 27.07.2010 №208-FZ «O konsolidirovannoy finansovoy otchetnosti».

2. Federal´nyy zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ«O bukhgalterskom uchete».

3. Prikaz ot 25.11.2011 №160n «O vvedenii v deystvie Mezhdunarodnykh standartov finansovoy otchetnosti i Raz´´yasneniy Mezhdunarodnykh standartov finansovoy otchetnosti na territorii Rossiyskoy Federatsii».

4. Semenova A.N. Trebovaniya k spetsialistam v oblasti MSFO v Rossii [Tekst] / A.N. Semenova, E.S. Zakharova //Tendentsii i perspektivy razvitiya sotsiotekhnicheskoy sredy: sb. tr. nauch.-praktich. konf. - M.:SGU, 2015. - S. 201-205.

5. Sumkova N.G. Rossiyskiy i zarubezhnyy opyt printsipov postroeniya bukhgalterskoy otchetnosti[Tekst] / N.G. Sumkova //Aktual´nye napravleniya nauchnykh issledovaniy: ot teorii k praktike. -2015. - № 4 (6). - S. 290-291.

6. Samylin A.I. Pokazateli rezul´tativnosti deyatel´nosti kompanii, rasschityvaemye po finansovoy otchetnosti, sostavlennoy po PBU, MSFO i USGAAP [Elektronnyy resurs] / A. I. Samylin. Zhurnal ekonomicheskikh issledovaniy. - 2015. - T. 1. - №. 1. - C. 11-31. DOI:https://doi.org/10.12737/16529. - URL: www.dx.doi.org/10.12737/16529 (data obrashcheniya: 20.07.2016).

7. Samylin A.I. Raschet finansovykh koeffitsientov likvidnosti i rentabel´nosti po otchetnosti, sostavlennoy po MSFO [Elektronnyy resurs] / A. I. Samylin. Zhurnal ekonomicheskikh issledovaniy. - 2015. - T. 1. - №. 3. - C. 4-4. - DOI:https://doi.org/10.12737/16545. - URL: www.dx.doi.org/10.12737/16545(data obrashcheniya: 20.07.2016).

Login or Create
* Forgot password?