FEATURES OF ACCOUNTING IN SOCIAL INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Social accounting - is a relatively new trend in the accounting records, which give a precise definition problematic. This can be explained by the fact that any attempt to keep a record of the impact of the organization´s activities in the social environment takes on a political connotation. If you look in general, social accounting is required in order to provide information about the staff, products and services, and is aimed at preventing or reducing environmental pollution. Features of social accounting organization studied by the authors in this article.

Keywords:
аdministrative costs, budget accounting, budget classification, balance sheet, income and expenditure estimates, the social budget institutions, the cost of goods (works, services), the chart of accounts
Text

Согласно статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетное учреждение является организацией, которая может создаваться, как органами власти федерального значения, так и органами местной власти с целью реализации различных функций бюджетного характера. К таким функциям закон относит:

  • управленческая;
  • социально-культурная;
  • научно-техническая [5].

При этом организации, созданные в соответствии со статьей 161 БК РФ, могут финансироваться исключительно из государственного бюджета, о чем прямо указано в законе. Важно отметить, что непременным условием является открытие финансирования по смете ведения бухгалтерского учета и отчетности в порядке, который предусмотрен для бюджетных организаций. Отношение организации к бюджетной фиксируется в Уставе, учредительных документах, а также устанавливаться органом, наделенным финансовыми функциями [2]. Таким образом, учитывая все характеристики и принципы создания и функционирования бухгалтерского учета, можно дать следующее определение: «…бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем отражения учета всех хозяйственных операций в документах, который носит непрерывный и постоянный характер». Из этого следует, что организации, которые существуют за счет государственного бюджета, являются неотъемлемой частью бюджетной системы страны, что ведет к тому, что подобные организации обязаны вести бухгалтерский учет, что подтверждает ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» В указанном законе можно найти определение, которое отражает суть бухгалтерского учета, а также его основные характеристики и принципы действия [6]. Так, например, порядок и сроки составления, правила ведения, оценка имущества и т.д. Помимо этого, закон также раскрывает понятия не только по бухгалтерскому учету, но и отчетности.

Бухгалтерский учет в учреждениях, которые носят социальный характер, имеет отличительные характеристики, которые тесно связаны с нормами права, которые регламентируют устройство бюджета, бюджетного процесса, а также нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. К таким характеристикам бюджетного учета можно отнести:

  • организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;
  • выделяется в учете фактических кассовых расходов;
  • контролируется исполнения сметы расходов;
  • переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
  • строго соответствует учет и отчетность требованиям нормативных документов;
  • отраслевую специфику учета.

Эти особенности определяют конкретные задачи бухгалтерского учета:

  • исполняется утвержденный бюджет;
  • соблюдается финансово-бюджетная дисциплина;
  • мобилизируются средства в бюджет;
  • выявляются дополнительные доходы.

При этом речь не идет о получении прибыли. Здесь в обязательном порядке исполняются заложенные в бюджете функции и тратятся бюджетные (сметные) средства исключительно лишь по их назначению [3]. По этому признаку можно отделить бюджетный учет от бухгалтерского учета на предприятии свободной экономики.

Российское законодательство прямо определяет зону и субъект ответственности за организацию бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является механизмом, от эффективной и слаженной работы которого зависит, насколько эффективной будет являться социальная работа. Важным принципом является, то, что в процессе реализации бюджета следует безошибочно, своевременно и в установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и произвести запланированные расходы [1]. К основным обязанностям службы, которая следит за исполнением бухгалтерского законодательства относят:

  • ведется бухгалтерский учет исключительно лишь по действующему законодательству;
  • документы хранятся (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела;
  • осуществляется предварительный контроль за соответствием заключаемых договоров, объемами ассигнований, которые предусмотрены сметой доходов и расходов или лимитами бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета [4];
  • своевременно и правильно оформляются первичные учетные документы;
  • осуществляется контроль за правильностью и экономностью расходования средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
  • финансирование учреждений, которые ведут учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильности постановки бухгалтерского учета;
  • начисление и выплата в срок заработной платы работникам, который установлен, а также выплата стипендий учащимся;
  • своевременность проведения расчетов, которые возникают в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами [8];
  • ведется учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
  • осуществляется контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей;
  • принятие участия в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
  • составляется и представляется в установленном порядке в предусмотренные сроки бухгалтерская отчетность;
  • составляется для утверждения руководителем социального учреждения смет доходов, расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения);
  • массив нормативных и других документов ведется по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб.

Все операции, которые проводят учреждения, оформляются первичными документами. На первом этапе бухгалтерского учета происходит внесение всех операций, которые были произведены в процессе хозяйственной деятельности, путем составления определенных носителей первичной учетной информации. Уровень принимаемых решений зависит от того, насколько качественной является бухгалтерская информация и организован учет.

При этом, законом не запрещено пользоваться типовыми формами первичных учетных документов, а также те разработки, которые предприятие самостоятельно произвело и которые содержат реквизиты и ту информацию, которая может обеспечить достоверное отражение тех операций, которые осуществлялись в ходе хозяйственной деятельности.

Первичный учетный документ - это оправдательная бумага, подтверждающая факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливающая материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Последовательное оформление хозяйственных операций обеспечивает постоянный учет всех объектов учета. Первичный учетный документ содержит информацию, которая подтверждает факт совершения хозяйственной деятельности и впоследствии может служить доказательством [9].

Данные, которые содержит указанный документ, дают представление о том, какая именно была совершена операция, ее особенности, что впоследствии позволяет эффективно совершать оперативное управление, а именно, контролировать производственные процессы, предоставлять информацию, которая нужна для учета и составления отчета. С целью обеспечения доказательности первичных документов, был создан состав обязательных реквизитов. Те первичные документы, которые приняты к учету, впоследствии распределяются по тем датам, в которые совершались хозяйственные операции. А затем учитываются при помощи накопительного способа в регистрах бюджетного учета, так называемых, журналах операций. Такого рода Журналы заполняются с той периодичностью, с какой осуществлялись операции. Эти записи осуществляются на основании, как отдельных документов, так и документов, связанных между собой.

Корреспонденцию счетов в Журнале операций записывают в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. По прошествии одного месяца все данные, которые находятся в Журнале, переносятся в Главную книгу.

Такая система учета характерна для самих предприятий. Что касается государственного учета, то он может осуществляться посредством:

  • плана счетов бюджетного учета;
  • порядка отражения операций по исполнению;
  • порядка отражения органами, которые осуществляют кассовое обслуживание;
  • корреспонденции счетов бюджетного учета и т.д.

Всем бюджетным организациям разрешено вести в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, которая необходима для внутренних пользователей.

Как уже отмечалось ранее, учреждения, носящие социальный характер, финансируются за счет средств государственного федерального бюджета. Из этого следует, что указанные бюджетные организации являются собственностью Федерации, а соответственно, их управление находится в ведении федеральных органов государственной власти. Однако существуют также организации, которые находятся в ведении органов местной власти и по тому же принципу, являются собственностью субъектов РФ и финансируются за счет бюджетных средств субъектов РФ. Что же касается социальных служб, для которых предусмотрены иные формы собственности, то их финансирование осуществляется за счет средств тех источников, которые указаны в их Уставе и учредительных документах. Такими источниками могут являться средства от кредиторов, предпринимательской деятельности, от ценных бумаг, пожертвований и т.д.

Все средства, которые поступают на содержание бюджетных организаций, должны проходить обязательный учет. Этот учет осуществляется на основе смет расходов, которые специально утверждаются и являются финансовым документом, в котором отражен объем, распределение денежных средств. При этом, стоит отметить, что тот объем денежных средств, который указан в поквартальном финансовом документе, является предельным. Это означает, что строго запрещается расходовать сумму, больше указанной.

В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трёх частей:

  1. в 1 части указывают наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется, и свод расходов по статьям с распределением по кварталам;
  2. во 2 части отражают показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые;
  3. в 3 части приводят расчёты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным её элементам.

Расходы бюджетных учреждений можно разделить на капитальные вложения и текущее содержание учреждения, которые состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов. Административно-хозяйственные расходы представляют собой расходы, которые необходимы на содержание сотрудников, их командировки, покупку необходимого инвентаря и т.д. Таким образом, операционные расходы - это те затраты, которые определяют осуществление операций в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Объем средств рассчитывается исходя из того, чем занимается предприятие, каков объем этой деятельности и сколько было фактически исполнено от запланированного за предыдущий год. Прежде чем составить проект смет, бюджетные организации предоставляют подробные расчеты расходов, при этом внутри группируя отдельные расходы. Все затраты делятся на виды и целевое значение, при этом следует учитывать тот факт, что при планировании расходов необходимо следовать принципу экономии. Также сметы проверяются на целесообразность затрат, также на тот факт, соответствуют ли они объему той работы, которая осуществляется учреждением.

Смета утверждается после того, как будет утвержден бюджет, из которого впоследствии она будет финансироваться. В уже утвержденной смете будет указана сумма, которая будет выделена на нужды учреждения. Принцип единства системы бухгалтерского учета - это важный принцип, так как позволяет правильно учесть все доходы и расходы бюджета. Таким образом, осуществляется учет расходов бюджета. Что же касается учета тех доходов и расходов, которые поступают из источников, не относящихся к федеральному бюджету , то он осуществляется при помощи так называемого Плана счетов бюджетных учреждений с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников [7].

Предприятия, которые осуществляют свою деятельность в сфере социальной работы, производят учет при помощи составления балансов исполнения сметы расходов. Баланс исполнения сметы расходов представляет собой финансовый документ, где указывается сумма, выраженная в денежном эквиваленте, которая отражает источники образования и целевого назначения. Такой вид учета представляется в виде таблицы, которая имеет две части: актив и пассив. Актив-это информация о средствах, которые имеет учреждение и в каком виде, то есть их размещение. Пассив представляет собой сведения об источниках финансирования. При этом и актив и пассив включает в себя статьи, в которых можно найти наименование отдельных видов средств и источников, а те статьи, которые носят однородный характер, объединяются в разделы [10]. Таким образом, баланс исполнения сметы является важным и необходимым документом при управлении социальным учреждением, так как в данном документе мы можем найти объем тех расходов, которые произведены учреждением. Основанием для составления баланса при этом являются бухгалтерские записи, которые должны подтверждаться оправдательными документами.

References

1. Dontsova L.V. Voprosy gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki: osnovnye napravleniya i formy [Tekst]/L.V. Dontsova. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2000. - №4. - S. 34-40.

2. Dontsova L.V. Analiz professional´noy motivatsii kak faktora finansovykh riskov byudzhetnogo protsessa [Tekst]/ L.V. Dontsova, E.R. Mubarakshina. Risk: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya. - 2013. - №4. - S. 304-308.

3. Dontsova L.V. Metody analiza i kontrolya riskov byudzhetnogo protsessa[Tekst] / L.V. Dontsova// Ot nauchnykh idey k strategii biznes-razvitiya: sb. nauch. tr. i rezul´tatov sovmestnykh n.-i. proektov. - M.:TEZAURUS. - 2015. - S. 188-193.

4. Ermakova L.V. Neobkhodimost´ sudebno-bukhgalterskoy ekspertizy v sovremennykh usloviyakh modernizatsii ekonomiki Rossii [Tekst]/ L.V. Ermakova, O.V. Dedova, A.E. Mel´guy. Nauka Krasnoyar´ya. - 2016. - №3-3(26). - S. 36-44.

5. Katkov Yu.N. Uchetno-kontrol´nye sistemy i biznes-analitika v innovatsionnom razvitii organizatsiy: modeli, skhemy i sposoby prakticheskoy realizatsii [Tekst]: monografiya / Yu.N. Katkova, N.N. Kovalevoy. - Bryansk: Novyy proekt, 2015. - 224 s.

6. Kovaleva N.N. Sotsial´nyy audit v prizme sotsial´noy otvetstvennosti organizatsiy [Tekst] / N.N. Kovaleva, Yu.A. Dvoretskaya. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - №3. - S. 278-283.

7. Kovaleva N.N. Kontseptual´nye podkhody po formirovaniyu nefinansovoy sotsial´noy otchetnosti [Tekst] / N.N. Kovaleva// Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta.- 2011. - №3. - S. 279-282.

8. Kovaleva N.N. Sotsial´naya korporativnaya otchetnost´ - instrument sotsial´noy otvetstvennosti biznesa [Tekst] / N.N. Kovaleva// Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. - 2012. - №2. - S. 33-38.

9. Kuznetsova O.N. Vybor optimal´noy struktury istochnikov finansirovaniya ekonomicheskogo sub´´ekta [Tekst] / O.N. Kuznetsova, O.Yu. Gar´kavenko. Molodoy uchenyy. - 2016. - №9 (113). - S. 614-617.

10. Mel´guy A.E. Bukhgalterskiy uchet i analiz [Tekst]: ucheb. posobie / A.E. Mel´guy [i dr.]. - Bryansk: Ladomir, 2012. - 339 s.

Login or Create
* Forgot password?