OF MANAGEMENT ACCOUNTING AT THE AGRICULTURAL UNIVERSITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Review of the existing kinds of accounting systems in the state agricultural universities. The diversity of accounting inherent in the establishment of modern, fully do not allow the head to have information for the evaluation of the university. Management accounting in the public sector - a phenomenon quite new. Necessity of acceptance of timely management decisions aimed at improving the efficiency of the institution, demanded from the head of the introduction of new forms of governance. One of them is the system of management accounting. The authors give a detailed description of the administrative account and offered some form of management reporting for universities.

Keywords:
state agricultural universities, management accounting, accounting, management reporting
Text

С принятием Федерального закона № 83-ФЗ изменились условия функционирования бюджетных учреждений, в том числе в образовательной сфере. В частности, важные изменения произошли в механизме финансирования деятельности государственных образовательных учреждений, которые были переведены со сметного финансирования на финансовое обеспечение государственного задания. А это определило новые задачи перед вузами.

Государственные сельскохозяйственные вузы в условиях рыночных отношений крайне нуждаются в оперативной информации, характеризующей эффективность использования производственных ресурсов и целевое использование финансовых ресурсов. Данная информация формируется в системе управленческого учета, которая используется для исчисления себестоимости образовательных услуг и выполненных работ.

Сейчас стало очевидным, что вести внутренний управленческий учет необходимо для того, чтобы деятельность любого учреждения была максимально эффективной. В связи с этим проблема постановки управленческого учета в учреждениях образования и других бюджетных учреждениях стала особенно актуальной.

Большинство российских специалистов определяют управленческий учет как подсистему или самостоятельное направление бухгалтерского учета организации. Основное назначение такого учета состоит в обеспечении управленческого аппарата информацией для принятия решений, планирования, собственно управления и контроля. Таким образом, управленческий учет позволяет использовать финансовую и другие виды информации для достижении целей предприятия. Управленческий учет, в отличии от бухгалтерского, организуется исходя из целей и задач предприятия, он не регламентируется государством, служит лишь ин¬тересам самого предприятия. В этом и заключается его преимущество перед бухгалтерским учетом.

В нашей стране вопрос о формировании управленческого учета в бюджетных учреждениях стал актуальным в связи с реформированием бюджетного процесса в Российской Федерации, который был направлен на повышение эффективности бюджетных расходов.

В системе бухгалтерского учетавуза формируется информация о доходах и расходах, дебиторской и кредиторской задолженности, состоянии всех источников финансирования, об уплате налогов и т.д. Потребители этой информации - в основном внешние пользователи: налоговые органы, учредитель, вышестоящая организация, поставщики, покупатели. В связи с этим государственные сельскохозяйственных вузы в основном ограничиваются только ведением бухгалтерского учета в соответствии с Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 01.12. 2010 г. N 157н и от 16.12.2010 N 174н.

Вместе с тем, данные приказы фактически обязали бюджетников вести производственный учет, который включает в себя, в основном, учетно-расчетные процедуры, главной целью которых является определение затрат на оказание образовательных услуг и выполнение работ, а также расчет себестоимости за единицу образовательной услуги. Вузы оказывают образовательные услуги в рамках и сверх государственного задания. В первом случае объем финансового обеспечения, направляемого в качестве субсидий на образовательные услуги, рассчитывается исходя из норматива финансирования на одного обучаемого и планируемого контингента студентов. Во втором случае заказчик самостоятельно оплачивает оказываемые услуги в соответствии с платой, установленной вузом. Все эти операции должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета с учетом установленных требований. Поэтому можно говорить о системе учета, которая формирует в соответствии с установленным законодательством полный объем всей информации о деятельности вуза.

Кроме того, вузы ведут еще налоговый учет. Его основной целью является формирование полной и достоверной информации для целей налогообложения хозяйственных операций. Кроме того, задачей данного учета является обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

В тоже время ни один из этих учетов не позволяет руководству иметь полную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. И здесь система управленческого учета действительно необходима в вузе для достижения конечных целей деятельности учреждения.

Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы мак¬симально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемле¬мости. Вопрос увеличения суммы внебюджетных средств, целевое и эффективное использование всех источников финансирования, своевременность принятия и исполнения необходимых решений - это лишь немногие задачи, которые решаются благодаря управленческому учету.

Несмотря на то, что первичная база всех перечисленных видов учета одинаковая, каждый факт хозяйственной деятельности классифицируется и отражается по-разному, учитывая требования отдельного вида учета. Таким образом, все виды учета отличаются своими целями, задачами, правилами ведения и конечными информационными результатами, представленными в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика видов учета

Критерий

 

Учет

Бухгалтерский (финансовый)

Управленческий

Налоговый

Обязательность ведения

Обязательно

 

Необязательно

 

Обязательно

 

Цель

 

Составление бухгалтерских документов для внешних и внутренних пользователей

Информационное обеспечение для внутреннего управления

 

Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов

Правила ведения

 

Приказы Министерства финансов РФ от 01.12. 2010 г. N 157н и от 16.12.2010 N 174н

Учетные принципы формируются вузом самостоятельно, исходя из целей и задач управления

Налоговый кодекс и другие нормативные акты

Пользователи информации

Внешние и внутренние пользователи

Внутренние пользователи

Внешние и внутренние пользователи

Основной внутренний документ, определяющий порядок ведения

Учетная политика

Учетная политика

Учетная политика

Основной объект учета и отчетности

 

Вуз, как юридическое лицо

Факультеты, кафедры или структурные подразделения вуза

Вуз, как юридическое лицо

Периодичность представления отчетности

Устанавливается законодательными нормативными актами

По мере необходимости

Устанавливается законодательными нормативными актами

В настоящее время существует ряд мнений о возможности гармонизации или интеграции разных видов учета для получения объективной и достоверной информации внешними и внутренними пользователями. Для определения эффективности принимаемых управленческих решений необходимо сопоставить расходы и результат. Результат деятельности государственных сельскохозяйственных вузов невозможно определить только в денежном выражении, так как результатом может быть качество предоставляемых образовательных услуг, степень удовлетворенности услугами и другие. Система учета должна быть нацелена на предоставление необходимой информации для управления и оценки эффективности деятельности с позиции внешних пользователей. В связи с этим систему учета сельскохозяйственных вузов можно представить как взаимосвязь нескольких видов учета.

В основе всего лежит первичный учет, который фактически формирует базу для всех других видов учета. Именно на стадии первичного учета происходит регистрация отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы и явления, происходящие в вузе. В последствии эта информация становится основой для ведения бухгалтерского, налогового, а в какой-то мере и управленческого учета

В тоже время управленческий учет в бюджетных учреждениях связан с системой управления, а также и со всеми ее функциями и потому он должен включать в себя не только данные бухгалтерского учета, но и такие элементы как анализ, планирование, прогнозирование и другие. В системе управленческого учетаформируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности необходимых для целей управления. При этом ректор вуза самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер.

Конечной целью управленческого учета является формирование управленческой отчетности, необходимой для реальной оценки всего происходящего в вузе (рис. 1).

Рисунок 1. Формирование управленческой отчетности

Для сельскохозяйственных вузов всю управленческую отчетность предлагается разбить на три блока:

  • управленческая отчетность об использовании бюджетных средств;
  • управленческая отчетность о доходах и расходах за счет приносящей доход деятельности;
  • управленческая отчетность о деятельности структурных подразделений.

Состав, содержание и формы управленческой отчетности необходимо разрабатывать с учетом следующих принципов:

  • полезности;
  • оперативности;
  • понятности;
  • достоверности;
  • сопоставимости.

Мы считаем, что вопросы видов и сроков представления отчетности должны решаться ректором. В каждом вузе они будут отличаться в зависимости от размера вуза и требований руководителя.

Пример управленческой отчетности, отражающей использование средств бюджета, представлен в таблице 2.

Таблица 2. Виды расходов за счет бюджетных средств и их структура

Вид расхода

Код

КОСГУ

20_ год

20_ год

20_ год

Отклоне

ние,

+/-

сумма,

тыс.руб.

структура

%

сумма,

тыс.руб.

структура

%

сумма,

тыс.руб.

структура

%

Заработная плата

211

             

Прочие выплаты

212

             

И другие виды

               

ИТОГО

               

Пример управленческой отчетности, отражающей поступление и расходование средств от приносящей доход деятельности, представлен в таблице 3 и 4.

Таблица 3.Виды источников приносящей доход деятельности и их структура

Источники доходов

20__ год

20__ год

20__ год

 

Отклоне

ние,

+/-

Сумма, тыс. руб

Струк

тура,%

Сумма, тыс. руб.

Струк

тура,%

Сумма, тыс. руб.

Струк

тура,%

Платная образовательная

Деятельность

             

Доходы структурных

Подразделений

             

Доходы от выполненных

Работ, услуг

             

Доходы от НИОКР

             

Безвозмездные поступления

             

ИТОГО:

             

Таблица 4.Виды расходов за счет средств от приносящей доход деятельности и их структура

 

Вид расхода

Код

КОСГУ

20_ год

20_ год

20_ год

Отклоне

ние,

+/-

сумма,

тыс.

руб.

структура

%

сумма,

тыс.

руб.

структура

%

сумма,

тыс.

руб.

структура

%

Заработная плата

211

             

Прочие выплаты

212

             

И другие виды

               

ИТОГО

               

Пример управленческой отчетности о деятельности отдельных структурных подразделений представлен в таблицах 5 и 6.

Таблица 5. Поступление средств по НИОКР

Источники доходов

20__ год

20__ год

20__ год

 

Отклоне

ние,

+/-

сумма, тыс. руб.

струк

тура,%

сумма, тыс.

руб.

струк

тура,%

сумма, тыс.

руб.

струк

тура,%

Бюджетное финансирование

на науку

             

Хоздоговора за счет

средств заказчика

             

ИТОГО:

             

Таблица 6. Направления использования средств по НИОКР

Вид расхода

Код

КОСГУ

20_ год

20_ год

20_ год

Отклоне

ние,

+/-

сумма,

тыс.руб.

структура

%

сумма,

тыс.руб.

структура

%

сумма,

тыс.руб.

структура

%

Заработная плата

211

             

И другие виды

               

ИТОГО

               

Как показывает практика, осуществление контроля за финансовыми ресурсами вуза - это кропотливый, долгий процесс, требующий высокой квалификации и оперативности работы со стороны всех служб учебного заведения. Предложенные формы отчетности позволят более оперативно решать эту задачу.

В целом подводя итог, необходимо отметить, что главным аргументом необходимости управленческого учета в вузе является экономическая среда, которая привела к совершенно новым условиям деятельности государственных сельскохозяйственных вузов. Однако при внедрении системы управленческого учета перед вузами будут стоять многие проблемы: необходимость обучения персонала, дополнительные финансовые расходы, сопротивление коллектива нововведениям и многие другие. Но конечный результат повысит эффективность деятельности вуза по многим направлениям, и в первую очередь позволит более эффективно использовать свои финансовые ресурсы с целью повышения качества образовательной услуги.

References

1. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast´ vtoraya ot 31 iyul. 1998g. № 146-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 16 iyul. 1998g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 17 iyul. 1998g.

2. Federal´nyy zakon ot 08.05.2010 N83-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel´nye zakonodatel´nye akty RF v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozheniya gosudarstvennykh (munitsipal´nykh) uchrezhdeniy».

3. Prikaz Minfina Rossii ot 01.12.2010 № 157n. «Ob utverzhdenii Edinogo plana schetov bukhgalterskogo ucheta dlya organov gosudarstvennoy vlasti (gosudarstvennykh organov), organov mestnogo samoupravleniya, organov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami, gosudarstvennykh akademiy nauk, gosudarstvennykh (munitsipal´nykh) uchrezhdeniy i Instruktsii po ego primeneniyu».

4. Prikaz Minfina Rossii ot 16.12.2010 № 174n. «Ob utverzhdenii Plana schetov bukhgalterskogo ucheta byudzhetnykh uchrezhdeniy i Instruktsii po ego primeneniyu».

5. Lamovskaya O.G. O byudzhetnom finansirovanii agrarnykh vuzov [Tekst]/O.G. Lamovskaya. Vestnik agrarnoy nauki Dona.- 2014.-№1. - S.76-81.

6. Manyaeva V.A. Upravlencheskiy uchet dokhodov i raskhodov vysshego uchebnogo zavedeniya[Tekst] /V.A. Manyaeva, I.A. Svetkina. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh. - 2013. - № 18. -S. 34 - 42.

Login or Create
* Forgot password?