In the current economic environment, effective planning is becoming increasingly common among businesses. Many companies lose sales, lack of working capital, the prices for purchased goods, works, services skyrocketed, the tax burden is not reduced, the attraction of external borrowed funds is expensive, etc. Spend the extra money and do not want. Substantial mandatory payments, from which no escape, which I will remind myself with each new reporting (tax) period are tax payments. Non-payment or late payment established by the legislation of taxes and fees entails a negative impact on the business: fines and penalties, and additional dialogue with regulatory authorities in the form of cameral tax inspections, calling on the Commission to the tax office, etc. In this regard, the issue of tax planning to optimize business processes and avoid or reduce the tax risk is relevant and important.
tax risks, tax planning, tax benefit, unjustified tax benefit, the lessee, the lessor, the residual value, the lease payments
Налоговый риск для налогоплательщика - это вероятность события, которое может оказать отрицательное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность в результате доначисления налога, начисления штрафа и пени.
Анализ и оценка налоговых рисков могут быть проведены на разных этапах финансово-хозяйственной деятельности организации. Однако наиболее эффективно еще до начала деятельности или реорганизации провести комплексный анализ всех возможных налоговых рисков, оценить возможные последствия этих рисков, оптимизировать налоговые обязательства законными способами. Одним словом, провести налоговое планирование.
При этом важно помнить, что налоговое планирование подразумевает именно законную оптимизацию налоговых обязательств, основанную на принципах добросовестности и разумности налогоплательщика. Среди законных способов налоговой оптимизации можно выделить предоставляемые законодательством льготы, освобождение от налогообложения, отсрочки платежей и др. Таким образом, цель налогового планирования в грамотном использовании всех возможных способов оптимизации налоговых обязательств, получении обоснованной налоговой выгоды.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
Оценивая уровень налогового риска, необходимо руководствоваться нормами законодательства; официальной позицией контролирующих органов (письма Минфина РФ, Письма ФНС РФ); судебной практикой.
При проведении налогового планирования можно выделить следующие этапы.
Этап 1. Анализ сферы деятельности налогоплательщика:
- определить вид (виды) экономической деятельности налогоплательщика;
- проанализировать особенности налогообложения конкретного вида экономической деятельности (например, освобождение от налогообложения);
Этап 2. Анализ операций, осуществляемых налогоплательщиком:
- выявить типовые операции, осуществляемые налогоплательщиком (например, продажа .товаров, работ, услуг и др.);
- проанализировать особенности налогообложения конкретной операции (например, использование ставки НДС 0%, исполнение обязанности налогового агента и др.).
Этап 3. Анализ положений учетной политики:
- проанализировать полноту раскрытия информации, необходимой для ведения бухгалтерского и налогового учета.
На каждом этапе налогового планирования выявляются нетипичные, редкие операции, спорные ситуации, при осуществлении которых высока вероятность ошибки. Проверке таких операций и ситуаций следует уделить особое внимание, чтобы избежать или хотя бы снизить уровень налогового риска.
По результатам проведенного анализа должен быть представлен отчет с указанием вида риска, суммы риска, оценки риски, действий по снижению риска и др. (таблица 1).
Вид риска - описание возможного риска.
Источники анализа - нормативно-правовые акты (НК РФ, ГК РФ и др.), судебная практика, разъяснения контролирующих органов и др.
Сумма риска - сумма расхода, налогового вычета, льготных операций, которые считаются рискованными, возможные начисленные штрафы, пени.
Оценка риска - вероятность того, что расход, налоговый вычет, льгота будет признана рискованный контролирующими органами.
Действия по снижению риска - конкретные действия налогоплательщика, помогающие избежать или снизить налоговый риск (подготовка дополнительных документов, отказ от вычета и др.).
Пример отчета по результатам анализа налоговых рисков может быть представлен следующим образом (таблица 1).
Вид риска |
Источники анализа |
Сумма риска |
Оценка риска |
Действия по снижению риска |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Руководитель группы _________________
Исполнитель ________________________
Рассмотрим на конкретном примере процедуру налогового планирования и оформление отчета по результатам ее проведения.
Пример 1. Анализ налоговых рисков (на примере лизинговых операций).
Организация ООО «МобилиРу» - лизингополучатель планирует приобрести автомобиль стоимостью 4 600 000 руб. для служебных целей (деловых поездок директора и руководящего состава).
Приобретение автомобиля планируется по договору лизингу сроком на один год с последующим выкупом автомобиля по условной цене 100 000 руб.
Автомобиль планируется учитывать на балансе лизингодателя.
Анализ налоговых рисков по операции «Приобретение автомобиля по договору лизинга с последующим выкупом»:
1. Особенностью лизинговых операций с транспортными средствами является то, что с момента передачи имущества, если иное не установлено договором, к лизингополучателю переходят риски его случайной гибели, порчи и хищения (п. 1 ст. 22 Федерального закона N 164-ФЗ, ст. 669 ГК РФ), а также право владения и пользования транспортным средством. При этом право собственности остается за лизинговой компанией (п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона N 164-ФЗ (в ред. от 28.06.2013 N 134-ФЗ)).
В связи с этим выкупную стоимость автомобиля целесообразно рассчитывать как остаточную стоимость после уплаты лизинговых платежей и устанавливать ее в договоре лизинга или в отдельном договоре купли-продажи.
2. Лизинговые платежи являются текущими, которые относятся к прочим расходам при исчислении налога на прибыль. При этом выкупная стоимость предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается, она составляет первоначальную стоимость амортизируемого имущества на момент перехода права собственности к лизингополучателю.
Общая сумма лизинговых платежей за год составит 4 500 000 руб. (4 600 000 руб. - 100 000 руб.).
3. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе, то есть сроком полезного использования свыше 3-х лет до 5-ти лет включительно.
Минимально возможный срок полезного использования автомобиля, который установит лизингодатель, составит 37 месяцев. Тогда после окончания срока действия договора лизинга (через 12 месяцев) на дату перехода права собственности на автомобиль срок его полезного использования остается существенным. При этом его выкупная стоимость (первоначальная стоимость для целей налогового учета у лизингополучателя) представляет собой символическую величину - 100 000 руб. в сравнении с рыночной стоимостью аналогичного автомобиля, который был в эксплуатации те же 12 месяцев.
Передать лизингополучателю автомобиль в собственность по остаточной стоимости, близкой к нулевой, возможно без налоговых рисков в том случае, если срок договора лизинга близок или практически совпадает со сроком полезного использования автомобиля.
В данной ситуации этот срок намного больше срока договора лизинга. Таким образом:
1) существует высокий риск непризнания суммы текущих лизинговых платежей в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль;
2) контролирующие органы могут увидеть безвозмездный характер в отношении купли - продажи предмета лизинга при символической выкупной стоимости.
Следовательно, во избежание налоговых рисков рекомендуется либо увеличить срок действия договора лизинга с тем, чтобы остаточная стоимость соответствовала реальной стоимости автомобиля с учетом износа, или оформить дополнительное соглашение об увеличении выкупной цены автомобиля.
Отчет по результатам анализа налоговых рисков
Вид риска |
Источники анализа |
Сумма риска, руб. |
Оценка риска |
Действия по снижению риска |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Непризнание всей суммы текущих лизинговых платежей |
Договор лизинга |
3040540,56 (см. расчет) |
Х |
Увеличение срока договора лизинга или увеличение выкупной стоимости |
||
Безвозмездная передача автомобиля |
Договор лизинга |
Рыночная стоимость автомобиля |
Х |
Увеличение срока договора лизинга или увеличение выкупной стоимости |
Расчет:
1) Ежемесячная сумма лизинговых платежей по договору лизинга сроком на 12 мес.: 4 500 000 руб./12 мес. = 375 000 руб.
2) Ежемесячная сумма лизинговых платежей по договору лизинга сроком на 37 мес. (пропорционально сроку полезного использования): 4 500 000 руб./37 мес. = 121 621,62 руб.
3) Завышенная сумма расхода за год: (375 000 руб. - 121 621,62 руб.) * 12 мес. = 3 040 540,56 руб.
Руководитель группы _________________ Иванов А.С.
Исполнитель ________________________ Белова Е.Ю.
1. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast´ vtoraya ot 31 iyul. 1998g. № 146-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 16 iyul. 1998g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 17 iyul. 1998g.
2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast´ vtoraya ot 26 yanv. 1996g. № 14-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 22 dek. 1995g.
3. Federal´nyy zakon ot 29.10.1998 № 164-FZ «O finansovoy arende (lizinge)».
4. Postanovlenie Pravitel´stva RF ot 01.01.2002 № 1 «O Klassifikatsii osnovnykh sredstv, vklyuchaemykh v amortizatsionnye gruppy».
5. Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 12.10.2006 № 53 «Ob otsenke arbitrazhnymi sudami obosnovannosti polucheniya nalogoplatel´shchikom nalogovoy vygody».
6. Vasilenko A.A. Modernizatsiya nalogovoy sistemy. Epokha nalogovoy konkurentsii [Tekst] / A.A. Vasilenko. Ekonomicheskie issledovaniya. - 2014. - №2 (14). - S. 20-21.
7. Efremova E.I. Vnutrenniy kontrol´ nalogooblozheniya organizatsii [Tekst] / E.I. Efremova. Sinergiya ucheta, analiza i audita - osnova effektivnogo upravleniya mirovoy ekonomikoy: sb. nauch. tr. i rezul´tatov sovmestnykh n.-i. proektov. - M.: «Kul-print», 2014. - S. 163-164.
8. Malykh N.I Upravlenie nalogovymi riskami korporatsii [Tekst] / N.I. Malykh, N.A Prodanova. Finansovyy menedzhment. - 2015. - № 5. - S. 124-130.
9. Prudnikov V.M. Paradigma energeticheskoy bezopasnosti [Elektronnyy resurs]. Zhurnal ekonomicheskikh issledovaniy. - 2016. - 2 (4). -URL: http://naukaru.ru/journal/article/view/20965 (data obrashcheniya: 24.07.2016).