THE INSTITUTIONAL MODEL OF INTERACTION OF THE NATIONAL ECONOMY AND POWER
Abstract and keywords
Abstract (English):
The work deals with the institutional relations of the national economy and the electricity system as two interdependent units. According to the author should be considered their interaction in the process of economic development. Attention is paid to aspects such topics as institutional problems in the modeling of the interaction of the national economy and power, the theoretical basis of the creation of a particular model (the theory of contracts, theory of multiple interests), clarification of the classification of the institutions involved in the mechanism of interaction between the national economy and power, the goal of institutional modeling. The final result is the representation of institutional models, pointing to the complexity of the interactions of the national economy and power.

Keywords:
Institute, National economy, the power industry, institutional modeling, contract theory, theory of multiple interests
Text

Дестабилизация финансово-экономических условий и трудности с привлечением дополнительных инвестиций предопределяют необходимость рассмотрения всех аспектов развития национальной экономики, в том числе процесса взаимовлияния экономики и электроэнергетической сферы. Стабилизирующая роль и значение электроэнергетической сферы для общества не подлежит обсуждению. Электроэнергетическая отрасль является стратегически важной для национальной экономики. От качества работы энергетических объектов зависит функционирование практически любого предприятия. Эффективное электроснабжение влияет на экономическое развитие, научно-технический прогресс, стабильность жизни общества и др. Наличие больших запасов ископаемых энергоресурсов, определённые достижения в области сохранения и рационального использования энергии, активизация использования инновационных технологий, опыт использования регуляторов цен положительно влияют на энергетическую ситуацию в экономике страны.

Однако необходимо изыскивать новые базовые подходы для дальнейшего развития экономики разных уровней. То есть в современных условиях в экономической науке и практике особое место должны занимать исследования, посвящённые рассмотрению не только технико-технологических изменений, но и институциональных аспектов функционирования национальной экономики и ее отраслей. Глубокие и неоднозначные институциональные преобразования в электроэнергетике последних лет вызвали определённую напряжённость в обществе [1,2].Обычаи и традиции, бережное отношение к энерго- теплоресурсам могут служить эффективным заменителем формально-правовых институтов, обеспечивая тем самым экономию ресурсов в электроэнергетике.

Взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики имеют двусторонние направления. С одной стороны, состояние национальной экономики как системное образование положительно или отрицательно может влиять на развитие электроэнергетической сферы, с другой стороны, электроэнергетическая сфера как составная часть национальной экономики может либо сдерживать, либо ускорять ее развитие.

Сама электроэнергетика проходит стадию завершения реформирования, заключающуюся в формировании новых конкурентных отношений между субъектами энергетического рынка. Известно, что для регулирования и контроля было принято решение руководствоваться принципами конкурентного рынка, так как рыночные ценовые сигналы и предпочтения потребителей позволят более эффективно уравновешивать спрос и предложение и быстрее получить выгоду.

За последние годы в России осуществлялись целенаправленные мероприятия по созданию институциональных условий для стабильного функционирования национальной экономики, в том числе и электроэнергетической сферы, что позволило сконцентрировать потенциал для решения стратегических задач и снизить энергопотребление, и повысить энергоэффективность производства. Но следует заметить, что в процессе реформирования электроэнергетики недостаточно было обращено внимание на проблемы создания институциональной среды повышения энергоэффективности. А неустойчивая институциональная политика в электроэнергетической отрасли способствовала появлению проблем в установлении равновесия в развитии национальной экономики. В частности, правовые нормы не согласованы. Сложным является вопрос о соотношении Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и специальных федеральных законов в сфере электроэнергетики: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (35-ФЗ) и Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (261-ФЗ). Некоторые подзаконные акты не полностью соответствуют ГК РФ, например Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (ПП1). К институциональному аспекту относится и то, что население постепенно переходит от свободного энергопотребления к энергосберегающему типу поведения.

В целом, успешность энергетической сферы зависит от правильно выстроенных институциональных отношений с национальной экономикой, которые могут моделироваться по разным подходам. Благодаря применению институционального моделирования значительно усиливаются возможности конкретного анализа взаимовлияния экономики и электроэнергетики.

Практическими задачами институционального моделирования являются: анализ места и роли институтов в происходящих изменениях; институциональное прогнозирование, выработка управленческих решений на всех уровнях институциональной структуры .

Схематично можно создать модель взаимодействия экономики и электроэнергетики через посредничество институтов (рис.1).

Рис. 1. Институциональная модель взаимодействия экономики и электроэнергетики

 

Данная простая модель показывает направления взаимоотношений экономики и электроэнергетики через сеть совместных институтов, например через институт собственности.

Для построения более конкретной институциональной модели взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики необходимо определиться с теоретическими основами их взаимодействия. К таким теориям по принципу установления равновесия можно отнести учение о «коробке» Ф. Эджоурта, концепцию Парето-эффективности, теорию контрактов, теорию множественности интересов, теории игр, в которых предполагается изучение поведенческих реакций различных экономических агентов (домашних хозяйств, энергокомпаний и т.д.) как контрагентов.

Так, в теории контрактов преобладает анализ заключения энергоконтрактов. В частности, по данным статистики Верховного арбитражного суда России (ФАС), количество судебных дел о заключении и исполнении договоров энергоснабжения с каждым годом имеет тенденцию к увеличению. Энергосервисный контракт как особая форма договора, направлен на экономию эксплуатационных расходов благодаря внедрению технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности. Каждый вид контракта включает в себя затраты до его заключения, в процессе заключения и после заключения. Стоимость внедрения энергопаспортов, договоров в энергоообслуживании составляют определённую долю в издержках в энергосберегающих мероприятиях. Административные барьеры при входе компании на рынок (разрешающие и / или запрещающие меры, получение доступа к льготному кредиту, выделению субсидий, контрактов на государственные или муниципальные закупки и т.д.); ограничения, связанные с допуском товаров на рынок (институт стандартизации и сертификации); транзакционные издержки предпринимателей (контроль и надзор, многочисленные формы обязательной отчетности) существенно влияют на стоимость энергоконтрактов, соответственно оказывают влияние на результативность деятельности фирмы.

Теория множественности интересов основана на изучении поведения участников энергетического рынка. К объектам их интереса относятся тарифы на энергию, энергобезопасность, инвестиционный интерес и т.д. В стратегии развития институциональной среды огромное значение имеет субъективно-психологическая и оценочная сторона поведения конкретного потребителя и производителя услуг, которая может играть ведущую роль в формировании институтов рынка. Важнейшим направлением институциональной политики при реформировании электроэнергетики страны стало обеспечение защиты института собственности. Созданные институциональные организации в отрасли, такие как Общественное объединение - «Всероссийский Электропрофсоюз» (ВЭП) и Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл)» способствуют укреплению институциональной среды национальной экономики и защищают интересы участников энергорынка. А ассоциация «НП Совет рынка» обладает исключительной компетенцией, в частности, только он принимает окончательное решение о допуске лица (потребителя, производителя) к торговой системе оптового рынка, о включении в соответствующий реестр, регламентирует процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка, устанавливает регламент взаимодействия субъектов электроэнергетики в рамках оптового рынка и т. д. [3}Кроме того, действуют Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии (ОАО «АТС»), Системный оператор Единой энергетической системы (ОАО «СО ЕЭС»), Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ПАО «ФСК ЕЭС»), Центр финансовых расчётов (ОАО «ЦФР»).

Поиск баланса между всеми участниками рынка напрямую также влияет на создание эффективной институциональной среды. В 2012 г. преподаватели Гарвардской бизнес-школы Элвин Рот и Ллойд Шепли из Университета Калифорнии за решение «центральной проблемы для экономики: как наилучшим способом свести друг с другом различных (экономических) агентов получили Нобелевскую премию.

В целях выполнения исследовательской задачи необходимо уточнить классификации институтов, задействованных в механизме взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики. Конкретная институциональная модель взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики должна учитывать основных носителей институты общества и экономики, которых условно можно разделить на группы:

 

  • федеральные, региональные и местные органы, регулирующие деятельность энергосервисных компаний на определённой территории;
  • потребители энергосервисных услуг в разных отраслях и сферах (промышленные предприятия, предприятия жилищно-коммунальных хозяйств, сферы услуг и т.д.);
  • генерирующие, энергосбытовые и энергосервисные компании;
  • саморегулируемые организации. Выделение в самостоятельную группу объединений исполнителей энергосервисных услуг связано с требованием законодательства по обязательному участию энергокомпаний в саморегулируемых организациях.
  • институты, регулирующие поток финансово-денежных ресурсов.

 

Носители институтов могут быть в партнерских и властных отношениях, которые проявляются в формальных и неформальных уровнях. Соответственно, необходимо обратить внимание на особенности учета их поведенческих интересов в институциональном моделировании. Можно согласиться с предложением Клейнера Г.Б. о необходимости использования понятия «института причастности», носитель которого включает всех лиц (агентов), участвующих в деятельности хотя бы одного из институтов. Институт причастности, таким образом, делит всех агентов на три группы:

 

  • лиц, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к данному институту;
  • лиц, не имеющих в данный период никакого отношения к данному институту, но потенциально могущих быть участником института;
  • лиц, не входящих в потенциальный носитель данного института [4, с. 44].

 

Вышеназванные институты постоянно работают друг с другом, объединяясь в различные более или менее устойчивые внутренние организационные структуры.

При оставлении институциональной модели взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики необходимо учитывать институциональные изменения, происходящие во взаимодействии национальной экономики и электроэнергетики, и которые выражаются в создании новых правил поведения и, соответственно, в отказе от прежних правил и норм. В частности, законодательная отмена института зимнего времени повлияла на рост или снижение затрат на электроэнергию. В целом, институциональные изменения на уровне национальной и отраслевой экономики могут быть координированными, противоречивыми и взаимоприемлемые, скрытыми и прозрачными и т.д.

Первоосновой институциональных изменений является изменение формальных норм. Но оно может привести к изменению неформальных норм. Особенно это наглядно видно на примере нормативного влияния на цены (тарифы) энергоуслуг на поведение хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. Еще Д. Норт отметил, что «институты меняются, и самым важным источником их изменений являются фундаментальные изменения в соотношении цен» [5. с. 109].

Взаимодействие институтов национальной экономики и электроэнергетики можно моделировать на основе выделения их роли. Например, оно выполняет регулирующую функцию, т.е. имеется в виду формирование с помощью институциональных правил алгоритма поведения субъектов экономики и электроэнергетики.

Также через институциональное взаимодействие происходит распределение экономических ресурсов. При этом формируется сеть институтов, способствующих установлению равновесия между интересами контрагентов. К таким институтам относятся коммерческие банки, торговые биржи, страховые компании, организации государственной закупки.

Большое значение имеет информационно-коммуникационная роль взаимодействия институтов национальной экономики и электроэнергетики, которая влияет на снижение уровня риска и неопределённости в поведении фирм.

В целях получения дополнительной информации по поводу использования институтами электроэнергетики, мною был проведен социологический опрос представителей энергобизнеса РФ. В опросе участвовали более представители ОАО «Казэнерго», ООО «Башкирская генерирующая компания», ООО «Башкирэнерго», ОАО «Генерирующая компания» и т.д. В анкету, к видам основных экономических институтов, задействованных в механизме взаимодействия экономики и электроэнергетики России, были включены такие институты, как:

 

  • «инвестиционный и предпринимательский климат и риски»,
  • «коррумпированность, административные барьеры»,
  • «качество, результативность и открытость управления»,
  • «прозрачность и открытость экономической деятельности»,
  • «защита прав собственности, безопасность ведения бизнеса»,
  • «доступ к инфраструктуре».

 

По результатам анализа данных было выявлено, что на вопрос «Как Вы определите ситуацию, сложившуюся сегодня в институциональной среде электроэнергетики?», 23 % ответили, «как хорошая», 37 - «в целом удовлетворительная», 25 % - «напряженная, ощущается несовершенство законодательства».

Несмотря на латентность институциональных показателей в качестве индикаторов институциональных изменений могут быть использованы уровень оценки респондентами состояния использования институтов в экономике и электроэнергетике, изменение формальных институтов; влияние неформальных норм на развитие электроэнергетики. В частности, хищение электроэнергии - одна из наиболее актуальных проблем российской энергетики. Если в европейских странах объем хищения не превышает 4%, в США - 1-2%, то во многих регионах нашей страны он доходит до отметки 18-30% от общего объема потребляемой электроэнергии. По мнению экспертов, половина от указанной цифры - так называемые технические потери, другая половина - неучтенное потребление электроэнергии, проще говоря - воровство [6].

Моделирование институциональных отношений электроэнергетической сферы и национальной экономики позволит создать целостную картину системного развития общества. За последние годы большее развитие получили модели, в которых основным поведенческим мотивом участника сделки (рынка) являются экономические ожидания. Но в институциональном ракурсе целью моделирования является определение соответствия институциональной структуры электроэнергетики к уровню решения социально-экономических задач обществом. Институциональная структура - совокупность определенным образом упорядоченных институтов. Отдельные элементы институциональной структуры, противоречащие развитию экономики, со временем отмирают.

Для достижения поставленной цели можно строить модель с большим числом институтов, в частности, с использованием аппарата множественной регрессии, в которой определяется влияние каждого выбранного на моделируемый результативный показатель.

Модель множественной регрессии имеет вид:

где - коэффициенты регрессии, показывающие на сколько единиц измерения увеличится (уменьшится) результативный показатель Y при условии, что соответствующие индикаторы институтов  увеличатся ровно на 1 единицу измерения; - свободный член, который не имеет самостоятельного институционального смысла.

Выбор институциональных показателей осуществляется критерием статистической значимости, который, в свою очередь, коррелируется с результативным показателем.

Эффективное и оптимальное сведение различных институтов имеет не только чисто экономическое значение, но и социальное и политическое значение.

В целом, гипотетически можно выделить следующую модель взаимодействия национальной экономики и электроэнергетической сферы (рис. 2)

Рис. 2 Институциональная модель взаимодействия национальной экономики и электроэнергетической сферы

К особенностям институционального взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики относятся высокий уровень взаимозависимости институтов; сокращенный временный лаг, большое влияние на общественное настроение населения, политизированность отношений. Огромное количество нормативных документов сферы электроэнергетики создаёт напряжение среди потребителей в реализации их права на получение энергоуслуг. В частности, законодательное поле экономической деятельности. Министр энергетики РФ А.В. Новак в Государственной Думе Федерального Собрания РФ в рамках Правительственного часа отметил, что «За 3 года по линии Минэнерго разработано 45 законопроектов, из которых 22 принято Государственной Думой и вступило в законную силу, а еще 5 на рассмотрении комитетов» [6]. То есть институциональная база электроэнергетики все время находится в совершенствовании.

Следует, однако, иметь в виду, что далеко не во всех случаях данные, полученные в результате институционального моделирования, могут использоваться непосредственно как готовые управленческие решения. Необходимо иметь в виду, что в реальной экономике строгая математическая формализации может себя не оправдать. В ней не могут найти полного отражения неформальные институты.

В целом, вопросы определения принципов и этапов моделирования институционального развития отрасли и национальной экономики относится к числу актуальных направлений развития институциональной теории. Для России на сегодняшний день результатом решения этих задач должно стать создание эффективной институциональной среды электроэнергетики на фоне замедлившихся темпов роста экономики в результате действий санкций со стороны ряда стран.

References

1. Burganov R.A. Methodological aspects of the driver of economic growth and energy// PONTE Journal. Vol. 7Z. Issue 5. May. 2016. 78-82 pp.

2. Burganov R.A., Zalyalieva S.E. Problemy institutsionalizatsii v elektroenergetike. Ekonomika regiona 2014, № 3. S. 159-166.

3. Assotsiatsiya «Nekommercheskoe partnerstvo Sovet rynka po organizatsii effektivnoy sistemy optovoy i roznichnoy torgovli elektricheskoy energiey i moshchnost´yu». http://www.np-sr.ru/partnership/documents/index.htm

4. Kleyner G.B. Evolyutsiya institutsional´nykh sistem. TsEMI RAN. M.: Nauka. 2004.240 s.

5. Nort D. Instituty, institutsional´nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki. M.: Nachala, 1997. S. 109.

6. Rossiya lidiruet po pokazatelyu khishcheniya elektroenergii. URL: http://www.eprussia.ru/news/base/2016/1764003.htm (data obrashcheniya: 19.08.2016).

7. Novak A.V. Doklad Ministra energetiki RF v Gosudarstvennoy Dume Federal´nogo Sobraniya RF v ramkakh Pravitel´stvennogo chasa. M. URl:. http://minenergo.gov.ru/node/3349‎ (10.06.15. (data obrashcheniya: 12.08.2016 g.).

Login or Create
* Forgot password?