The article is devoted to an actual problem of Russian business and society - social responsibility of capital, which has become the key in the monograph of E.N. Titova "The ideology of the Old Believer entrepreneurship XVIII - early XX centuries."
history of economic thought, entrepreneurship, corporate social responsibility, management ethics
Как известно, в Российской Федерации в 1990-е гг. были приняты законы, легализирующие частное предпринимательство, бизнес. Однако данные законы никак не регламентировали взаимоотношения бизнеса и общества: государство, рассчитывающее на «всесильную руку рынка», обусловило «внедрение» в стране так называемого капитализма «дикого Запада», западной жестко-прагматичной модели рыночной экономики, в которой индивидуализм и прибыль являются краеугольными камнями. Знаменитая фраза «что выгодно Форду – выгодно и Америке» раскрывает суть этого стиля. Отсюда сохраняющиеся жесткие схемы бизнеса и жесткая конкуренция. Вплоть до настоящего времени в российском бизнесе доминирует идеология быстрого обогащения. И хотя в последнее время наблюдается тенденция к смягчению и некоторой социальной ориентации, бизнес начинает чувствовать свою социальную ответственность, все же сохраняется приоритет финансовых показателей перед моральными ценностями. Отсюда и жесткие методы конкурентной борьбы: взять, к примеру, недавний случай в Тульской области, где за подготовку убийства хозяина сети супермаркетов «Спар» был задержан конкурент бизнесмена – хозяин сети «Лакмин» Валерий Бокатуев [1]. В связи с подобными явлениями вопросы этики хозяйствования и этики предпринимательства все чаще становятся предметами специального изучения и обсуждения. Так, Международный институт менеджмента ЛИНК в России предлагает своим клиентам многочисленные курсы по этике предпринимательства, пытаясь, тем самым, приучить к этичному ведению бизнеса. Но подобные обучающие программы зачастую не работают, потому что должны соответствовать историческим традициям хозяйствования. В данном случае, надо актуализировать российские принципы этики предпринимательства, которые были органично сформулированы российским предпринимательством (причем, намного раньше английских), и которые соответствовали историческому опыту хозяйствования. Рецензируемая работа Е.Н. Титовой «Идеология старообрядческого предпринимательства XVIII – начале XX вв.» как раз представляет собой попытку подобной актуализации, а потому особенно своевременна [2]. Различным проблемам этики предпринимательства и менеджмента посвящены работы автора предшествовавшие данной монографии [3-4].
В монографии «Идеология старообрядческого предпринимательства XVIII – начала XX вв.» автор проанализировала особенности идеологии предпринимательской практики староверов. Именно старообрядцы в дореволюционной России были лидерами в предпринимательской среде: Бугровы, Гучковы, Демидовы, Кузнецовы, Мальцевы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Сироткины, Солдатенковы, Трындины и др, - все это старообрядческие семьи, освоившие определенное направление российской экономики. Например, Матвей Сидорович Кузнецов – «фарфорофаянсовый король России»: созданный им «бренд Гжель» до сих пор широко известен и пользуется покупательским спросом. Или Демидовы – лидеры отечественной металлургии. И, как следует из исследования Е.Н. Титовой, они были не просто лидерами предпринимательства, они были активны в социальной сфере: Т.Д. Ануфриев, главный бухгалтер старообрядческой Никольской Морозовской мануфактуры, посетив Англию в 1893 г., отмечал в своих записях, что английские предприниматели не озадачивают себя заботами о «квартирном и харчевном довольствии рабочих», в отличие от российских; по масштабам проводимых социальных мероприятий отечественные предприниматели-староверы зачастую опережали само российское правительство, так и нормы обязательных рекомендаций властей [2, с. 5]. «Например, старообрядец Тимофей Саввич Морозов, - пишет автор, - до официального принятия в России закона о детском труде, ввел на своих фабриках 7-часовую рабочую смену для детей до 13 лет и обязал своих управляющих следить за тем, чтобы дети в обязательном порядке посещали фабричную школу не менее двух часов в день. На заводах и фабриках многих предпринимателей из среды старообрядцев со второй половины XIX столетия осуществлялась значительная для того времени «социальная программа»: строились школы, больницы, детские сады и ясли, родильные дома, создавались «кассы невест» и т.п.» [там же].
Результаты авторского исследования международного и российского опыта управления и построения бизнеса, российских исторических традиций в данной сфере показывают, что для повышения эффективности функционирования российской модели бизнеса, для сглаживания противоречий между бизнесом и обществом, которые имеют место в нынешней российской действительности, необходимо:
- Обратить внимание на особенности выстраивания бизнеса на старообрядческих предприятиях, где этические критерии при создании предприятия или открытия банка были приоритетными. Как обращает внимание автор, на «созидание» дела уходили годы, которые не пугали бизнесменов. Не было у них тактики моментального обогащения. Первоочередной задачей стояло «заслуживание» авторитета и доверия клиентов, прежде всего, высоким качеством продукции. Староверы не ждали скорых результатов, стремительной прибыли и сверхприбыли. Совершенно отсутствовала практика манипулирования и уговоров [2, с.90-93]. Подобная этика способствовала улучшению обстановки не только внутри предприятия, но и отношениям в обществе, отсутствию судебных исков, обращений к правительству.
- Совершенствовать систему подбора управляющего персонала, учитывая отечественный исторический опыт в данной сфере. Принцип и «честь дела» были основными критериями при отборе управляющих и банковских служащих, потому что главной целью отечественные предприниматели ставили не «наживу», а «принцип и честь дела». Е.Н. Титова для обоснования данного положения подняла примечательный документ: конфидециальную записку Михаила Рябушинского, предназначенную для внутреннего пользования среди руководителей банка Рябушинских, в которой он называет приоритетные личные качества служащих при подборе персонала [2, с.93-97]. Всего им выделено девять категорий: «1) с сердцем и честью, 2) умные, 3) осторожные, 4) деловые, 5) ловкие, 6) посредственные, 7) глупые, 8) ленивые, 9) недобросовестные». На руководящие должности, по мнению М.П. Рябушинского, должны быть выдвигаемы именно «люди с сердцем и честью», т.е. благородные. Современный бизнес таких критериев при подборе менеджеров высшего и низшего звена, не обосновывает. Сегодня честность, благородство, доброта необходимыми и приоритетными моральными качествами менеджера не называются. Однако, в традициях отечественного бизнеса, это было не так. Так, те же Рябушинские отслеживали перспективных управляющих в своей сфере. «Опыт показал, что всякое дело будет всегда зависеть от того, кто будет поставлен его вести. Это заставляет… непременно выбрать… лучших людей и дать им возможность проявить себя на самостоятельном деле, конечно, сохраняя за собой общее руководство для объединения, общности их действий, одного плана и цели. Необходимо теперь же наметить этих лиц, независимо от их положения в деле, где они занимаются теперь» [Цит по: 2, с. 95], — писал в 1916 году М.П. Рябушинский. Благодаря такому подходу создавалась преемственная связь традиций в отрасли. Автор обратила внимание, что отслеживанием общероссийских кадров и их привлечением на свои предприятия с очень высокими для того времени окладами (от 10 тысяч до 20 тысяч руб. в год) практически занимались все старообрядческие предприниматели. Так, талантливый выпускник физико-математического факультета В.Н. Оглоблин сразу по окончании в 1883 году университета получил должность помощника технического директора Прохоровской Трехгорной мануфактуры. С 1891 года он уже технический директор ситценабивной фабрики в г. Иваново–Вознесенске. Он пишет огромное количество работ по колористике, технологии окрашивания тканей. С начала XX века Оглоблин — руководитель Совета заведующих Никольской Морозовской мануфактурой [2, с. 96]. Также следует запомнить особую скромность успешных дореволюционных менеджеров, но при этом имевших железную волю, упорство. На эти же качества в современном менеджменте обратил внимание и западный исследователь Дж. Коллинз. В свете теории Коллинза успешность старообрядцев – предпринимателей очевидна, логична и обоснованна.
- Принять к сведению, что честность как необходимая черта деловых отношений в XIX столетии была обоснована академиком И. Янжулом, а «доверие» - только в XX веке Ф. Фукуямо. Исследователь Е.Н. Титова замечает, что еще раньше, в XVIII столетии, «честность» и «доверие» принимают в отечественном (старообрядческом) предпринимательстве практически-реализованный характер [2, с.87-88]. Основания этих этических требований выстраивания бизнеса - в российских традициях, где проблема совести принимает превалирующее значение. Совесть не позволяла заниматься элементарными спекуляциями на рынке. Автор приводит массивный фактический материал для подтверждения данного тезиса, в частности, случай: известнейший московский промышленник-старообрядец С.И. Четвериков, опубликовав в газете объявление, разыскал после более тридцати лет кредиторов своего отца, с которыми тот, заключив сделку, не смог полностью рассчитаться и заплатил всем, кого на тот момент удалось найти [2,с.82-88]. Купцы-старообрядцы очень гордились, например, возможностью объявлять «капитал по совести» для уплаты государственного налога. По мнению Титовой, честность предпринимателей-старообрядцев была настолько высока, что уже одно имя предпринимателя было гарантом доверия в сделках. В кругу старообрядцев-предпринимателей не любили и не уважали тех, кто имел в своем арсенале не совсем честные способы обогащения, или в основе которых был «неплатеж», или когда, по меткому слову одного из купцов-староверов, «выворачивали шубу, чтобы нажиться на сделке с кредиторами». Подобные явления считались неприемлемыми. Говорили, что лучше «потерять выгоду», чем потерять «совесть и честное имя» [2, с.85].
Таким образом, работа Е.Н. Титовой носит системный, обоснованный характер. Автору удалось обобщить, систематизировать, актуализировать научные знания по истории отечественной экономической мысли, выявить и проанализировать необходимость использования этих знаний, разработать комплекс теоретических положений и инструментальных средств системы социального управления и гармонизации взаимоотношений бизнеса и общества. В целом, монография отличается оригинальностью преподнесения материала, содержит актуальные темы, соответствующие сегодняшним потребностям экономики, будет полезна для соискателей научных степеней, магистрантов экономических и управленческих направлений, преподавателей, а также для профессиональных управленцев, работающих в бизнесе и государственных структурах.
1. Nezavisimoe izdanie. Tul´skaya pressa Elektronnyy resurs. 12.02.2016. http://www.tulapressa.ru/2016/02/belobragina-zakazal-vladelec-seti-lakmin/
2. Titova E.N. Ideologiya staroobryadcheskogo predprinimatel´stva XVIII- nachala XX vv. [Tekst] / E.N. Titova. - M.: INFRA-M, 2017.
3. Titova E.N. Eticheskie osobennosti mekhanizmov upravleniya v istorii Rossii XIX - nachala XX vv. [Tekst] / E.N. Titova. Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2010. №4. S. 14-29.
4. Titova E.N. Osnovnye printsipy «staroobryadcheskogo menedzhmenta» XIX veka [Elektronnyy resurs] / E.N. Titova. URL: http://naukaru.ru/journal/article/view/18909
5. Titova E.N. Etika predprinimatel´skoy deyatel´nosti staroobryadtsev Tekst / E.N. Titova. Rossiyskaya shkola sotsial´no - ekonomicheskoy mysli: istoki, printsipy, perspektivy. Materialy sessii pervogo Rossiyskogo ekonomicheskogo kongressa. M.: Izdatel´skiy dom «Ekonomicheskaya gazeta». 2010.S. 264-281.