With the process of European Integration of Higher education under way and the Russian Federation building up social, political, economic and cultural relations with its European partners, the development of intraurban, domestic and international academic mobility of Russian HE student is gaining momentum, attracting increasing numbers of HE institutions. The article analyses student academic mobility, focusing on the concepts of ‘mobility’ and ‘academic mobility’ as well as the students’ stance on academic mobility and the state policy in regard to the phenomenon. The author researches the dynamics of the Russian State University of Tourism and Service student participation in mobility schemes and presents the data collected in the course of a theme pilot testing surveying undergraduate and post-graduate students of the targeted university.
mobility, academic mobility, international academic mobility, students, masters, post-graduate students, Bologna process
Образовательная среда является многосвязной и инерционной системой. В качестве примера можно рассмотреть вариацию рабочего учебного плана, в котором перечень и последовательность изучения дисциплин задаются на начальном этапе учебного процесса, а отклик производится с запаздыванием во времени. Предположим в связи с изменениями, например, в законодательстве, на некотором этапе обучения возникла необходимость содержательной корректировки некоторой дисциплины, которая основывалась на предыдущих знаниях и компетенциях. В этом случае приходится вносить изменения в процесс как в учебной, так и в методической его составляющей. А это затрагивает почти всю последовательную цепочку, представленную ниже:
- разработка и утверждение образовательных программ;
- утверждение рабочих учебных планов;
- предоставление студенту возможностей выбора элективных курсов и своей образовательной траектории и построение на этих принципах годовых учебных планов;
- разработка календарных графиков учебного процесса;
- распределение и закрепление дисциплин за каждым преподавателем;
- построение оптимального как для студентов, так и для преподавателей расписания занятий;
- контроль текущей успеваемости студентов;
- учет и контроль промежуточной успеваемости студентов;
- организация и проведение итоговой аттестации выпускников.
Показанная схема во временной структуре является последовательным процессом, однако по содержательной структуре не является линейной. Ошибки в процессе реализации, нежелательные или неверные результаты хотя бы одной описанной составляющей процесса влияют на результаты образовательной деятельности и качество подготовки будущих специалистов. Контроль качества освоения учебного материала и по возможности быстрый отклик и корректировка действий должны происходить своевременно и постоянно.
1. Artiushenko V.M., Kos’ianov A. A. Dostizhenie neobkhodimoi dostupnosti vysokonagruzhennykh internet-serverov s ispol’zovaniem oblachnykh tekhnologii [Cloud technologies facilitating the necessary accessibility of high-load internet servers]. Informatsionnye tekhnologii. Radioelektronika. Telecommunikatsii (ITRT-2012): sbornik statei II mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Chast’ 1. Povolzhskii Gosudarstvennyi Universitet Servisa [Information technologies. Radioelectronics. Telecommunication (ITRT-2012): collection of articles, volume 1. II International Research-to-Practice conference with virtual participation. Volga Region State University of Service]. Tolyatti: PVGUS Publ., 2012. С.118-123.
2. Kriukova E. M. Optimizatsiia upravleniia korporatsiei s ispol’zovaniem veb-tekhnologii [Optimizing corporate management through web-technology application]. Servis plus. 2011. № 4. pp. 102-108.
3. Novikova N.G., Shchikanov A.Iu., Pogodin A.V., Gorbov L.S., Romanov V.A., Ermakov S.A., Shemenev V.A., Prots M. S. Svidetel’stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlia EVM № № 2013614148 [State Registration Certificate for computer software № № 2013614148].
4. Novikova N.G., Shchikanov A.Iu., Pogodin A.V., Gorbov L.S., Romanov V. A. Svidetel’stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlia EVM № 2013614021 [State Registration Certificate for computer software № 2013614021].
5. What Is Web 2.0- O’Reilly Media: ttp://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html (Accessed on December, 1, 2013).