Moskva, Moscow, Russian Federation
The article is devoted to the problem of school violence and the organization of safety in educational environment. The author provides some form of violence, gives their analysis in our country and abroad in the historical context and modern situation of development. The article defines the concepts of victimization, and bulling, cyberbullying and their correlation with individual characteristics of children, and provides methods of prevention and safe development of children in educational space of school.
school violence, victimization consciousness, bullying, cyberbullying, the humanization of relations in the school community
В современных условиях в образовательных учреждениях многих стран мира существует угроза безопасности детей, требующая необходимых действий не только со стороны администрации, педагогического коллектива, но и адекватных мер со стороны государственной системы образования [8; 11].
В зарубежной школе особенно остро стоит вопрос о насилии и агрессивном поведении детей. Когда насилие оказывается обычным явлением в образовательной среде, все учащиеся страдают от него в той или иной степени. Даже если ребенок не может быть фактической жертвой насилия в школе, он часто становится его свидетелем. Вопрос о безопасности школ за рубежом является серьезной проблемой для всех уровней власти — от местного до федерального. Школьные советы встречаются с учителями и родителями, чтобы выслушать их вопросы и предложения. Муниципалитеты и федеральные правительства принимают меры по повышению безопасности школ и сотрудничают с правоохранительными органами, горожане и родители информируются об особой опасности детской агрессивности на улицах и во дворах. Взрослое сообщество предельно серьезно осознает важность психологической безопасности в школах [3; 4; 7].
Некоторые эксперты утверждают, что насилие всегда существовало в школах, но многие прямо высказывают опасения в связи с ростом числа актов насилия в некоторых городских районах, показывая, что эти случаи достигли масштабов эпидемии. Это дестабилизирует нормальный образовательный процесс и негативно влияет на сознание многих школьников, укрепляя их в ощущении, что насилие является обычной частью школьной жизни. К сожалению, акты насилия в школах Запада происходятна всех возрастных уровнях.
Газеты пестрят сообщениями о драках в школьных дворах, имеются примеры яростных нападений не только на сверстников, но и на учителей, охранников и персонал школы, этим демонстрируется полное отсутствие уважения к власти, такие нападения часто приводят к травмам, а иногда и к смертельным исходам [6; 15].
1. Abramenkova V.V. Sotsial´naya psikhologiya detstva [The social psychology of childhood]. Moscow, PER SE Publ., 2008.
2. Abramenkova V.V. Teoreticheskie osnovy strategii bezopasnogo razvitiya detstva v Rossii [Theoretical Foundations of secure childhood development strategy in Russia]. Problemy natsional´noy strategii [Problems of National Strategy]. 2015, I. 2, pp. 119-136.
3. Abramenkova V.V. Obespechenie bezopasnosti detstva v obrazovatel´nykh uchrezhdeniyakh v Rossii i za rubezhom [Ensuring child safety in educational institutions in Russia and abroad]. Europe and contemporary Russia. Pedagogical theory integrative function in world educational domain. Proceedings of the X International Conference November 10-24, 2013. Paris, London, pp. 354-363.
4. Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost´ v obrazovanii [Psychological safety in education]. St. Petersburg, 2002. 271 p.
5. Berdyshev I.S. Mediko-psikhologicheskie posledstviya zhestokogo obrashcheniya v detskoy srede. Voprosy diagnostiki i profilaktiki [Medical and psychological effects of abuse among children. Questions diagnosis and prevention]. Sankt-Peterburgskoe gosudarstvennoe uchrezhdenie sotsial´noy pomoshchi sem´yam i detyam «Regional´nyy tsentr “Sem´ya”» Publ., St. Petersburg, 2005.
6. Zinov´eva N.O. Psikhologiya i psikhoterapiya nasiliya. Rebenok v krizisnoy situatsii [Psychology and psychotherapy violence. A child in a crisis situation]. St. Petersburg, Rech´ Publ., 2005. 248 p.
7. Leyn D.A. Shkol´naya travlya (bulling) [School-baiting (bullying)]. Available at: http://www. supporter.ru/docs/1056635892/bulling.doc (accessed 09 October 2010).
8. Ol´shanskiy D.V. Psikhologiya terrorizma [Psychology of Terrorism]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002.
9. Volkova E.N. Problemy nasiliya nad det´mi i puti ikh preodoleniya [The problems of child abuse and ways to overcome them]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 240 p.
10. Trott G.E. Deti Rossii: nasilie i zashchita [Deti Russia: violence and protection]. Moscow, 1997, pp. 127-130.
11. Abramenkova V.V., Minyaev A.S. Child Safety In School Emergencies. Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 5, 2012.
12. Arora C.M.J. Measuring bullying with the life in School checklist. Patoral Care in Education. 1994. I. 12, pp. 11-15.
13. Besag V.E. Bullies and Victims in Schools, Milton Keynes: Open University Press. 1989.
14. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. Cambridge, MA: Blackwell. 1993.
15. Rigby K. What children tell us about bullying in schools // Child Aust. 1997. I. 22, pp. 28-34. 16. Available at: http://www.radiovesti.ru/articles/2011-09-22/fm/ 11930/