The article deals with the phenomenon of hidden curriculum in terms of building the communicative competence when teaching a foreign language. The lingua-cultural competence, which is formed by studying linguistic and cultural concepts, is seen as principal in the process of developing the communicative competence. Based on the analysis of different interpretations of that concept, the author suggests his own variant of its definition and structure, subdividing hidden curriculum into the institutional one and the one related to a specific subject. He considers the axiological aspect of hidden curriculum to be dominant in language education. The author believes the discourse of language study books to be the main channel of the realization of hidden curriculum. He points out that in the discourse of study books hidden curriculum represents with a complex of different semiotic means which are possible to reveal by conducting a discourse analysis of the texts in those study books.
hidden curriculum, discourse, study books, language education, communicative competence, lingua-cultural competence, linguistic and cultural studies.
Адекватное восприятие социокультурных концептов носителей изучаемого языка лежит в основе коммуникативной компетентности, формируемой в процессе обучения любому иностранному языку. «Успешное сотрудничество с зарубежными партнерами предполагает знание и оперирование такими понятиями, которые отражают видение мира и национальную культуру представителя того или иного народа» [2, с. 5]. Иными словами, можно утверждать, что успешность ведения межкультурной коммуникации прямо обусловлена степенью развитости лингвосоциокультурной компетенции коммуникантов, являющейся краеугольным камнем их коммуникативной компетентности. За формирование данной компетенции в обучении иностранному языку отвечает лингвострановедение, материализуемое в учебных материалах и реализующее пласт содержания образования, официально утвержденного в образовательных стандартах, планах и программах. Однако, на наш взгляд, тексты языковых учебников могут также реализовывать скрытое, официально не утвержденное содержание образования посредством влияния их дискурса на концептосферу обучающегося. В результате этого влияния возможна трансляция восприятия социокультурных концептов носителей языка обучающимся, а значит, трансляция их норм и ценностей. На макроуровне это потенциально может приводить к культурной экспансии через преподавание языка, особенно если изучаемый язык широко распространен, а вербализуемая им культура сильна и притягательна. По-видимому, в основе механизма вышеуказанной трансляции лежит создание не-нейтрального контекста, в котором осуществляется обучение, а само скрытое содержание репрезентируется комплексом семиотических средств, которые можно обнаружить в результате дискурсивного анализа учебных текстов.
1. Braslavsky C. Curriculum. IBE, UNESCO, Geneva, 2003. Available at: www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/archive/AIDS/doc/ Braslavski_curriculum_RU.pdf
2. Voevoda E.V. Velikobritanija: istorija i kul’tura [Great Britain: Culture across History] Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (un-t) MID Rossii, № 2. Moscow, MGIMO-Universitet Publ., 2009. 221 p.
3. Kraevskii V.V., Lerner I.Ya. Teoreticheskie osnovy soderzhaniia obshchego srednego obrazovaniia [Theoretical Basiсs of Secondary School Curriculum]. Moscow, Pedagogika, 1983, 352 p.
4. Ovcharenko O.V. Kontseptsiia Shkol’nogo Kurrikuluma: U istokov teorii i praktiki [The Concept of School Curriculum: on the Origins of Theory and Practice], 2011. Available at: http://intkonf.org/ovcharenko-ov-kontseptsiya-shkolnogo-kurrikulumau-istokov-teorii-i-praktiki.html
5. Okol’skaia L.A. Ot shkoly k fabrike [From school to factory]. Otechestvennye zapiski [Annals of the Fatherland]. 2006, I. 3, pp. 160-166.
6. Okol’skaia L.A. Sotsializatsiia s tochki zreniia sotsial’nogo konstruktivizma i teorii sotsial’nogo vosproizvodstva [Socialization in Terms of Social Constructivism and Social Reproduction Theory]. Voprosy vospitaniia [Issues of Education], 2010, I. 1, pp. 25-33.
7. Okol’skaia L.A. Trudovye tsennosti i normy v soderzhanii uchebnikov dlia nachal’noi shkoly: segodnia i 20 let nazad [Labour Values and Norms in the Content of Primary School Studybooks: Today and 20 Years Ago], Voprosy obrazovaniia [Educational Studies], 2007, I. 2, pp. 68-85.
8. Sukhomlinskii V.A. Razgovor s molodym direktorom shkoly [Conversation with a Young Headmaster]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1982, 206 p.
9. Tubel’skii A.N. Uklad shkol’noi zhizni - skrytoe soderzhanie obrazovaniia [School Life and Its Implicit Education Content]. Voprosy obrazovaniia [Educational Studies], 2007, I. 4, pp. 177-180.
10. Frumin I.D. Tainy shkoly: zametki o kontekstakh [School Secrets: Notes on Contexts]. Krasnoiarsk, KGU Publ., 1999, 256 p.
11. Shishlova E.Eh. Gendernyj podhod v obrazovanii [Gender approach in education]. Аktualnye voprosy podgotovki specialistov mezhdunarodnogo profilya: smena paradigm [Modern problems of Training Internationally Oriented Specialists]. Moscow, MGIMO-University Publ., 2014, pp. 229-232.
12. Shishlova E.E., Kuritsyn I.A. Reprezentatsiia skrytogo soderzhaniia obrazovaniia v diskurse uchebnykh posobii po angliiskomu iazyku [Representation of Hidden Curriculum in EFL Textbooks (Gender Markers)]. Vestnik MGIMO-University Publ., 2014, I. 4, pp. 332-339.
13. Dewey J. Democracy and Education. Norwood, The Macmillan Company, 1916, 418 p.
14. Giroux Henry. Theory and Resistance in Education. London, Bergin & Garvey, 2001, 280 p.
15. Heinze T. Schülertaktiken. München, 1980, 276 p.
16. Henry J. Lernziel Entfremdung. Analysen von Unterrichtsszenen in Grundschulen // Der heimliche Lehrplan - Untersuchungen zum Schulunterricht. Weinheim, 1975, 173 p.
17. Jackson Ph. Life in Classrooms. New York, Teachers College Press, 1990, 183 p.
18. Perrenoud Ph. Curriculum: le formel, le réel, le cache. La pédagogie: une encyclopédie pour aujourd’hui. Paris, ESF, 1993, pp. 61-76.