ON SOME ISSUES OF IMPLEMENTATION OF THE LEGISLATIVE MECHANISMS VOLUNTARY DECLARATION INDIVIDUALS ASSETS AND ACCOUNTS (DEPOSITS) OF THE BANKS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the problems of implementation of legislative mechanisms for voluntary declaration of individuals and assets accounts (deposits) with banks. The causes of the capital outflow abroad as well as the unpopularity of voluntary declaration of foreign capitals in Russia are identified.

Keywords:
capital outflow, shadow economy, voluntary declaration, declaration, offshore companies, amnesty.
Text

В течение последних лет в России наблюдается негативная тенденция роста и развития теневой экономики [14], а также значительный отток капитала за рубеж. Так, по данным Центрального Банка РФ (ЦБ РФ), в 2012 г. отток капитала из России составил 53,9 млрд руб., в 2013 г. – 61 млрд руб., а в 2014 г. суммы достигли 154,1 млрд руб.[4].За 9 месяцев 2015 г. вывоз капитала частным сектором составил 45 млрд долларов США. При этом в третьем квартале 2015 г. был зафиксирован чистый ввоз в Россию капитала в размере 5,3 млрд долларов. По экспертным прогнозам, в 2016 г. вывоз капитала частным сектором станет еще меньше, так как будут действовать два сдерживающих фактора: сокращение внешних обязательств частного сектора и уменьшения у него ресурсов для конвертации в иностранные активы (ДОБАВИЛА ССЫЛКУ) [6]. Следует отметить, что под  чистым оттоком капитала понимается  разница между оттоком российского капитала  и притоком капитала иностранного. Анализируя создавшуюся экономическую ситуацию в стране, Е.Гурвич пришел к неоднозначному выводу, что, с одной стороны, уменьшается объем государственного долга, так как компании меньше берут кредиты за рубежом, а с другой – сокращается самая ценная часть притока иностранного капитала, т.е. прямые инвестиции [1].

Среди основных причин утечки капитала из государства отмечается погашение отечественным бизнесом своих внешних обязательств [5]. Между тем, имеет место и умышленный вывод имущества и денежных средств в иностранные государства с целью уклонения от исполнения налоговых обязанностей, сокрытия истинного размера налоговой базы физических лиц (имущества, денежных средств и др.).

В этой связи законодателем предпринимаются попытки преодоления подобных негативных обстоятельств посредством установления правовых механизмов декларирования зарубежных активов. Был разработан и принят Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» [16], основными целями принятия которого стали: обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц и защита их имущественных интересов, в том числе за пределами российского государства; снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

Таким образом, подобная легализация капитала затрагивает не только зарубежное имущество россиян, но и российское имущество, счета и капиталы, в том числе такие, которые были оформлены на подставных лиц. В этой связи гражданам предоставлена возможность добровольно представить в налоговые органы сведения об имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе в зарубежных), а также контролируемых иностранных компаниях путем подачи специальной декларации в налоговый орган по месту жительства (пребывания) декларанта или непосредственно в Федеральную налоговую службу. Важно отметить, что к налоговым последствиям добровольного декларирования физическими лицами капиталов относятся: 

  • освобождение от налогообложения доходов при передаче имущества от номинального владельца фактическому;
  • исключение возможности взыскания налога, если декларантом была допущена неуплата или неполная уплата налогов при приобретении, использовании или распоряжении задекларированными имуществом и счетами;
  • установление режима налоговой тайны в отношении сведений, содержащихся в специальной декларации, и самого факта ее представления, что предполагает безусловное отсутствие доступа к ним иных государственных (кроме налоговых) и негосударственных органов, организаций. Такие сведения могут быть истребованы только самим декларантом. 

В качестве гарантий, предоставляемых для декларанта и лица, которое указано в декларации, помимо указанных выше, нормами ст. 4 Федерального закона от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ предусмотрено также освобождение от:

  • уголовной ответственности (за преступления, предусмотренные ст. 193, ч. 1, 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ [17]); 
  • административной ответственности (в случае выявления факта нарушения законодательства при приобретении, использовании, распоряжении имуществом, а также контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации; в случае совершения валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации);
  • налоговой ответственности (за совершение налоговых правонарушений, связанных с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом, контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

Более того, факт представления декларации, как и сведения, указанные в ней, не могут быть основаниями для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и налоговом правонарушении в отношении как декларанта, так и номинального владельца имущества, а также использоваться в качестве доказательств по уже возбужденным делам.

Таким образом, государство предлагает владельцам капитала, в том числе и иностранного, легализовать свои активы без негативных для себя последствий. Между тем, на практике механизмы добровольного декларирования денежных средств и имущества граждан оказались не востребованы. Декларационная кампания начала свое действие с 1 июля 2015 г., однако спустя четыре месяца было подано лишь около 170 специальных деклараций [8]. В Послании Федеральному Собранию России Президент В.В. Путин отметил, что рассматриваемые нововведения в отношении добровольного декларирования не достигли поставленных целей: «Бизнес пока не спешит воспользоваться этой возможностью, а значит, предложенная процедура сложна, гарантий недостаточно» [13]. Для изменения ситуации главой государства было предложено продлить срок подачи специальной декларации еще на полгода (что было реализовано: срок продлен до 1 июля 2016 г.), а также проанализировать причины сложившейся практики и подготовить необходимые изменения в действующее законодательство. 

К сожалению, в течение достаточно длительного периода времени российские предприниматели отдали предпочтение в ведении бизнеса с привлечением иностранных, чаще всего офшорных, компаний. Изначально главной их целью была минимизация уплаченных налогов, однако впоследствии ее дополнила возможность обеспечения конфиденциальности истинного собственника имущества, сокрытия его реальных активов. Офшоры представляют собой финансовые центры с налоговыми льготами и упрощенными правовыми процедурами регистрации юридических лиц.

Распространенность и привлекательность офшорных компаний для современного мира трудно переоценить. Доказательством этому служит обнародованный журналистами в апреле 2016 г. архив панамской юридической компании MossackFonseca, раскрывший сведения 11,5 млн документов об офшорах за 1977 – конец 2015 гг. Как следует из материалов досье, услугами данной компании, регистрировавшей офшоры, воспользовались 12 действующих и бывших мировых лидеров, а также 128 политиков из разных государств. Данные документов свидетельствуют об офшорных компаниях премьер-министров Исландии и Пакистана, короля Саудовской Аравии и других высокопоставленных лиц политики, спорта, шоу-бизнеса; содержат сведения более чем о 30 физических и юридических лицах из черного списка Правительства США, включенных туда за сотрудничество с мексиканскими наркобаронами, террористическими организациями и такими странами, как КНДР и Иран. Таким образом, MossackFonseca выступила в роли одного из главных создателей подставных компаний и корпоративных структур, которые используются для сокрытия владельцев активов по всему миру [5].

Реакция мирового сообщества на опубликованные секретные архивные данные была неоднозначной [11]. Так, в Панаме, где была зарегистрирована MossackFonseca, начато расследование в отношении ее деятельности. Премьер-министр Исландии и глава этического комитета футбольной федерации ФИФА ушли в отставку. В Испании проводится расследование в отношении упомянутых в публикации лиц, в том числе и членов королевской семьи. Законодатели в Германии приступили к разработке правового механизма, который позволил бы раскрыть информацию об истинных владельцах офшорных компаний. Еврокомиссией принято решение о составлении списка офшорных государств, не обеспечивающих международную транспарентность и обмен налоговой информацией. В Великобритании упомянутый в «панамском досье» премьер-министр Д. Кэмерон отметил необходимость«ужесточить законодательство и изменить культуру, связанную с инвестированием, чтобы еще решительнее поставить заслон уклонению от налогов и лишить каких бы то ни было стимулов агрессивный уход от налогообложения», но при этом указал, что важно «различать схемы, придуманные для того, чтобы искусственно занизить налоги, и схемы, призванные стимулировать инвестиции» [3]. 

В России Генеральная прокуратура РФ начала проверку соответствия действий указанных в документах панамской компании MossackFonseca граждан РФ нормам российского законодательства, основам международного права и  обязательствам России перед международным сообществом по предотвращению фактов коррупции и противодействию легализации денежных средств, полученных противоправным путем [12].

Между тем, по мнению экспертов и самих предпринимателей, среди главных причин [7] непопулярности в России декларирования капиталов, в особенности иностранных, стали отсутствие доверия к власти, равно как и уверенности в невостребованности соответствующих сведений правоохранительными органами, а также риск утраты конфиденциальности и распространение такой «амнистии» исключительно на физических лиц. Как отмечает Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Б. Титов, следует распространить механизмы добровольного декларирования на юридические лица, при этом подразумевая освобождение от ответственности владельцев активов, являющихся руководителями таких компаний [2].

Кроме того, существуют и иные препятствия организационно-технического и правового характера. 

Во-первых, суммы налогов на задекларированное имущество хотя и не предъявляются к взысканию, но фигурируют в базе ФНС как задолженность, что может повлечь неблагоприятные последствия для декларанта и лица, указанного в специальной декларации, а именно повлечь отказ в возврате переплаты по уже уплаченным налогам, запрет выезда за пределы государства. При этом не предусмотрено возможности подать уточненную декларацию.

Во-вторых, процедура переоформления имущества на реального собственника требует предоставление документов, по которым такое имущество передано в управление номинальному владельцу. Однако преимущественно такие активы передаются не напрямую, а через целую цепочку компаний, в том числе и оффшорных [8]. 

В-третьих, у декларанта отсутствует право подачи уточненной декларации. Между тем, установленные законом гарантии не предоставляются, если указанное в ней имущество нельзя идентифицировать, что может возникнуть ввиду непреднамеренных ошибок декларанта. 

Федеральным законом от 05.04.2016 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10] были уточнены два правовых аспекта механизма добровольного декларирования капиталов.

 Во-первых, изменены нормы относительно условий репатриации имущества: теперь предоставление гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ, не зависит от факта возврата на территорию Российской Федерации имущества, сведения о котором содержатся в специальной декларации, без каких-либо исключений. Ранее же указанное положение не распространяло свое действие на случаи, когда соответствующее движимое имущество на дату представления декларации находится в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ, или в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ, поскольку предполагалось, что данный список будет утвержден до начала процесса добровольного декларирования. Однако приказ ФНС [15], утвердивший такой список, был издан лишь в марте 2016 г. и вступил в силу с 1 апреля 2016 г. В этой связи возникла неопределенность в плане применения условия об обязательной репатриации, что влекло риск недействительности установленных законом гарантий. Кроме этого, было не ясно, каким образом возможно определить место нахождения движимого имущества в виде ценных бумаг. Так, при определении места нахождения бездокументарных ценных бумаг по месту нахождения их эмитента репатриация стала бы объективно невозможной. 

Во-вторых, поправками предусматривается расширенный период амнистии для валютных операций, в том числе по зачислению денежных средств. Согласно новой редакции закона, валютные операции, которые совершенны до момента подачи специальной декларации с нарушениями установленного порядка, не порождают негативных последствий, если счета, используемые для таких операций, раскрыты в представленной декларации. Ранее же под амнистию подпадали только те операции, которые совершены до 1 января 2015 г.

Применительно к изложенному важно заметить, что подобная поправка создает коллизию между нормами ч. 3 и ч. 4 ст. 7 анализируемого Федерального закона от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ. Согласно ч. 3 ст. 7, «денежные средства, зачисленные на указанные в декларации счета (вклады), открытые в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2015 г. признаются зачисленными на эти счета (вклады), открытые в банках, расположенных за пределами Российской Федерации». В соответствии с ч. 4 ст. 7 «валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до даты представления декларации по счетам (вкладам), указанным в декларации и открытым в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, признаются совершенными без нарушения Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». То есть становятся неясными периоды легализации валютных операций по зачислению денежных средств. Данный вопрос требует соответствующих разъяснений налоговых органов, поскольку пояснительная записка к законопроекту изначально не содержала каких-либо указаний относительно рассматриваемых поправок в Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ [9].

Резюмируя вышеизложенное, возможно выделить ключевые особенности рассматриваемого Федерального закона: отсутствие необходимости возврата средств в Россию и уплаты какого-либо обязательного платежа с легализуемого имущества. Между тем, данный Федеральный закон не способствует повышению прозрачности российской экономики, поскольку сведения из деклараций не будут открыты для публичного доступа. Фактически устанавливается своего рода механизм защиты предпринимателей от возможных преследований со стороны правоохранительных органов в отношении задекларированного имущества. Гарантии защиты от такого преследования распространяются также на организационно-распорядительный и административный персонал компании, которая участвовала в приобретении, использовании или распоряжении имуществом, а также в процессе открытия и зачисления денежных средств на зарубежные счета, указанные в декларации. Однако, до окончания сроков подачи специальной декларации остается крайне мало времени, а внесенные законодательные изменения не в полной мере отвечают интересам предпринимательского сообщества, поскольку не устраняют те изложенные выше обстоятельства, которые препятствовали широкой популяризации идеи добровольного декларирования капиталов. 

Таким образом, анализируемые правовые нормы сохраняют свой декларативный характер, а закрепленный механизм легализации активов физических лиц остается малоэффективным и трудноприменимым на практике, что не способствует преодолению тенденций оттока капитала из России и противодействию развития теневой экономики.

References

1. Gurvich E. Est´ li zhizn´ bez kapitala //Rossiyskaya gazeta. 2016. 19 aprelya. S. 11.

2. Zhandarova I. Ne vykhodyat po amnistii. Biznes khochet garantiy bezopasnosti pri vozvrate kapitalov. Ros.gazeta. 2015. 8 dekabrya.

3. Zabrodina E. Devidu Kemeronu prishlos´ opravdyvat´sya iz-za utechki informatsii. Internet-portal Rossiyskoy gazety. URL: http://rg.ru/2016/04/12/devidu-kemeronu-prishlos-opravdyvatsia-iz-za-utechki-informacii.html (data obrashcheniya: 25.04.2016).

4. Lokteva V. Pryatki kapitala. Predprinimateli khotyat obeshchannykh garantiy. Ros. Biznes-gazeta - Nalogovoe obozrenie. 2015. 29 dekabrya. S. 11.

5. Nevel´skiy A. Gigantskaya utechka dannykh rasskazala o prestupleniyakh i korruptsii. Elektronnoe periodicheskoe izdanie «Vedomosti». URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/04/03/636211-2-mlrd-ot-priblizhennih-putina (data obrashcheniya: 25.04.2016).

6. Nikolaev Ya. Pora domoy. Rossiyskaya gazeta. 2016. 13 yanvarya. S. 15.

7. Nikolaev Ya. Pora domoy. Amnistiyu kapitalov prodlili do iyulya 2016 goda //Rossiyskaya gazeta. 2016. 13 yanvarya.

8. Nikolaev Ya. Sostoyanie pokoya. Biznes ne speshit pokidat´ ofshory. Ros.gazeta. 2015. 13 noyabrya.

9. Ob utverzhdenii Perechnya gosudarstv (territoriy), ne obespechivayushchikh obmen informatsiey dlya tseley nalogooblozheniya s Rossiyskoy Federatsiey: prikaz FNS Rossii ot 4 marta 2016 g. № MMV-7-17/117@. Ofitsial´nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru - 25.03.2016.

10. Ofitsial´nyy sayt Gosudarstvennoy Dumy Federal´nogo Sobraniya RF. Avtomatizirovannaya sistema obespecheniya zakonodatel´noy deyatel´nosti. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&;RN=954176-6 (data obrashcheniya: 25.04.2016).

11. Panamskoe dos´e. Korotko. URL: https://news.mail.ru/card/73/ (data obrashcheniya: 25.04.2016).

12. Petrov I. General´naya prokuratura proverit informatsiyu o rossiyanakh iz «panamskikh dokumentov». Internet-portal Rossiyskoy gazety. URL: http://rg.ru/2016/04/05/gp-proverit-informaciiu-o-rossiianah-iz-panamskih-dokumentov.html (data obrashcheniya: 25.04.2016).

13. Poslanie Prezidenta RF Federal´nomu Sobraniyu RF ot 3 dekabrya 2015 g.. Ros.gazeta. 2016. 4 dek.

14. Poyasnitel´naya zapiska k proektu federal´nogo zakona «O neotlozhnykh merakh v svyazi s nalogovoy amnistiey i stimulirovaniem vozvrata v Rossiyskuyu Federatsiyu denezhnykh sredstv iz offshornykh territoriy i inykh gosudarstv blizhnego i dal´nego zarubezh´ya».

15. Ros.gazeta. 2016. 8 aprelya.

16. Sobr. zakonodatel´stva RF. 2015. № 24, st. 3367.

17. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (v red. feder. zakona ot 30 marta 2016 g. № 78-FZ). Sobr. zakonodatel´stva Ros. Federatsii. 1996. № 25. St. 2954; 2016. № 14. St. 1908.

Login or Create
* Forgot password?