THE CONCEPT OF “TRAVEL” AND ITS REPRESENTATION IN CROSS-CULTURAL ADVERTISING COMMUNICATION IN THE SPHERE OF TOURISM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article covers the problems of the concept of “travel” and its representation in cross-cultural advertising communication in the sphere of tourism. The author highlights the issues of representation of different countries and cultures in the advertising printed texts of tourism, shows the illustrative material, reflecting features of broadcast advertising information, taking into account the specifics of national mentality. The article discusses features of the Russian consumer perceptions of such texts.

Keywords:
intercultural communication; advertising of tourism; advertising text; the concept of “travel”.
Text

Туризм сегодня стал неотъемлемой частью нашейжизни: путешествия, перемещения людей в различных целях из страны в страну, общение с иными культурами, познание других религий, социальных законов и этнических особенностей — все это является одной из отличительных черт развития современного общества в эпоху глобализации.

Понятие «туризм» в языковом сознании неразрывно связано с лингвокультурным концептом «путешествие», являющимся сложным ментальным образованием, имеющим множественные обозначения и выражения в языке. Его можно отнести к типу непредметных событийных концептов.

Как известно, концепт не возникает непосредственно из значения слова, а «…является результатом столкновения словарного значения слова с личным или народным опытом человека» [10, с. 281]. Опираясь на множество научных иссле дований, концепт можно определить как результат осмысления жизни и достояние духовной жизни всего общества. «Сознание — область пребывания концепта, культура детерминирует концепт, язык или речь — сферы, в которых концепт опредмечивается» [Карасик, Слышкин. 2001. Цит. по: 15].

мы считаем, что важно разграничить их как «понятие» и «концепт». Под концептом понимается ментальное национально-специфическое образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о данном объекте, а планом языкового выражения — совокупность лексических единиц, номинирующих и описывающих данный объект. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют обширное семантическое поле и стали темой пословиц, поговорок, поэтических и прозаических текстов. Концепты являются носителями культурной памяти народа. К таковому явлению, безусловно, можно отнести «путешествие», в то время как «туризм» представляет собой понятие, термин, принадлежащий определенной сфере человеческой деятельности. Можно также отметить, что понятие «туризм» представляет собой сгусток рациональной части концепта «путешествие».

Путешествие — перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового [1, с. 14] — в разных культурах связано с образом жизни, состоянием души или активными действиями. Путешествие — это не столько пересечение пространства, сколько выражение страстного желания открытий и перемен, которые его сопровождают. Таким образом, изучать, исследовать, разыскивать, жить впечатлениями новых и прошлых опытов — все это значит путешествовать, или же, иными словами, все это — символические значения слова «путешествие». Такое толкование понятия «путешествие» дает словарь символов Х.Э. Керлота. По Юнгу, путешествие — символ страстного стремления и неудовлетворенного желания. К понятию «путешествие» можно также отнести мечты, грезы и фантазии. Прежде всего, путешествовать — значит искать, действовать.

References

1. Birzhakov M.B. Vvedenie v turizm: Uchebnik. - 6-e izd., pererab. i dop. - SPb.: Izd. Dom «Gerda», 2004.

2. Bol'shoy glossariy terminov mezhdunarodnogo turizma: V 2 t. - 2-e izd. - SPb.: Nevskiy Fond, 2003.

3. Galizdra A.S. Kul'turnaya dinamika turizma i puteshestviy v epokhu globalizatsii. Pervyy Rossiyskiy kul'turologicheskiy kongress. Programma. Tezisy dokladov - SPb.: Eydos, 2006. - S. 364, 365.

4. Goncharova L.M. «Tol'ko luchshee…». Russkaya rech'. - 2010. - № 3.

5. Goncharova L.M. Inoyazychnaya leksika v turizme: moda ili neobkhodimost'?. Russkaya rech'. - 2011. - № 5. - S. 57-62.

6. Doklad General'nogo direktora YuNESKO Koitiro Matsuura na pervoy sessii Komiteta ekspertov, posvyashchennoy aktivizatsii deyatel'nosti YuNESKO po zashchite kul'turnogo raznoobraziya v usloviyakh globalizatsii. Parizh, sentyabr' 2000 g.

7. Il'ina E.N. Turopereyting: organizatsiya deyatel'nosti. - M.: Finansy i statistika, 2005.

8. Koshenkova A.A. Sopostavitel'nyy analiz yazykovykh sredstv reprezentatsii kontsepta «puteshestvie» v nemetskom i tatarskom yazykakh: Dis. … kand. filol. nauk. - Cheboksary, 2010.

9. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / otv. red. V.N. Yartseva. - M.: Sov. entsiklopediya, 1990.

10. Likhachev D.S. Kontseptosfera russkogo yazyka. Russkaya slovesnost'. Antologiya. - M.: Academia, 1997.

11. Lyu Tszyuan'. Kontsept «Puteshestvie» v kitayskoy i russkoy lingvokul'turakh: Avtoref. dis…. kand. filol. nauk. - Volgograd, 2004.

12. Maslova V.A. Vvedenie v kognitivnuyu lingvistiku. - 3-e izd., pererab. - M.: Flinta: Nauka, 2004.

13. Stepanov Yu.S. Konstanty: slovar' russkoy kul'tury. - 3-e izd., ispr. i dop. - M.: Akademicheskiy proekt, 2004.

14. Chernyshova L.A. O termine kontsept i o ego leksikograficheskom opisanii. Filologicheskie nauki. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy issledovaniya yazyka. - 2012. - № 3. http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Philologia/3_106394.doc.htm

15. Chakalova E.P. Yazykovaya reprezentatsiya natsional'noy kartiny mira v khudozhestvennom tekste (na materiale angliyskogo i russkogo yazykov): Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - Krasnodar, 2006.

Login or Create
* Forgot password?